Евгения Кисленко
Кружковая деятельность «Занимательная логика» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Занимательная логика
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана
«Детский сад «Добрыня»
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол № 1 от 30.08.2018 УТВЕРЖДЕНО
приказом заведующего МБДОУ «Д/с «Добрыня» №68 от 31.08.2018
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»
для детей 6-7 лет
««
Руководители кружка :
Кисленко Е. Ю.
Содержание
Публикация «Кружковая деятельность „Занимательная логика“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Подготовительная группа
- Темочки
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ страницы
1.1. Пояснительная записка 3
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы 4
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы 4-5
1.1.3. Ожидаемые результаты 6
2. Содержательный раздел 7
2.1. Календарно – тематический план 7-10
3. Организационный раздел 11
3.1. Методическое обеспечение программы 11
3.2. Список литературы 12
Приложение
1.1Пояснительная записка
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – школе.
Развитие познавательных процессов - восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи позволяет целенаправленно и систематически развивать познавательные способности дошкольников, а это необходимое условие их подготовке к школе.
Основными методами, используемых в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается метод практических действий, который позволяет дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения на действиях с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. д.
На данном этапе метод практических действий дополняется важнейшим для математики способом познания, окружающего мира - методом моделирования (работа с предметами и группами предметов дополняется выполнением предметных и схематических рисунков; осуществляется моделирование цифр из плоскостных элементов).
Кроме того, более активное использование разнообразных дидактических игр математического содержание позволяет, с одной стороны, углублять математические знания, а с другой - способствует формированию умений общаться с воспитателем, развивает навыки сотрудничества со сверстниками, формирует умения оценивать свои действия, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо.
Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры В. В. Воскобовича, Б. П. Никитиных и игры - головоломки, направленные на развитие логики мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.
Игры на освоения чисел, геометрических фигур, пространственных отношений произойдет развитие мыслительных операций: «Геоконт».
Среди множества существующих игр-головоломок на создание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений с детьми будут использоваться такие игры, как: «Танграм» и «Счетные палочки».
Возраст детей : 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Подведение итогов: конкурсы, олимпиады, викторины, организация фотовыставки
1.1.1 Цели и задачи реализации Программы
Цель: создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.
Задачи:
Создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников
Развивать умение рассуждать, самостоятельно делать выводы
Развитие интеллектуальных возможностей детей
Развитие слухового и зрительного восприятия
Расширение и активизация словарного запаса
Воспитание доброжелательного отношения к окружающим
1.1.2Принципы и подходы к формированию программы
Организация работы строится учетом принципов, которые взаимосвязаны и реализуются в единстве:
Принцип системности - работа должна проводиться систематически,
весь учебный год, при гибком распределении программного
материала в течение месяца.
Принцип последовательности – предполагает планирование
изучаемого материала последовательно (от простого к сложному,
чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях
дошкольного учреждения и семьи.
Принцип наглядности - широкое представление соответствующей
изучаемому материалу наглядности.
Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть
интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у
детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к
достижению результата.
В программу кружка входят разделы :
Математические логические задачи загадки.
Геометрические задачи и головоломки.
Кроссворды, ребусы, лабиринты, тренинги.
Логические задачи на применение общих знаний.
количество и счет;
определение величины;
ориентировка во времени, пространстве;
Основные формы и методы работы:
игровой
проблемные ситуации
практический
словесный
наглядный
Формы организации деятельности детей
индивидуальная
групповая
Формы проведения занятий
игровая деятельность
работа по образцу
устное изложение, показ видеоматериалов
Приё мы:
показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств
инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
вопросы к детям.
Кружковая деятельность проходит 1раз в неделю: Вторник – 15:15
Возраст детей : 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Подведение итогов: конкурсы, олимпиады, викторины, организация фотовыставки
1.1. 3Характеристика ожидаемых результатов:
В ходе реализации задач предполагается, что дети будут уметь
сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
работать в парах, микрогруппах;
Проявлять доброжелательные отношения к сверстникам, умение его выслушать, помочь при необходимости
ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
овладеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация.
мысленно устанавливать сходства и различия предметов
определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно - дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;
быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;
выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти
выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий;
уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата.
2. Содержательный раздел
2.1. Календарно – тематический план
Месяц Неделя Виды деятельности
Сентябрь Работа с литературой
Октябрь 1 1 «Весёлый счёт»
2. Игра «Найди отличия»
3. Лабиринты (ориентировка в пространстве)
4. Игра Никитиных «Сложи квадрат»
2 1. Игра «Найди цифру»
2. Дидактическая сказка «Жили - были палочки»
3. Графический диктант «Жираф»
4. Игра «Найди свою пару»
5. Весёлые задачки
3 1. Задание от Профессора - Математика «Математическая разминка»
2. Задания в тетрадке «Игралочка»
3. Игра «Где больше?»
4. Игра Никитиных «Внимание»
5.«Устный счет прямой и обратный»
4 1. Игра «Чёт-нечет»
2. Игра «Танграм»
3. П\и. «По порядку стройся»
4. Занимательные загадки
Ноябрь 1 Каникулы
2 1. Графический диктант «Рыбка»
2. Игра Никитиных «Уникуб»
3. Проблемная ситуация «Как найти Буратино клад»
Подвижная игра «Найди себе пару»
3 1. Игра «Переложи спичку»
2. Задания в тетради «Игралочка»
3. П. Игра «Пройди лабиринт»
4. Игра «Внимание-угадайка»
4 1. Задание «Нарисуй и зачеркни» (картотека)
2. Игра Воскобовича «Геоконт»
3. Игра «Куда села муха?» (план-схема)
4. Игра «Продолжи закономерность» (Ю. Соколова с. 66 – 68)
Декабрь 1 1. Загадки мудреца
2. Игра «Нелепицы»
3. Графический диктант «Елка»
4 Игра «Что пропало?»
2 1. Задания в тетради «Игралочка»
2. Игра «Выполни движения»
3. Игра Никитиных «Сложи квадрат»
4. Превращения с палочками
3 1. Головоломка «Танграм»
2. «На помощь Деду Морозу»? (план-схема)
3 Математические кроссворды
4 Викторина от Разумейкина
4 Каникулы
Январь
1
Каникулы
2
3 1. Ребусы
2 Числовые домики
3 Сказка геометрических фигур
4. Игра Никитиных «Кирпичики»
4 1. Головоломка «Танграм»
2. Игра «На край света» (схема-карта)
3. Проблемная ситуация «Средства связи» (картотека)
4. Игра “Цифры заблудились”
5 1. Задачи в стихах
2. Игра «Запомни и запиши цифры» (картотека)
3. Игра «Разложи по домикам»
4. Задания в тетради «Игралочка»
Февраль 1 1. Игра со спичками «Найди закономерность и продолжи ряд»
2. Игра Никитиных «Сложи квадрат»
3. Загадки – шутки
4. Игра «Слушай и показывай»
2 1. Игра Никитиных «Внимание»
2. Графический диктант «Танк»
3. Игра «В поисках клада» (ориентировка в пространстве по схеме)
4. Игра «Сложи по образцу» (кубики, лего)
3 1. Задания в тетради «Игралочка»
2. Проблемная ситуация «Свойства металлов»
3. Игра «Колумбово яйцо»
4. Игра Никитиных «Сложи узор»
4 1. Кроссворды математические
2. Игра Никитиных «Кубики для всех»
3. Задание – игра «Закончи последовательность»
4. Математические загадки
Март 1 1. Задания в тетради «Игралочка»
2. Занимательные шахматы
3. Игра «Выполни движения»
4. Игра «Слушай и показывай»
2 1. Игра Никитиных «Внимание-угадай-ка»
2. Игра «Дойди до цели» на ориентировку в пространстве по схеме
3. Игра «Подбери заплатку» (подбор геометрических фигур)
4. Игра «Найди пару»
3 1. Шахматы
2. Игра на внимание «Найди отличия»
3. Игра Никитиных «Уникуб»
4. Игра «Танграм»
4 Каникулы
Апрель 1 1. Весёлая геометрия
2. Игры с числами. Занимательные задачи
3. Решение проблемных ситуаций по математике
4. Игра «Чего на свете не бывает»
2 1. Космическое путешествие.
2. Загадочный лабиринт
3. В царстве смекалки
4. Шахматы
3 1. Волшебные ступеньки.
2. Математическая игра «В гости к смешарикам».
3. Путешествие по волшебной стране.
4. Подумай и реши
4 1. Задания в тетради «Игралочка»
2. Игра Никитиных «Внимание»
3. Игра «Переложи спичку так…»
4. Игра «Потерянная игрушка» на ориентировку в пространстве со схемой
Май 1 1. Математический лабиринт.
2. Математические головоломки.
3. Весёлые фигуры
4. Игра Никитиных «Уникуб»
2 1. Игра «Лабиринт»
2. Занимательные задачи
3. Игра «Танграм»
4. Задания в тетради «Игралочка»
3 1. Шахматы
2. Игра Никитиных «Сложи квадрат»
3. Закончи цепочку
4. Решение проблемных ситуаций
4 1. Построй по схеме
2. В царстве смекалки
3. Положительные и отрицательные понятия.
4. Интеллектуальные игры.
5 1. Шахматы
2. Задания в тетради «Игралочка»
3. Весёлые задачики
4. Турнир «Знатоков и Эрудитов»
3. Организационный раздел
3.1. Методическое обеспечение программы
В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры
В. В. Воскобовича «Геоконт».
Б. П. Никитиных: «Сложи узор», «Кубики для всех», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Кирпичики», «Внимание», «Внимание - угадайка»
игры-головоломки, направленные на развитие логики, мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания. («Танграм»,«Лабиринты», «Ребусы», «Счётные палочки»)
Математическая игра «Собери корзинку»
Демонстрационный материал
Мультимедийная установка
Игры с картами-схемами
Картотеки развивающих, дидактических игр.
3.2. Список литературы
Список используемой литературы:
1. 1. Т. М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж: ИП Лакоценин С. С. 2009.
2. Воскобович В. В., Харько Т. Г. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты», С-Петрбург, 2003.
3. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Просвещение, М., 1990.
4. Ю. Г. Тамберг «Как научить ребёнка думать» -Ростов н/Д. Феникс. 2007.- 445 с.
5. .Никитин Б. П. 'Ступеньки творчества или развивающие игры' \\3-е издание, дополненное - Москва: Просвещение, 1990 - с. 160
6. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи» – Сфера, 2010. – 48с.
7. Игралочка-ступенька к школе. Математика для детей 6-7 лет. Ч. 4 (1-2). Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е
Приложение