Римма Сахарова
Кружковая работа «Чистюля» группы общеразвивающей направленности для детей от 2 до 3 лет по формированию КГН
▼ Скачать + Заказать документы
«Чистюля»
Содержание
1. Пояснительная записка ….
- Цели и задачи ….
- Условия реализации программы ….
- Формы и методы проведения занятий обеспечивающие
успешное решение поставленных задач ….
2. Учебно – тематический план ….
3. Взаимодействие с родителями ….
4. Планируемые результаты…
5. Методические рекомендации ….
6. Предполагаемые результаты ….
7. Способы и формы оценки результата …
1. Пояснительная записка
Публикация «Кружковая работа „Чистюля“ группы общеразвивающей направленности для детей от 2 до 3 лет по формированию КГН» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли ученые … и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. На основании исследований этих ученых, работники дошкольных учреждений, взяли за основу воспитание культурно – гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с программами воспитания в детском саду. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка.
Программа воспитания и обучения в детском саду сориентированы на создание в детском саду обстановки, которая способствует формированию культурно – гигиенических навыков.
Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.
Теоретические основы формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Умения – это сформированная у ребенка способность совершать определение действия на основе полученных знаний.
Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений.
Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении.
Культурно – гигиенические навыки (КГН) – это автоматизированные компоненты сознательных действий, вырабатываемых в результате повторения одного и того же действия в одних и тех же условиях.
Культурно – гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно – гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша.
Значение культурно – гигиенических навыков в развитии детей.
Культурно – гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать все в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые условия.
Культурно – гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Данная программа рассчитана на работу с детьми младшей группы (1.5 – 3 лет) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Её содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования и федеральным государственным образовательным стандартам.
Цель: Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни в детском саду и в семье.
Задачи: Образовательные задачи:
• способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;
• познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;
• приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение
• правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
Развивающие задачи:
• развитие эмоциональных качеств;
• развитие внимательности и наблюдательности;
Воспитательные задачи:
• воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными;
• формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, не разговаривать с полным ртом;
• создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
• формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома;
• приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.
Участники:
Педагоги – воспитатель, дети, родители.
Планируемые результаты
Дети:
• ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;
• самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
• имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
• умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
• ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.
Родители:
• родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
• принимают активное, живое участие в жизни группы;
• проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса;
• проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;
• осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.
Условия реализации образовательной программы.
Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста (2 -3 лет). Срок реализации программы – 1 год обучения.
Формы и методы проведения занятий, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:
1. Словестные методы обучения:
- устное изложение;
- беседа;
- анализ текста.
2. Наглядные методы обучения:
- показ иллюстраций;
- показ, исполнение педагогам;
- наблюдение;
- работа по образцу.
3. практические методы обучения:
- упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
- систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.
1. Объяснительно – иллюстративные методы обучения.
2. Репродуктивные методы обучения.
3. Частично – поисковые методы обучения.
4. Исследовательские методы обучения.
Формы организации деятельности детей :
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально – групповые.
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словестный и наглядный способ, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно – ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т. д.).
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образцу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быль, созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, младшем воспитателем, и конечно в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребёнка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребёнку пример, сами всегда их соблюдали.
Содержание программы представлено циклом игровых тематических занятий (34 занятия на учебный год) – 4 занятие в месяц, занятия включены в серию познавательных, проводятся во второй половине дня. Работа, проводимая на специально организованных занятиях, продолжается в совместной деятельности взрослых и детей, и самостоятельной деятельности детей, где педагог создаёт и предлагает игровые предметные ситуации, совместно с детьми проживает события и в тоже время, решает свои педагогические задачи. В календарно – тематическом планировании представлена система работы с детьми и родителями по вопросам воспитания к. г. н. у детей первой младшей группы. В продолжении представлены примеры дидактических игр на формирование гигиенических навыков, вопросы для анкетирования родителей, подборка потешек, используемых в режимных моментах.
2. Учебно – тематический план.
Сентябрь
неделя Тема непосредственной образовательной деятельности Программное содержание
1 «Наша группа» (знакомство). - познакомить детей с групповой комнатой (приемная, групповая, туалет, их предназначением, учить детей ориентироваться в пространстве, развивать чувство любви и гордости за свою группу.
2 Путешествие с Петрушкой. «Знакомство с раздевалкой» - познакомить детей с раздевалкой, с оборудованием раздевалки (шкафчики для одежды, скамеечки, полочки для обуви, назначением и способами его использования детьми, активизировать словарь детей.
3 Дидактическое упражнение «Найди свой шкафчик». - знакомить с назначением и способами использования шкафчика для одежды;формировать умение ориентироваться в предметном пространстве; обогащать и активизировать словарь детей за счет слов : шкафчик, дверца, полочка, открыть, закрыть, положить, сложить, повесить.
4 Игровая ситуация «Мы едим». - учить спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, правильно держать ложку, набирать в ложку немного еды, есть с широкого края, бесшумно, воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть.
Октябрь
1 Игровая ситуация «Доброе утро, расческа!» - формировать навыки пользования расческой, учить ухаживать за ней (учить чистиь щеткой расческу и промывать ее.
2 Дидактическая игра «Кукла Катя простудилась». Чтение потешки «Носовой платок в кармашке, будем нос им вытирать, чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять». - приучать детей при чихании и кашле прикрывать рот носовым платком, если кто рядом находится, отвернуться. воспитывать у детей навыки пользования носовым платком или одноразовыми платочками.
3 Игровая ситуация «Как мы встречаем гостей». - формировать умение сервировать стол с помощью взрослого, воспитывать культуру поведения за столом.
4 Игровая ситуация «Водичка, водичка.». Чтение потешки «Водичка, водичка…». - учить брать мыло из мыльницы, с помощью взрослых намыливать руки, класть мыло на место, тереть ладошки друг о друга, смывать мыло, знать местонахождение своего полотенца. С помощью взрослого вытирать руки.
Ноябрь
1 Игровая ситуация «Приглашаем кукол на чай!» - учить детей сервировать стол, формировать навыки поведения за столом.
2 Дидактическая игра «Разденем куклу после прогулки».
- учить детей раздеваться в определенной последовательности после прогулки, побуждать детей к использованию в речи названий предметов одежды и действий, связанных с ним.
3 Игровая ситуация «Кукла купается».
- развивать навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении, воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть чистым, аккуратным, опрятным уважительно относиться к своему телу.
4 Игровая ситуация «Поможем кукле Маше собраться в гости к зайчатам».
- учить расстегивать застежки липучки, упражнять в использовании, учить надевать одежду, обувь, с помощью взрослого застегивать куртку; продолжать приучать правильно вести себя в раздевалке.
Декабрь
1 Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».
- учить детей одеваться на прогулку в определенной последовательности, побуждать детей к использованию в речи названий предметов одежды и действий, связанных с ним.
2 Рассматривание картины «Дети моют руки». Чтение потешки «Водичка, водичка…».
- рассматривание картины и беседа по ней, воспитывать потребность мыть руки с мылом, соблюдать последовательность действий процесса умывания, воспитывать интерес к действиям.
3 Дидактическая игра «Подберем куклам одежду».
- учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.
4 Игровая ситуация «Каждая ножка – в свой домик».
- учить ребенка самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью, отыскивать отверстия для каждой ноги; просовывать поочередно ноги в отверстия; надевать колготки с носка, предварительно собрав их в «гармошку», чтобы пятка оказалась на месте; подтягивать колготки так, чтобы резинка оказалась на поясе, вызвать у малыша положительные эмоции, связанные с достижением успеха в деятельности по самообслуживанию.
Январь
1 Игра-занятие «Оденем куклу на прогулку».
- формировать навык последовательных действий одевания на прогулку; продолжать учить детей запоминать и называть предметы зимней (демисезонной) одежды, знать ее назначение; воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде; желание заботиться о кукле.
2 Дидактическая игра «Научим куклу Катю раздеваться».
- помочь детям запомнить последовательность раздевания, учить аккуратно вешать и складывать одежду, продолжать воспитывать бережное отношение к кукле.
3 Игра-занятие «Уложим куклу спать».
- познакомить детей с новой игровой цепочкой действий: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу головой на подушку, накрыть одеялом; учить ласково обращаться с куклой.
4 Игровая ситуация «Что забыла надеть кукла Маша?»
- застёгивать «молнию» на кофточке куклы, закрепить алгоритм одевания, развивать память и воображение, совершенствует мыслительные процессы - анализ и синтез
Февраль
1 Дидактическая игра «Пристегни лисе хвостик».
- совершенствование умения застегивать липучку; закреплять знание частей тела лисы; продолжать развивать ориентировку в пространстве (сзади).
2 Дидактическая игра «Завяжи шнурки на ботинках». - учить детей завязывать узел.
3 Игровая ситуация «Мишка пригласил в гости зайку и ежика».
- учить правильно держать ложку, съедать первое блюдо до конца, так же второе блюдо с гарниром и заправкой, закреплять умение есть аккуратно, совершенствовать навыки культуры еды.
4 Чтение стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр». Инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло» - закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки, учить во время умывания не мочить одежду.
Март
1 Игровая ситуация «Покажем как нужно складывать одежду перед сном».
- закреплять умение правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.
2 Игровая ситуация «Научим куклу правильно умываться».
- учить засучивать рукава перед умыванием, формировать потребность в соблюдении личной гигиены.
3 Дидактические игры «Чистим зубы», «Фонтанчики».
- учить ребенка полоскать рот, учить ребенка чистить зубы.
4 Игровая ситуация «Как Машенька утром просыпается».
- формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно осуществлять ежедневные гигиенические процедцры (умываться, чистить зубы, причесываться, понимать их назначение и важность.
Апрель
1 Дидактические игры «Сделаем лодочки», «Мыльные перчатки».
- учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого; учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
2 Чтение потешки «Пошел котик на торжок…»
- учить аккуратно кушать хлеб, формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно вести себя, показать способы обращения с хлебом, порционный кусочек хлеба откусывать маленькими кусочками, воспитывать бережное отношение к хлебу.
3 Игра-занятие «Уложим куклу Катю спать».
- познакомить детей с новой игровой цепочкой действий: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу головой на подушку, накрыть одеялом; учить ласково обращаться с куклой.
4 Театрализованная игра по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая». - учить детей выполнять действия по передаче сюжета произведения, работать над повышением выразительности речи, мимики, жестов, воспитывать желание быть опрятными, чистыми.
Май
1 Игровая ситуация «Доброе утро, Петушок!» - формировать у детей культурно-гигиенические навыки, закрепить ежедневные: умыться, чистить зубы, причесываться.
2 «У куклы Кати день рождения».
- обобщить знания детей о сервировке стола, закрепить навыки культуры еды, воспитывать умение быть гостеприимными при встрече гостей, радоваться их, воспитывать положительные эмоции, развивать самостоятельную инициативную разговорную речь детей.
3 Музыкальное развлечение «Про то, как мишку спать укладывали». - закрепление полученных культурно - гигиенических навыков; активизация у детей инициативы и творчества.
4 Игровая ситуация «Мы теперь умеем сами на прогулку собираться».
- закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий одевания; обучение элементарному самоконтролю последовательности одевания на прогулку; формирование гуманных способов поведения в совместной со сверстниками деятельности (умение предложить помощь, поблагодарить).
Взаимодействие с родителями:
Первый квартал Консультация: «Возрастные особенности детей раннего возраста».
Анкетирование родителей.
Папка-передвижка «Одежда по сезону».
Родительское собрание на тему: «Какие навыки самообслуживания можно привить детям раннего возраста».
Консультация: «Как правильно одевать ребёнка на прогулку»;
Индивидуальные беседы с родителями.
Второй квартал Консультация: «Как научить ребенка мыть руки?» ; Консультация: «Как ухаживать за молочными зубами»;
Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребенка спать?»;
Мастер-класс для родителей «Баю-баю-баиньки…» (знакомимся с русской народной убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорами);
Папка-передвижка: «Ваши помощники на кухне»;
Индивидуальные беседы с родителями «Как привить самостоятельность».
Третий квартал
Консультация: «Как научить ребенка одеваться самостоятельно?»;
Оформление фотовыставки «Любим, любим, умываться по утрам и вечерам»;
Индивидуальная работа с родителями (приучаем детей дома одеваться на улицу в правильном порядке);
Папка-передвижка: «Значение культурно-гигиенических навыков в жизни ребенка»;
Совместный праздник с родителями «В гостях у Мойдодыра».
Фотовыставка: «Как я помогаю маме»;
Оформление уголка «Советы родителям». Тема: «Советы для маленьких упрямцев!».
Четвертый квартал
Консультация: «Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания детей»;
Консультация: «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?»
Индивидуальные беседы с родителями (приучаем детей правильному поведению за столом);
Консультация: «Что должен уметь ребёнок?»;
Оформление фотовыставки «Мы – чистюли!».
Планируемые результаты
Дети
При освоении образовательной области «Здоровье» в разделе «Воспитание культурно-гигиенических навыков», у ребёнка 1,5 - 3 лет должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:
– ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;
– самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
– имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
– умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
– ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.
Родители
– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
– принимают активное, живое участие в жизни группы;
– проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;
– осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.