Левченко Марина
Кружковая деятельность для детей с ОВЗ «Волшебный мир музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
ГКУ СО ЯО ГАВРИЛОВ – ЯМСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ – ИНТЕРНАТ
ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
Утверждаю
Директор ГКУ СО ЯО Гаврилов-Ямского детского дома-интерната для умственно отсталых детей
Е. Н. Савельева ___
«___» ___ 2021г.
Кружок
«Волшебный мир музыки»
Для воспитанников 7-17 лет
Публикация «Кружковая деятельность для детей с ОВЗ „Волшебный мир музыки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Продолжительность обучения: 2 года
Выполнила: Левченко М. В.
Гаврилов – Ям, 2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыки как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. В нашем детском доме – интернате для умственно отсталых детей регулярно проводятся музыкальные занятия, которые посещает дети с ограниченными физическими и умственными возможностями. Воспитанники нашего детского дома – это дети с ограниченными возможностями, имеющие различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость, ДЦП, органические поражения ЦНС, синдром Дауна и др.) Для таких детей значимы следующие проблемы:
• Отсутствует мотивация к обучению, как следствие, низкий уровень познавательной активности;
• Опыт творческой деятельности недостаточно освоен, не развита эмоциональная сфера, что не дает воспитаннику раскрыть свою неповторимую индивидуальность, личностный потенциал;
• Не сформирована коммуникативная компетенция.
Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью и личностью творческой, востребованной, необходима коррекция и развитие его высших психических функций, эмоционально-волевой, двигательной и социальной сфер. Поэтому, создание музыкального кружка, в котором дети общаются с музыкой, считается целесообразным, помогает раскрыть внутренний потенциал наших воспитанников.
Программа дополнительного образования танцевального кружка «Волшебный мир музыки» составлена руководителем кружка Левченко М. В. в соответствии с особенностями её функционирования на базе ГКУ СО ЯО Гаврилов- Ямского детского дома-интерната для УО детей, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Одна из оcновных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Подросткам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очень трудно бывает адаптироваться к новой, непривычной обстановке, какой является для них и наш интернат, в которой они проживают. Для обучения и развития им необходима специальным образом организованная обучающая среда. Эта среда должна постепенно изменяться в соответствии с познавательными и личностными потребностями ребенка и, следовательно, ребенок не всегда чувствует себя в ней абсолютно комфортно. Перед руководителями стоит сложная задача: нужно, с одной стороны, создать для ребенка развивающую среду, а с другой – помочь ему научиться адекватно вести себя в ней, несмотря на постоянное изменение ситуации.
Структура кружка, формирует внешние опоры для создания эмоционального равновесия в студии: собирают, успокаивают, облегчают переход от одного занятия к другому. Помимо всего прочего, танец переключает внимание детей, отвлекает их от различных проблем (например, способствует их более безболезненной адаптации). Обучение подростков танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от руководителей студии танца не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства.
Актуальность:
Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка - инвалида, так как оказывает большое эмоциональное воздействие и способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, а именно это делает человека человеком. Мир музыки огромен и неповторим. Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость, наслаждение. Задача педагога – научить понимать музыку, полюбить ее. Музыкальные занятия способны помочь детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки, помочь им раскрыть свои творческие способности, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем. Музыкальное воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное.
Музыкальный кружок отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями. Строится на принципах внимания к потребностям детей и создания атмосферы доверия и партнерства в различных видах музыкальной деятельности.
Цель программы:
Ввести ребенка в мир музыки, обогатить его чувственно-эмоциональную сферу, способствовать самовыражению и самореализации, создавать предпосылки для развития музыкально-эстетического сознания, развивать творческие способности детей с ОВЗ через включение их в танцевальную деятельность и вовлечение их в культурно-досуговую деятельность.
Задачи программы:
Познавательные:
- Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме, приобщить детей к русской культуре, к музыкальной классике;
- Формировать представления о прекрасном в жизни, искусстве, способности воспринимать его;
-Учить навыкам мимики и пантомимики в передаче игровых образов.
Развивающие:
- Развивать творческие способности в музыкально-художественной деятельности, психические процессы, коммуникативные навыки.
- Развивать двигательную сферу, мышечную активность, координацию движений.
- Развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, творческое воображение и способность сопереживать.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к музыкальной деятельности;
- Воспитывать чувство любви к музыке, к музыкальной классике.
- воспитывать чувства взаимной ответственности, взаимной поддержки через сплочение детского коллектива;
- вовлечение воспитанников в разностороннюю творческую деятельность;
- воспитывать трудолюбие, настойчивость, развитие умения ставить цель и организовывать свою деятельность по ее достижению, способность преодолевать трудности, анализировать результаты и корректировать свои планы;
Оздоровительные:
- Способствовать укреплению здоровья;
- Улучшать нервно – психическое состояние;
- Способствовать успокоению организма после мышечной и умственной деятельности;
- Способствовать расширению двигательного опыта детей.
Методы обучения:
• Игровой;
• Демонстрационный (метод показа);
• Метод творческого взаимодействия;
• Метод наблюдения и подражания;
• Метод упражнений;
• Метод внутреннего слушания.
Приемы обучения:
Метод показа.
Разучивание новых движений, позы руководитель предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.
Метод наглядности.
Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев, зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями (показ певческих приемом, движений, картинок, игрушек и др.).
Игровой метод.
У подростков с легкой умственной отсталостью игровой рефлекс доминирует, они лучше все воспринимают через игру. На музыкально-ритмических занятиях у них формируются знания, умения и навыки в различных видах деятельности, связанных с музыкой : восприятие музыки, музыкально - ритмические движения (танцевальные и гимнастические движения, несложные их композиции под музыку).
Коррекционная работа базируется на целенаправленном развитии у детей восприятия музыки. Обучение восприятию музыки направлено на развитие у них эмоциональной отзывчивости на музыку и формирование восприятия основных ее элементов.
В работе с коллективом использую ТСО (музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, видеокамеру)
• для отработки элементов танца;
• в ритмической тренировке;
• при знакомстве с музыкальным репертуаром;
• для самооценки;
• на праздничных выступлениях, концертах, фестивалях.
Основные формы проведения занятий:
• Танцевальные репетиции;
• Игра;
• Беседа;
• Праздник
Основные виды занятий:
• Индивидуальное и групповое творчество;
• Межгрупповой обмен результатами танцевальной деятельности.
Данная программа рассчитана на воспитанников с ОВЗ от 7- 17 лет. Реализуя данную программу, необходимо добиться формирования художественно-эстетической личности ребёнка с ОВЗ средствами музыкального и культурно-досугового искусства. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
• Обучающиеся должны знать:
• технику безопасности на занятиях в актовом зале;
• правила пользования необходимым инвентарем и оборудованием;
Стратегия достижения поставленных целей и задач:
Успешное решение задач кружка зависит от содержания музыкального воспитания, от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности. Основные элементы кружка : дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, музыкально – ритмические движения, танцы, релаксация, а также игра на детских музыкальных инструментах направлены на решение значимых для развития ребенка проблем. На каждом занятии ставятся новые задачи, которые стимулируют ребенка мыслить, творить. Работая с детьми важно видеть каждого из них. Сделать так, чтобы они проявили все те таланты, которые спрятаны в них глубоко и чтобы в жизни они были раскованными, уверенными в себе.
Основные формы организации музыкальной деятельности, применяемые в данном кружке, в комплексе решают поставленные задачи. Выполнение релаксационных упражнений способствует успокоению, ребенок становится уравновешенным, отдыхает после мышечной и умственной деятельности. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой направлена на повышение общей сопротивляемости организма, его тонуса, на улучшение нервно – психического состояния и на благотворное влияние на организм в целом. В процессе игры на детских музыкальных инструментах совершенствуется эстетическое восприятие и эстетические чувства. Она способствует становлению таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук. Танцы развивают чувство ритма, приносят всем детям удовлетворение в эмоциональном плане, сплачивают детский коллектив.
Благодаря яркому и характерному музыкальному материалу дети достаточно легко могут выразить свое отношение к музыке словесно, через движения, в театральной постановке, что благотворно сказывается на коррекционном процессе детей с ограниченными возможностями. Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Украшая свою жизнь яркими красками творчества, воспитанники ощущают свою значимость и являются примером для подрастающего поколения.
Кружок рассчитан на 2 года обучения, проходит один раз в неделю по одному часу (суббота 10.00 – 11.00). Общее количество часов в год – 52 часа.
Список детей, посещающих кружок :
1 Влад Н
2 Сергей Д
3 Арсений М
4 Бобренева Ксюша
5 Иван К
6Василиса В
7 Маша К
8. Галина А
Результаты работы музыкального кружка :
В результате музыкальной деятельности у детей появляется устойчивый интерес к праздникам и развлечениям, организуемым в нашем детском доме. Ограниченность интеллектуального развития и физические недуги не позволяют детям выступать на профессиональной сцене, стать актерами, певцами, а вот на сцене, в родном Доме они – мастера искусств, музыканты. Ребята принимают активное участие в концертных программах, музыкальными номерами радуют тяжелобольных детей нашего детского дома.
Тематическое планирование кружка
Разделы Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельнико-вой Игра на детских музыкальных инструментах Танец Релаксация Музыкаль-ный материал
СентябрьОктябрь 2021 Ладошки Игра в ансамбле Знакомство с музыкой к танцу «Осенние листочки»,
«Разноцветная игра», разучивание танца «Капли дождя»
Вивальди. «Времена года: Осень»
Песня: «Осень проказница»,
«Кап – кап – кап»
Ноябрь «Пагончики» Игра в ансамбле Знакомство с музыкой к танцу «Зонтики», разучивание танца «Осеннее утро»
Вивальди. «Времена года: Осень»
Песня: «Осень золотая»
Декабрь «Насос» Игра в ансамбле Знакомство с музыкой к танцу «Снежинки», разучивание танца «Зимнее утро»
Вивальди. «Времена года: Зима»
Январь
2022 «Кошка» Игра в ансамбле Знакомство с музыкой к танцу «Куда уходит детство», разучивание танца «Утро в лесу»
Вивальди. «Времена года: Зима», Григ «Утро в лесу»
А. Зацепин «Куда уходит детство»
Февраль «Обними плечи» Игра в ансамбле Знакомство с музыкой к танцу «Буратино», разучивание танца «Лучики солнца»
Вивальди. «Времена года: Зима»
Рыбников «Буратино»
Март,
Апрель «Большой маятник» Игра в ансамбле Знакомство с музыкой к танцу «Чарли», разучивание танца «Апельсин»
Вивальди. «Времена года: Весна», Моцарт. Времена года: «Гроза»
Р. Паулс «Чарли»
Май «Повороты головы» Игра в ансамбле Знакомство с музыкой к танцу «Танец с лентами», разучивание танца «Весенний лес»
Вивальди. «Времена года: Весна», Моцарт. Времена года
Танец с лентами
Сентябрь
Октябрь «Ушки» Игра в ансамбле Знакомство с музыкой к танцу «Танец с зонтиками», разучивание танца «Осенний лес»
Вивальди. «Времена года: Осень»
М. Легран «Танец с зонтиками»
Ноябрь «Маятник с головой» Игра в ансамбле Знакомство с музыкой к танцу «Осенний сон», разучивание танца «Первый снег»
Вивальди. «Времена года: Осень»
А. Джойс. Вальс «Осенний сон»
Декабрь «Малый маятник» Игра в ансамбле Знакомство с музыкой к танцу «Зимняя фантазия», разучивание танца «Снежинки»
Вивальди. «Времена года: Зима»
«Зимняя фантазия»
Н. Найденова «Новогодний хоровод»
Январь 2023 «Снежинка» Игра в ансамбле Знакомство с музыкой к танцу «Снежинки», разучивание танца «Зимний лес»
Вивальди. «Времена года: Зима»
«Снежинка»
Февраль «Дудочка» Игра в ансамбле Знакомство с музыкой к танцу «Звездочка», разучивание танца «Зимняя сказка»
Вивальди. «Времена года: Зима»
«Звездочка»
Март «Паровозик» Игра в ансамбле Знакомство с музыкой к танцу «Модницы», разучивание танца «Весеннее утро»
Вивальди. «Времена года: Весна»
Группа «Комбинация» : Модницы
Апрель «Петушок» Игра в ансамбле Знакомство с музыкой к танцу «Дарю тебе цветы», разучивание танца «Весеннее утро»
Вивальди. «Времена года: Весна»
Вальс «Дарю тебе цветы»
Май «Бабочки» Игра в ансамбле Знакомство с музыкой к танцу «Дарю тебе цветы», разучивание танца «Весеннее утро»
Вивальди. «Времена года: Весна»
Вальс «Дарю тебе цветы»
Июнь, Июль, Август «Порадуемся солнышку», «Подуем на бабочку» Игра в ансамбле Знакомство с музыкой к танцу «Наш сосед», разучивание танца «Путешествие»
Вивальди. «Времена года: Лето»
Б. Потемкин «Наш сосед»
Список литературы:
1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : ЛОИРО, 2000иб
2. Ерохина О. В. Школа Танцев для детей/ Серия «Мир вашего ребёнка». – Ростов н/ Дону: Феникс, 2003.
3. Захарова С. Н. Праздники в детском саду. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 256 с.
4. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей : Учебно-методическое пособиедля педагогов дошкольных и школьных учреждений. СПб. : «Детство-пресс»
5. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. – М. : Метафора, 2002. – 128 с. : ил.
6. Библиотечка «в помощь художественной самодеятельности» №6. Бальные танцы. Москва 1985год.
7. О. В. Иванова Народные танцы Москва 2006год.
8. О. В. Савинкова, Т А. Полякова. Москва. Методическое пособие. 2003год.
9. В. В. Воронкова. Программа специальных образовательных учреждений 2009год.
10. И. В. Лифиц. Ритмика образовательная педагогика 1997год.
11. Р. Е. Славский. Пантомима 1962год. г. Ярославль.
12. Р. Е. Славский. Искусство пантомимы. Г. Ярославль. 1962г.
13. И. Г. Рутберг. Жест-язык пантомимы. 1972год.
14. П. Мартен. Спортивная гимнастика Москва 2004год.
15. В. П. Коркин. Акробатика. «Физкультура и спорт» 1989год.
16. Бесова М. Весёлые игры для дружного отряда. - Ярославль: Академия холдинг, 2004.
17. Васильева Т. К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.
18. Выютский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -Просвещение, 1991.
19. Ильенко Л. П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. - М., 2001.
20. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. - М. : Музыка, 1988.
21. Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985.
22. Смирнова М. В. Классический танец. - Выпуск 3. - М., 1988.
23. Смирнов М. А. Эмоциональный мир музыки. - М. : Музыка, 1990.
24. Хаустов В. В. Методическое пособие для начальной стадии преподавания акробатического рок-н-ролла. - Ростов-на-Дону, 1999. Дополнительная литература:
25. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 1999.