Татьяна Чернощекова
Кружок «Юный эколог» для детей средней, старшей, подготовительной групп
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование кружковой деятельности
по познавательному развитию
«Юный эколог»
Пояснительная записка
Экологическое воспитание - это достаточно новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы. Оно включает игровую, изобразительную, актерскую деятельность, проектирование. Занятия проходят в форме путешествия. В течение года дети путешествуют с различными героями, от которых узнают о природе и окружающем мире.
Публикация «Кружок „Юный эколог“ для детей средней, старшей, подготовительной групп» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Подготовительная группа
- Средняя группа
- Старшая группа
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Данная программа имеет эколого-биологическую направленность и рассчитана на детей 4-7 лет. Программа "Юный эколог" состоит из 10 блоков, в ходе изучения которых дети узнают о разнообразии животного и растительного мира, средах обитания, получают сведения о здоровом образе жизни, знакомятся с нетрадиционными приемами рисования, учатся актерскому мастерству.
Новизна программы состоит в том, что дети с 6 лет знакомятся с проектной деятельностью, в ходе которой воспитанники совместно с родителями и педагогом создадут мини - проекты "Времена года", "Моё дерево", "Берегите свою планету!".
Материал занятий способствует воспитанию у детей, прежде всего человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Цели и задачи
Цели:
• Познакомить дошкольников с сезонными изменениями в жизни растений и животных;
• Формировать двигательную активность и здоровый образ жизни детей;
• Развивать первоначальные навыки исследовательской работы;
• Учить видеть деятельность Мастера Изображения;
• Применять нетрадиционные приемы рисования для изображения природы;
• Осваивать актерское мастерство через постановку экологических сказок.
Задачи:
Программа выдвигает важные задачи:
Образовательные:
1) Сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.
2) Формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.
3) Формирование первоначальных практических навыков рационального природоиспользования как средство развития основ экологической культуры.
Воспитательные:
1) Воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;
2) Воспитание эстетического отношения к окружающему миру и развитие творчества.
Развивающие:
1) Развитие памяти, внимания, кругозора детей.
2) Развитие творческого и художественного мышления воображения и фантазии.
3) Обогащение словарного запаса детей.
Отличительные особенности программы
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических детей к регулярному труду.
Разработанная программа направлена, прежде всего, на развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями и животными, а также освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды. Изучение материала идет от возраста к возрасту по принципу "от простого к сложному". По мере совершенствования знаний и навыков детей усложняется содержание деятельности по уходу за растениями и животными.
Успех реализации программы обеспечивается следующими педагогическими условиями:
1. Создание экологической среды в ДОУ.
2. Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей.
3. Личностно - ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе освоения программы.
4. Установление педагогом связей с родителями, педагогами и учреждениями дополнительного образования.
4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования
Режим занятий
Общее число занятий в год - 36.
Занятия проходят один раз в неделю.
Работа по данной программе предусматривается по двум направлениям:
С детьми:
• специально запланированные занятия;
• совместная деятельность взрослых с детьми;
• самостоятельная деятельность детей.
Со взрослыми (педагогами и родителями) :
• семинары-практикумы;
• КВН, викторины, конкурсы;
• природоохранные акции;
• праздники;
• выставки;
• собрания;
• экскурсии,
• тестирование;
Сотрудничество с родителями:
• Участие в природоохранных акциях (уборка территории детского сада);
• Совместная работа детей и родителей "Золотая осень" (поделки из овощей, фруктов);
• Участие в конкурсе "Мама, папа, я - экологическая семья";
• Выполнение домашнего задания "Где можно найти воду дома?” (Опыт).
• Конкурс на лучшую поделку из бросового материала.
• Конкурс на лучшую экологическую сказку.
• Фотоконкурс " Дети и домашние животные"
• Проведение вместе с воспитателями прогулок, экскурсий в природу.
Прогнозируемые результаты:
- развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения;
- положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка;
- готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды;
- сформированность навыков культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Контроль:
• Вводный - собеседование, анкетирование родителей
• Текущий - диагностика, составление рассказа
• Рубежный - диагностика, акции, викторина
• Итоговый - развлекательно-познавательный праздник, игра
I год обучения
Месяц Дата П. п. Наименование темы Всего ч. теория Практ.
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май 1 блок «Знаток»
1 Мир вокруг нас - что такое окружающий мир 1 1
Итого: 1 1
2 блок «Лесовичок»
1 Жизнь обитателей леса. Д/и»Угадай. кто это?»-знакомство с обитателями леса 1 0,5 0,5
2 Путешествие в лес - воспитывать любовь к природе, чувство единения с ней 1 1
3 Дети солнца-кто они?» -Загадывание загадок 1 0,5 0,5
4 «Лесная передача» .Д/и «Какой»-уточнить и расширить представления детей об обитателях леса 1 1
5 Вылепи лесного друга-учить в лепке передавать обраы лесных обитателей 1 1
6 Д/и «Загадай, мы отгадаем»-учит отгадывать загадки об обитателях леса 1 1
7 В гостях у осени-учить замечать красоту природы 1 0,5 0,5
Итого: 7 3.5 3.5
3 блок «Капелька»
1 Путешествие с брызгалкой-дать представления о свойствах воды 1 1
2 Где можно отыскать воду-значение воды в жизни человека 1 1
3 Рассказать сказки о путешествии воды-рассказать о роли воды в природе 1 1
4 Беседа о волшебнице-воде-показать где и в каком виде существует вода 1 1
Итого: 4 2 2
4 блок «Домовичок»
1 Зимний гость - снегирь. Д/и «Кто прилетел на кормушку?»-познакомить со снегирем 4 2 2
2 Игровое интегрированное занятие «Поиграем и узнаем». Д/и «Угадай, кто это?», «Кто здесь лишний?» 4 1 3
3 Знакомство с зимующими птицами нашей местности. Загадываниезагадок. Заучивание народных примет 4 2 2
4 Вестники весны-птицы.
Загадывание загадок. Задания на логическое мышление 4 1 3
Итого: 16 6 10
5 блок «Айболит»
1 Наша пища-дать понятие о том. Что правильное питание-это залог здоровья 1 1
Итого: 1 1
2
Путешествие в город-огород-уточнить представления о многообразии овощей 1 0.5 0.5
1 Д/и «Вершки и корешки»-формировать обобщенные представления об овощах 1 1
1 Путешествие в уголок природы-знакомство с растениями уголка природы 1 1
1 Волшебная корзинка весны. Д/и «Узнай по описанию». 4 1 3
Итого: 7 2.5 4.5
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Месяц Дата П. п. Наименование темы Всего ч. теория Практ.
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
май 1 блок «Знаток»
1 Организм человека-это живая система 2 1 1
2 Древние люди-почему их так называют 2 2
Итого: 4 3 1
2 блок «Лесовичок»
1 Экскурсия в осенний парк-углубить представления о жизни растений осенью 1 1
2 «В гостях у осени». Игра-занятие - формировать обобщенные представления о сезонном изменении в живой и неживой природе 1 1
3 Беседа о лесе. Опыт «Здравствуй ветер»
Лес-это сообщество растений и животных. Познакомить с природным явлением «ветер» 1 0,5 0.5
4 Дом под крышей голубой - дать понятие о том, что природа - это наш общий дом. 1 1
Итого: 4 1,5 2,5
3 блок «Капелька»
1 Беседа о том, какой бывает вода. П/и «Ходят капельки по кругу» - приблизить к пониманию, как осуществляется круговорот воды в природе 1 1
2 Свойства воды. Лабораторные опыты -развивать навыки проведения лабораторных опытов 1 1
3 Снег и лед-познакомить с физическими свойствами снега и льда. Научить решать познавательные задачи. 1 1
4 Значимость воды в природе -обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни 1 1
Итого: 4 1 3
4 блок «Домовичок»
1 Звери белые как снег-развивать устойчивый интерес к животным:белый медведь. Белый волк, песец 1
1
2 Лесные чудеса -формировать представления детей о жизни диких животных 1
1
3 Загадки старика –лесовика -помочь детям запомнить признаки, характеризующие лиственные и хвойные деревья. 1
1
4 Секрет яблока познакомить детей совкусовыми качествами яблок. Условиями выращивания. 1 0.5 0,5
5 Новые способы ухода за комнатными растениями -учить удалять пыль с растений, определяя необходимость ухода за ними. 1 1
Итого : 5 1,5 3,5
5 блок «Айболит»
1 Привычки и здоровье-выяснить представление о том. Что является полезным или вредным для человека 1 1
2 Органы чувств - обобщить имеющиеся знания о функциях органов, уточнить с помощью опытов, для чего они нужны 2 1 1
3 Наша пища - познакомить детей с тем, что с пищей организм получает полезные вещества 1 1
4 Глаза,уши и нос должны быть здоровы - закреплять знания детей об органах чувств и профилактики их заболеваний 1 1
5 Витамины и их значение в жизни человека познакомить детей с понятием «витамины», сформировать представление о необходимости наличия витаминов в организме 2 1 1
Итого: 7 4 3
6 блок «Лесные обитатели»
1 Кто как весну встречает-конкретизировать представления детей об особенностях поведения животных весной 1 1
2 Пестрый дятел-расширить и уточнить круг представлений детей о дятле 1 0,5 0,5
3 «Лесной заступник». Профессия лесник познакомить детей с профессией лесника 2 1 1
4 Д/и «Кому это нужно?» -дать представление об экологических пирамидах 1 1
5
Божья коровка - черная головка - накомить с миром насекомых 1
0.5
0,5
6 Гимн тюльпану - повышение экологической грамотности детей 1 1
7 Букет для мамы-выполнить панно на картоне манной крупой. Познакомить с народным творчеством. 1 1
8 Воздушная акула – стрекоза - расширять представления детей о мире насекомых 1 0,5 0,5
9 Праздник цветов и птиц -воспитыватьбережное отношение к природе 1 1
10 Беседа о хлебе - познакомить детей с процессом выращивания хлеба 1 1
Итого: 11 5,5 5,5
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Месяц Дата П. п. Наименование темы Число ч. Теор. Практ.
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май 1 блок «Лесовичок»
1 Беседа о лете. Д/и «Что где зреет?»-учить различать овощи и фрукты,их многообразие 1 0,5 0.5
2 Экскурсия к рябинке-расширить представление детей о рябине, как о дереве 1 1
3 Какие бывают насекомые-систематизировать представления о многообразии насекомых 1 1
4 Интегрированное развлечение «Служба спасения» - формировать умение правильно действовать в экстремальных ситуациях 1 1
5 Медовая сказка - уточнить представления детей о пчелах, их отличие от других насекомых 1 1
6 Беседа о лесе - уточнить и расширить представления детей о лесе 1 1
7 Дуб и сосна. Опыт «Летающие семена» -обратить внимание на то. Что с каждым из деревьев связаны разные организмы: растения, животные, грибы 1 1
8 Изготовление поделки «Баба-Яга в ступе»-формировать практические навыки работы с природным материалом 1 1
Итого: 8 3.5 4,5
2 блок «Знаток»
1 Космическая гостья-обобщение представлений детей о космосе 1 1
2 Что такое природа: живая и неживая - научить отличать природы объекты от искусственных, созданных человеком 1 1
3 Солнце - большая Звезда -дать представление о солнце, как о звезде 1 0,5 0,5
4 Проект «Времена года»-познакомить детей с цветовой гаммой, присущей определенному времени года 1 1
Итого: 4 1,5 2,5
3 блок «Капелька»
1 Речные обитатели-расширить представления о водных обитателях 1 0,5 0,5
2 Сравнение рыб и лягушек-формировать обобщенные представления: рыбы -водные обитатели, лягушка-обитель воды и суши 1 1
3 Что растет в воде -познакомить детей с некоторыми видами водных растений 1 0,5 0,5
4 Снежная фантазия-обобщение и систематизация знаний о природе зимы 1 1
Итого: 4 1 3
4 блок «Айболит»
1 Как сохранить красивую улыбку - формировать положительное отношение к своему здоровью 1 0,5 0,5
2 Носы нужны не только для красы - познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных 1 0,5 0,5
3 Школа Робинзонов-развивать навыки поведения в экстремальных ситуациях 1 1
4 Наша кожа - дать элементарные знания о коже человека 1 1
5 Дорога к доброму здоровью - создать условия для формирования у детей представления о здоровом образе жизни 1 1
Итого: 5 1 4
5 блок «Домовичок»
1 Планета Земля в опасности -планета сейчас в опасности: вода. Воздух, почва стали грязными. Нужно беречь природу 2 1 1
2 Путешествие в мир лекарственных растений -закрепить умение узнавать и называть лекарственные растения 1 1
3 Мусорный бум - развивать умение правильного взаимодействия с миром 1 1
6 блок «Лесные обитатели»
1 Как маскируются животные - формировать представления о жизни животных в лесу 2 1 1
2 Экологические пирамиды -формировать представления о взаимосвязи обитателей леса 2 1 1
3 Ночной хищник – сова -расширить знания детей об образе жизни хищника - совы 1 1
4 Лягушка – квакушка – кто она? - расширить знания о лягушках 1 1
5 Панорама добрых дел-учить не на словах а на деле любить и беречь природу 2 2
6 Красная книга = сигнал опасности -датьпредставление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных 1 1
7 Поле чудес «Мы друзья природы»-воспитывать стремление любить и беречь природу 1 1
Итого: 14 6 8