Ольга Галушкина
Учебный план кружка «Юные экологи». Первый год обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Учебный план кружка «Юные экологи». Первый год обучения.
Старшая группа.
Сентябрь. «Неживая природа осенью».
Тема недели Задачи Предварительная работа
«Я и природа» Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Беседа экспериментальной зоны (камни, песок, глина)
«Что такое природа». «Природа - не природа», «Угадай,что в мешочке».
Публикация «Учебный план кружка „Юные экологи“, Первый год обучения» размещена в разделах
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Наш – дом природа» Формировать у детей представление о том, что в при роде все взаимосвязано, создание у детей радостного настроения, воспитание любви к природе. «Дом - жилище человека» и «Дом – природа». Игра «Мой дом»
Октябрь. «Земля – кормилица наша».
Тема недели Задачи Предварительная работа
«Хлеб – всему голова» Углубить представления детей о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел к нам на стол.
Формировать навыки речевого общения, активизировать словарь однокоренных слов. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Беседа «Как выращивают хлеб», отгадывание загадок, чтение рассказов и стихотворений, рассматривание иллюстраций, моделирование последовательности полевых работ д/у «Какой хлеб?»,«Кто больше назовет».
«Зерновые культуры» Познакомить детей с зерновыми культурами.
Воспитывать уважительное отношение к хлебу, как главному продукту питания людей. Рассматривание иллюстраций с зерновыми культурами нашего региона
«Почему зерно в землю сеют?» Закрепить и обогатить знания детей о росте растений в разных условиях и почвах.
Учить пользоваться речью-доказательством, для обоснования своих суждений, развивать умение анализировать, ввести в словарь детей новые слова: перегной, удобрение. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, навыки исследовательской деятельности. Посев семян в емкости с разным грунтовым составом.
Работа с дневником наблюдения
«Злаки родного края» Углубить знания детей о злаках родного края.
Развивать память, мышление.
Воспитывать уважение к труженикам сельского хозяйства, целеустремленность, умение выполнять правила конкурсов. Рассматривание зерен, д/у «Достань и назови», «Горшочек каши».
Ноябрь. «Таинственное лесное царство».
Тема недели Задачи Предварительная работа
«Что мы сажаем, сажая леса?» Обогатить представления детей о значении леса в жизни человека, объяснить причину исчезновения леса, систематизировать представления о лесе как об экосистеме.
Совершенствовать монологическую речь, ввести в словарь: сообщества, многоярусность, исчезновение.
Воспитывать экологически грамотное поведение в лесу. Отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе
«Удивительный лес. Кора дерева» Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву.
Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; упражнять в составлении рассказов с подбором эпитетов.
Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу. Рассматривание иллюстраций, сравнение кусочков коры, проведение опыта, экспозиция «Дары леса».
«Что было бы, если…» Расширить представления детей о лесе, как об экосистеме.
Ввести в словарь слова: обитатели, хищники, травоядные, цепи питания.
Воспитывать бережное отношение к лесу. Чтение и обсуждение рассказов и стихов о лесе, проведение экологических
«Растения и животные леса» Уточнить знания детей о растениях (травах, кустарниках, деревьях, грибах и животных леса нашего края.
Развивать память, быстроту реакции; связную речь через умение рассказывать об особенностях растений.
Воспитывать уважительное отношение к живой природе. Рассматривание репродукций картин русских художников, посвященных
Декабрь. «В царстве комнатных растений».
Тема недели Задачи Предварительная работа
«Комнатные растения в уголке природы» Расширить знания детей о комнатных растениях и об уходе за ними. Познакомить детей с правилами поливки.
Развивать связную монологическую речь через
умение рассказывать об особенностях строения растений, составление загадок-описаний.
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость. Наблюдения за развитием и ростом растений в уголке природы, беседа «О чем рассказывают растения (о потребностях растений, игра «Угадай растение».
«Изучаем строение цветка» Учить детей определять части цветка.
Учить описывать растения, опираясь на модели.
Воспитывать бережное отношение к растениям. Рассматривание растений в уголке природы.
«Что будет, если…» Формировать представления детей об отношениях различных комнатных растений к воде, теплу и свету. Развивать понимание того, как важен правильный уход за комнатными растениями. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями. Знакомство с моделями «Потребности растений», установление правил ухода согласно «паспорту растения».
«Посадка комнатных растений» Учить правильной посадке комнатных растений.
Развивать у детей трудовые умения, развивать связную речь через умение рассказывать о выполнении своих действий, составлять предложения о предметах труда и действиях с ними.
Воспитывать желание самостоятельно выращивать растения Моделирование трудового процесса.
Январь «Загадочные явления в природе»
Тема недели Задачи Предварительная работа
«Что такое снег?» Расширить представления детей о снеге, помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства.
Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы, грамотно формулировать свой ответ; активизировать речь словами: тает, замерзает.
Воспитывать чувство прекрасного, вызвать радость от открытий. Наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение стихов и рассказов.
«Тайна воздушного пузырька» Расширить знания детей о воздухе, его свойствах.
Познакомить детей с природным явлением «ветер», с причинами его возникновения.
Формировать интерес к экспериментальной работе.
Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе. Определение направления ветра (ветреной рукав, игры с вертушками, игра «Откуда прилетел ветер?»
«Рисунок на бархатной бумаге» (мукой, ватой) Вызвать у детей желание заниматься творчеством.
Развивать творческое воображение, эстетический вкус; активизировать речь словами: «снежная крупа», «снежные хлопья», «снегопад».
Воспитывать желание любоваться зимней природой Наблюдения в природе.
Февраль. «Экология родного края»
Тема недели Задачи Предварительная работа
«Красная книга нашего региона» Выявить какие растения и животные являются редкими в нашем регионе. Составить Красную книгу своего региона. Формировать представления о Красной книге Тамбовской области.
Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе. Знакомство с Красной книгой Тамбовской области
«По заповедным местам природы
Тамбовской области» Формировать представления об охранных природных территориях (местах) – заповедниках.
Развивать познавательную активность детей, экологическое мышление на основе представлений о заповеднике, коммуникативное общение.
Воспитывать бережное отношение к природе.
. Мастерская по изготовлению атрибутов к игре: эмблемы заповедника, карты-маршрута.
«Город, в котором хотел бы я жить»
«Твой город – твое здоровье» П. З. Формировать представления детей о городе, как о доме с экологически полноценной средой, где все гармонично.
Р. З. Развивать творческие способности, мышление.
В. З. Воспитывать ценностное отношение к природе родного города.
Расширить представления детей о городе, как о доме с экологически полноценной окружающей человека средой. Развивать творческое воображение, любознательность, эстетическое отношение к природе, коммуникативность.
Воспитывать любовь к родному городу, ценностное отношение к своему здоровью. Экскурсия в город, беседа «Мой город», различные строительные игры.
Экскурсия в парк, беседа о роли воздуха в жизни человека.
Март. «Царица – водица»
Тема недели Задачи Предварительная работа
«Путешествие по глобусу» Расширить знания детей о глобусе – модели Земного шара, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны).
Развивать экологическую культуру; диалогическую речь, развернуто и точно отвечать на поставленный вопрос, обогатить словарь: круговорот.
Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу. Рассматривание иллюстраций (использование воды человеком); игры «Ручеек», «Мы – капельки».
«Свойства воды» Расширить знания детей о воде и ее свойствах.
Развивать мышление, любознательность; формировать умение правильно строить предложения, делать умозаключения.
Воспитывать экономное отношение к воде. Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде и т. п.
«В гостях у
жителей подводного царства» Углубить представления детей
об обитателях морей и океанов. Развивать любознательность, умение видеть новое в знакомом мире «подводного царства».
Развивать монологическую речь, способности выражать свое отношение к роли.
Воспитывать доброту, отзывчивость. Рассматривание иллюстраций,
предметных картинок, разучивание слов.
«Источники загрязнения воды. Меры охраны» Дать представление об основных источниках загрязнения воды в природе, ее последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
Способствовать развитию речи, активизировать словарь: водоочиститель, завод, нефть, нефтепродукты.
Воспитывать экологическую культуру. Беседа «Что было бы, если бы не было воды?»; чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций.
Апрель. «Защитим природу!»
Тема недели Задачи Предварительная работа
«Человек – верный сын природы» Формировать у детей способность выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди»
Развивать у детей творческие способности.
Воспитывать бережное отношение к родной природе. Беседа о правилах поведения людей на природе;чтение произведений литературы.
«Разработка экологических
знаков» Продолжать знакомство детей с природоохранительными знаками.
Создать с детьми экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся правильно себя вести себя в окружающей природе.
Развивать у детей творческое мышление.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Экскурсия –путешествие по территории ДОУ, игра
«Угадай знак».
«Юные спасатели» Закрепить правила поведения людей в природе на примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации.
Способствовать развитию основ экологического сознания детей.
Формировать навыки правильного поведения в природе через игру.
Воспитывать экологическую культуру. Чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях, беседа о правилах поведения людей в природе.
«Сказа ложь, да в ней намек» Познакомить детей с экологическими сказками.
Развивать у детей познавательную активность, экологическое мышление.
Воспитывать любовь к природе. Чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций.
Май. «В царстве лекарственных растений»
Тема недели Задачи Предварительная работа
«Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»
Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности и связную речь детей.
Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. Изготовление атрибутов к игре (набор пакетиков с лекарственными травами).
«Удивительное рядом» Продолжать учить детей называть лекарственные растения.
Формировать навыки поведения в природе.
Развивать мышление, интонационную выразительность, умение связно высказывать свои мысли.
Воспитывать бережное отношение к природе. Заучивание стихов об объектах природы, изготовление атрибутов.
«Лесная аптека на страже человека» Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.
Развивать связную образную речь, пополнить словарный запас (отвар, настой)
Воспитывать бережное отношение к природе. Беседа о лекарственных травах.
ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Дети будут знать:
Об экологических системах (лес, луг, водоём, город).
О трёх стадиях развития живых организмов.
О природно-климатических зонах Земли и Тамбовской области.
Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга).
О приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях Крайнего Севера.
О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.
Дети будут иметь представления:
О соотношении воздуха, воды и суши на Земле.
О Солнечной системе и её планетах.
Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах (в том числе и на Крайнем Севере).
О возникновении жизни на Земле.
Дети будут уметь:
С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах.
Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы.
Объяснять экологические зависимости.
Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
Диагностический инструментарий
для детей 5 -7 лет
по экологическому развитию.
1. Представления о природе.
Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления о потребностях живых организмов, условиях для жизни.
Выяснить, имеет ли ребёнок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.
Выяснить, знает ли ребёнок части растений и их функции.
Выяснить, имеет ли ребёнок представления о стадиях роста растений. Выявить представление ребёнка о многообразии животных и местах их обитания.
Выявить представления ребёнка о назначении основных частей тела животных.
2. Отношение к природе.
Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.
3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами
труд в природе).
Выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями.
Высокий уровень.
Ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться.
Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.
Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.
Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.
Средний уровень.
Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и - под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.
Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.
Низкий уровень
Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания.
Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Трудовые процессы выполняет несамостоятельно, качество труда низкое.
Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.
Список методической литературы.
Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧПЛакоценин С. С., 2008.
Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. М., 2005.
Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М. : ТЦ Сфера, 2011.
В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.
Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников
Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
О. А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. – СПб: «Детство-Пресс», 2003.
С. Н. Николаева, И. А. Комарова. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005.
Л. А. Каменева. Н. Н. Кондратьева и др. Мир природы и ребёнок. - СПб: «Детство-пресс», 2003.
Н. Н. Кондратьева «Мы». Программа экологического образования детей. – СПб: «Детство-Пресс», 2002.
Л. С. Журавлёва Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
С. Н. Николаева Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2010.
Л. А. Владимировская. От осени до лета. – Волгоград: Учитель, 2004.
,