Лариса Шуваева
Кукла Андрюша
▼ Скачать + Заказать документы
М
еня зовут Шуваева Лариса Владимировна. Я работаю в МБДОУ «Детский сад №73-ЦРР» г. Бийска Алтайского края учителем – логопедом. Чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них познавательную активность, я активно применяю в своей работе разнообразные игровые методы и приемы. Одним из таких приемов является игрушка Андрюша, сшитая собственными руками.
Игрушка проста в изготовлении, многофункциальна. Она представляет собой мальчика с открытым ртом.
Цель данной игрушки: Побуждать детей к совместной деятельности с логопедом и сверстниками.
Задачи:
1. Стимулировать речевую активность детей;
Публикация «Кукла Андрюша» размещена в разделах
2. Развивать пространственное восприятие;
3. Развивать мелкую моторику рук;
4. Развивать тактильную чувствительность и координацию движений.
5. Обогащать воображение;
6. Оказывать содействие в развитии социально – эмоциональной сферы детей.
Игрушка способствует:
Снижению высокого уровня психофизического напряжения малышей в период адаптации;
Установлению доверительных отношений между педагогом и ребенком;
Возникновению и поддержанию положительных эмоций у детей, общего фона настроения;
Удовлетворению потребности детей в разнообразных эмоционально – насыщенных переживаниях и обеспечивает свободу выражений своих чувств, развивает и поддерживает самостоятельность;
Развитию тактильно – кинетической чувствительности, умению прислушиваться к своим ощущениям, обогащению сенсорного опыта детей;
Развитию координации движений рук:
Развитию речи, памяти, произвольного внимания;
Содержательному общению со взрослым, установлению социальных контактов со сверстниками.
Принципы:
Принцип занимательности - именно развлекательная функция игр создает атмосферу радости, комфортности. Чем больше ребенок получает положительных эмоций, тем увереннее, уютнее он ощущает себя в этих играх;
Принцип новизны - использование такой игрушки позволяет
вовлекать ребенка в целенаправленную деятельность, формирует желание выполнять поставленные задачи, вызывает интерес к непосредственно образовательной деятельности;
Принцип доступности - вся деятельность ребенка с игрушкой строится на основе возрастных особенностей детей;
Принцип комплексности – решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи подразумевает планирование ее с учетом взаимодействия всех факторов, времени и формы проведения;
Принцип постепенной усложненности – т. е. ненавязчиво, в игре ребенок поэтапно совершенствует свои движения;
Принцип сотрудничества – в использовании игрушки очень важна атмосфера доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности.
Методы и приемы работы с игрушкой Андрюшей :
Методы и приемы обогащения и уточнения словаря: показ с называнием; многократное повторение нового слова или фразы; использование взрослым нового слова в сочетании с разными знакомыми детям словами; поручения, предполагающие ответ действием (пройди по дорожке, одень сапожки т. д.).
Методы и приемы активизации словаря: вопросы и ответы, дидактические упражнения; договаривание детьми нужных слов; сочетание показа и объяснений логопеда с игрой детей; поручения, требующие от ребенка развернутого ответа.
Методы и приемы развития слухового восприятия: музыкально-ритмические упражнения; подвижные игры.
Методы и приемы формирования правильного звукопроизношения: артикуляционная гимнастика; упражнения на звукоподражание; словесные игры; упражнения на развитие речевого дыхания, дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика.
Методы и приемы, развивающие понимание речи и навыки связной речи: рассказывание и чтение детям сказок их обыгрывание, обыгрывание потешек, авторских произведений; имитационные упражнения, сопровождаемые речью.
Методы и приемы, способствывающие возникновению и поддержанию положительных эмоций у детей, повышению эмоционального тонуса, общего фона настроения (сюрпризные моменты, эффект неожиданности и т. д.);
Методы и приемы, развивающие тактильно – кинетическую
чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный чувствительный опыт малышей (игры на различных сенсорных ковриках)и т. д.
Включённая в игровую ситуацию кукла позволяет взрослому без принуждения и насилия над чувствами и желаниями детей управлять их поведением. Демонстрировать отдельные формы поведения; Устанавливать прямую и обратную связь со всеми детьми одновременно и персонально с каждым ребёнком, «собирая» информацию, необходимую для корректировки педагогического воздействия;
Кукла Андрюша поможет встать на равную с ребёнком позицию, та как его образ - привлекательного, улыбающегося мальчика, который наделён теми же интересами, потребностями и склонностями, которые характерны для детей определённой возрастной группы.
Кукла вводит новые предположения, принимает замыслы детей, демонстрирует способы действия с игрушками, вместе с детьми, без жёстких оценок решает возникающие проблемы.
Кукла – посредник выполняет коммуникативную роль, помогает осуществить позитивное взаимодействие между взрослым и ребёнком.
Появления куклы дети ждут как праздника, потому что это связано с сюрпризом, неожиданными ситуациями, постоянным напряжением ума, чувств.
Практика показывает, что наиболее популярными сюжетно-ролевыми играми являются игры в «семью», «больницу», «парикмахерскую» и так далее. Следовательно, первыми должны быть игрушки, которые помогают сосредоточить внимание детей на событиях связанных с домом, семейной жизнью, больницей. Решению этих вопросов поможет дидактическая игра «Андрюшины подарки».
Дидактическая игра «Андрюшины подарки».
После полдника все дети занимаются любимыми делами. Раздаётся стук в дверь и к удивлению педагога и детей в группу «входит» улыбающаяся кукла. Воспитатель здоровается с куклой, предлагает ей познакомиться с детьми.
Андрюша : Здравствуйте ребята! У –у – у, сколько вас! Давайте знакомиться! Меня зовут…. Ой! Забыл… Лягушка? … Нет! Игрушка? … Нет! Врушка? … Нет, нет, совсем не так! Ребята, может, вы знаете, как меня зовут?
Дети: Петрушка! Андрюшка!
Андрюша : А – а! Верно! Вспомнил, Андрюшка! Ведь даже стихи про меня есть. Знаете вы их? Нет? Тогда послушайте:
Я – весёлый друг Андрюшка!
В яркой шапке на макушке,
Я в костюме расписном,
Ярко – красном, голубом!
Вы пожалуйста не сомневайтесь, что это стихи про меня, хоть я сейчас совершенно в другом костюме. Но может же человек переодеться. А ещё, я очень люблю, когда меня называют не Андрюшкой, а Андрюшей. Ой! Я же совсем забыл! Я вам что-то принёс. (дети садятся полукругом, посередине - стол).
Андрюша достаёт большой пакет, предлагает детям отгадать что он принёс. (Игрушки). Андрюша достаёт набор кухонной мебели. Доставая каждый предмет, спрашивает, как этот предмет называется и зачем он нужен. Иногда Андрюша ошибается. И дети поправляют его, объясняя назначение предметов. Когда назначение предметов мебели определено, выясняют где, что должно стоять. Как можно поиграть. Затем Андрюша прощается и обещает прийти через несколько дней.
Так в ненавязчивой форме направляется мысль детей на создание «кукольной комнаты».
Дидактическая игра может проводиться несколько раз подряд, возрождая интерес детей к бытовым игрушкам.
Далее организуется новые встречи с Андрюшей, в ходе которых осуществляется внесение новых игрушек – домашних животных. Дети рассматривают игрушки, читают про кошку и собаку стихи и потешки, поют песенки; затем определяют место, где они будут жить, кто за ними будет ухаживать, чем кормить, как играть, где гулять и так далее.
Артикуляционная гимнастика
Чтобы сформировать у ребенка правильное произношение звуков или исправить имеющиеся нарушения звукопроизношения рекомендуются занятия артикуляционной гимнастикой.
Артикуляционная гимнастика - это упражнения для органов артикуляционного аппарата: губ, языка. При регулярных выполнениях упражнений развивается точность, сила и дифференцированность движений органов артикуляции, ребенок четче переходит от одной артикуляционной позы к другой, точнее удерживает нужное положение языка и губ, необходимое для правильного произнесения звуков в речевом потоке.
Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков. А поможет нам в этом кукла Андрюша
«Андрюшкина зарядка»
1. «Улыбка» Наш Андрюша – озорник
Тянет губки к ушкам.
- Посмотрите, - говорит,
- Я теперь - лягушка!
2. «Трубочка» Кто играет на гитаре,
А Андрей на дудочке,
Губы вытянул вперед
Узкой-узкой трубочкой
3. «Горка» Кончик языка в зубки упирается,
Спинку выгибаем - горка получается.
Быстро- быстро с горки вниз
На санках катится малыш.
4. «Часики» У Андрюши есть часы –
Удивительной красы!
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
5. «Вкусное варенье» Если у Андрюши плохое настроение,
Ест Андрюша наш вкусное варенье.
Надо верхнюю губу вареньицем намазать,
И широким язычком облизнуть все сразу.
6. «Качели» Язычок – вверх и вниз –
На качели сел Андрюша.
Вот качели высоко,
Вот качели низко.
До чего же хорошо,
Весело Андрюши!
7. «Грибок» Наш Андрюша в лес пошел,
Под сосною гриб нашел.
Подними вверх язычок-
Покажи, как рос грибок.
8. «Барабанщик» Недавно бабушка Анфиса
Купила барабан Андрюши.
И теперь он делом занят:
Громко – громко барабанит.
9. «Пароход гудит» Вот Андрюшин пароход
Смело по морю плывёт.
Не боясь крутой волны,
Весело гудит он: «ы – ы –ы»
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. И в этом нам поможет наша игрушка. Детям нравиться выполнять движения вслед за Андрюшей.
Эта игрушка очень полезна при изучении лексических тем: «Части тела», «Игрушки», «Одежда», «Обувь» и т. д. Для данной игрушки были изготовлены подружка Анюта и лягушонок Ква, которые также используются на занятиях.
Играйте вместе с детьми! Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Игра – это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию. Вы получите не только удовольствие, но и результат- это красивая правильная речь ребенка и его доброе сердце, которое любит вас!