Светлана Рощина
Перспективный учебный план кружка «Занимательная математика» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В процессе обучения и воспитания детей в детском саду стоит задача всестороннего развития ребенка. Одна из важнейших задач воспитания ребёнка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Наша задача - помочь детям сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка.
Цель кружковой работы:
Публикация «Перспективный учебный план кружка „Занимательная математика“ в средней группе» размещена в разделах
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
Задачи:
1. Познакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером.
2. Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.
3. Усваивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
4. Развивать творческие способности.
Срок реализации программы - 1 год. Занятия проводятся с детьми средней группы во второй половине дня 2 раза в месяц в течение 9 месяцев учебного года (с сентября по май). Длительность одного занятия составляет 20 минут. За один образовательный цикл проводится 18 занятий.
Методический инструментарий:
Форма организации педагогического процесса – кружковая деятельность.
Типы – развлечения, конкурсы, наблюдения – исследования, презентации, подвижные игры, дидактические игры, повторение пройденного материала, обобщение знаний, контроль и учёт знаний.
Методы обучения – рассказ, беседа, наблюдение, игры, проблемная ситуация, практические задания, творческие работы, работа в парах и подгруппах, демонстрация, наглядность, упражнения, домашние задания.
Методы контроля – опрос, тест, письменные работы, наблюдение, самоконтроль
Формы учёта контроля – самооценка, правильно выполненные задания и игры.
Ожидаемый результат:
1. Более высокий уровень развития мыслительных умений.
2. Дети будут более активными, инициативными, внимательными.
3. Дети научатся рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность своих действий.
4. Дети научатся соблюдать правила в играх.
5. У детей появится интерес к играм с блоками Дьенеша и с палочками Кюизенера.
Методическое обеспечение
Дидактический материал:
Геометрические фигуры и тела.
Наборы разрезных картинок.
Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.
Полоски, ленты разной длины и ширины.
Цифры от 1 до 9.
Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др.
Магнитная доска
Блоки Дьенеша.
Геометрическая мозаика.
Счётные палочки.
Предметные картинки.
Специфика программы
Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они вырабатываются в процессе многократных упражнений.
Количество этих упражнений для разных детей различно. Надо не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.
Дети сами могут придумывать комбинацию свойств.
Использовать в играх логические кубики. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств, а это всегда нравится детям.
Необходимо создать для каждого ребенка ситуацию успеха, веры в силы ребенка. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что это он сам совершил «открытие», что он сам справился с заданием.
Блоки Дьенеша прекрасный материал для замещения любых предметов.
Необходимо «насыщать» новыми игровыми заданиями, действиями игры с блоками Дьенеша. Это помогает детям преодолевать интеллектуальные трудности. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания.
Блоки Дьенеша- прекрасный инструмент для развития мышления детей.
Также программа включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно - практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений с опорой на палочки Кюизенера. Сюжет и игровые ситуации с элементами соревнования,мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Игры и упражнения с палочками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самовыражение, самоконтроль.
Многофункциональность в технологии Воскобовича с помощью которой одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
Универсальность по отношению к образовательным программам.
Перспективное планирование кружковой работы «Занимательная математика»
Сентябрь
1. Знакомство с новой игрой «Логические блоки Дьенеша»
Познакомить детей со способом упорядочивать фигуры по форме;
Дидактическая игра «Заполни кольцо» - упорядочивание по различным признакам (форме).
Блоки Дьенеша, кольца.
2. Упорядочивание фигур по двум признакам (величина, толщина)
Формировать умение упорядочивать геометрические фигуры по двум признакам: величине, толщине.
Дидактическая игра: «Где, какие фигуры лежат?» - ознакомить с классификацией фигур по двум свойствам (величине, толщине).
Комплект блоков Дьенеша.
Октябрь
1.«Разноцветные палочки»
Познакомить детей с новой игрой; с эталонами цвета, закрепить названия основных цветов; развивать умение группировать, классифицировать полочки по цвету. Развивать речь детей, внимание, память, мышление.
Набор палочек Кюизенера; кукла.
2. Расколдуй героев сказок.
Закрепить умение конструировать по схеме из палочек Кюизенера, развивать конструкторские и творческие способности, воображение, речь.
Набор палочек Кюизенера; карточки-схемы, игрушки.
Ноябрь
1. Геоконт "дощечка с гвоздиками".
Развивать внимание, развивать конструкторские способности - получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов.
2. Игры-головоломки «Непрерывная линия»
Развитие комбинаторных способностей,
смекалки,
сообразительности.
Разрезные картинки - пазлы.
Декабрь
1.«Точечки»
Развивать у детей математическое мышление;
упражнять в счёте;
упражнять в раскладывании чисел и точек по порядку.
Игра «Точечки»
2.«Незаконченные рисунки…»
Развивать целостность восприятия у ребенка законченности рисунка, (развитие восприятия).
Распечатки на каждого ребенка с незаконченными рисунками.
Январь
1.«Найди, закрась в нужный цвет, выложи из блоков.»
Развитие внимания, умения правильно называть увиденную фигуру, закреплять счет до 5, развивать конструкторские способности.
Распечатки на каждого ребенка, цветные карандаши.
2.«Домашние животные – кошка и собачка»
Развивать конструкторские способности, развивать творческие способности; закрепить знания формы, цвета, размера; стимулировать интерес к домашним животным.
Счётные палочки, карточки – схемы.
Февраль
1.«Три медведя»
(работа с палочками Кюизенера)
Развивать умение сравнивать предметы по высоте, закреплять знание числа 3, конструирование из палочек низкой кроватки, стульчика, мишки; воспитывать способность сочувствовать, сопереживать.
Палочки Кюизенера, карточки – схемы.
2.«Найди 5 отличий и определи эмоцию»
Формировать умение сравнивать предметы между собой, искать черты сходства и различия; развивать внимание, умение оценивать эмоциональное состояние (что испытывают, чувствуют, добрые или сердитые).
Распечатки на каждого ребенка, чистые листы бумаги, цветные карандаши.
Март
1.«Город» (блоки Дьенеша)
Осваивать умения классифицировать
множества по двум свойствам (цвет и форма, размер и форма);
Развивать пространственное воображения.
Бумажние коврики с узорами из геометрических фигур, блоки Дьенеша.
2.«Какие предметы спрятаны в рисунках»
Развивать уровень наблюдательности, внимания,
творческих способностей: предложить самим составить подобную загадку.
Распечатки на каждого ребенка, чистые листы бумаги, карандаши.
Апрель
1.«Ориентация на листе»
Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку. Познакомить с понятиями: вправо в верхний угол, влево в верхний угол, вниз в правый угол, вниз в левый угол.
Распечатки на каждого ребенка.
2.«12 месяцев»
Знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь»
Май
1.«Знакомство с часами».
Познакомить детей с часами, рассказать об их значении, рассказать, какие виды часов бывают.
2.«Дни недели»
Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так.