Любовь Полубоярцева
Кружок «Волшебная кисточка»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Каждый дошкольник-это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий, для себя незнакомый окружающий мир. Чем разнообразнее, детские занятия, тем успешнее идет их развитие, реализуются потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Изобразительная деятельность приносит много радости маленькому человеку, потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его. При работе над темой «Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности детей 4-го года жизни» мне стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для детей.
Публикация «Кружок „Волшебная кисточка“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Поэтому, организуя совместную деятельность воспитателя и детей, в первой младшей группе, основной формой которых является беседа и показ способа изображения, я стала знакомить детей с нетрадиционными техниками изображения. Дети учатся изображать окружающий мир разными приемами. Эти занятия помогают развивать творческие способности, стимулируют познавательную активность детей, развивают мелкую моторику. Эти техники, помогают детям обрести уверенность с своих силах, почувствовать желание и интерес к изобразительной деятельности. А главное, позволяет каждому ребенку получить удовольствие от процесса рисования и порадоваться результатам своего труда.
Цель: познакомить детей с нетрадиционными техниками в изобразительной деятельности (рисовании, аппликации)
Задачи: познакомить детей с техниками
в рисовании:
- пальчиками,
- ладошкой,
- сухой кистью,
- ватными палочками,
- тампонирование,
- раздувание красок,
- монотипия
в аппликации:
- мозаикой,
- из обрывной бумаги,
- мятой бумаги,
- салфеток скатанных в шарики.
Перспективный план НОД по использованию нетрадиционнных техник в изобразительной деятельности детей[/h3][/b]
Осень
1. Рисование + аппликация «Подсолнух»
Задачи:познакомить с техникой «печатки»
Методы и приемы: рассматривание иллюстраций с изображением подсолнуха, показ образца: середину цветка подсолнуха выкладываем семенами гороха; с помощью печатки (изготовленной из картофеля) можно изобразить лепестки подсолнуха.
Дидактический материал: иллюстрации с изображением подсолнуха;
печатки, изготовленные из картофеля;дробленые семена гороха;
гуашь, кисти, листы бумаги.
2. Рисование «Осенние деревья»
Задачи:продолжать знакомить с техникой «рисование пальчиками»
Методы и приемы: напомнить детям о технике рисования пальчиком; показ образца, рассказать о том, что листья на деревьях можно нарисовать с помощью этой техники, чтение стихотворения «Наступила осень»
Дидактический материал: иллюстрации с изображением деревьев в осенний период; образец, краски, листы бумаги
3. Аппликация «Веселый дождь»
Задачи:продолжать знакомить детей с техникой «обрывной бумаги», Методы и приемы: чтение стихотворения «Дождь на улице идет…», рассматривание иллюстраций с различным изображением дождя, пальчиковая игра «Медленный, сильный дождь»
Дидактический материал: стихи об осени, дожде, иллюстрации с изображением дождя, образец.
4. Рисование «Колючий клубок»
Задачи:продолжать знакомить детей с рисованием ладошкой
Методы и приемы: рассматривание картинок с изображением ежа, чтение стихотворения «Ежик и дождик", отгадывание загадок о еже, рассматривание образца, картинки с изображением ежа, стихи о диких животных (еж, игрушка - ежик, картотека с загадками о диких животных, листы бумаги, краски, разведенные в блюдцах.
5. Рисование «Листопад»
Задачи: продолжать знакомить детей с техникой «печатки» (листья)
Методы и приемы: рассматривание образца, чтение стихотворения «Падают, падают листья», показ способа обмакивания листа в разведенную гуашь, аккуратного примакивания к листу бумаги. Дидактический материал: гербарии листьев, иллюстрации, картины с изображением осенних пейзажей, листья, краски, блюдца с разведенной краской.
6. «Растет в лесу грибок» (аппликация)
Задачи: познакомить детей с аппликацией из мятой бумаги
Методы и приемы: рассматривание картинок с изображением грибов,
чтение стихотворения «Мы грибок нашли», рассматривание образца, показ способа сминания бумаги.
Дидактический материал: картинки с изображением грибов, стихи, загадки о грибах, образец, листы бумаги с готовым изображением грибов, цветная бумага, клей, кисти.
7. Рисование «Мой любимый фрукт»
Беседа о том, чем дети хотят раскрасить выбранный фрукт (ватными палочками, пальчиком, кусочком поролона)
Методы и приемы: рассматривание образцов
Дидактический материал: листы с изображенными фруктами, образец, краски, ватные палочки, кусочки поролона
8. Аппликация «Зайка беленький сидит»
Задачи: продолжать знакомить с техникой «мозаика»
Методы и приемы: рассматривание игрушки зайки, чтение стихов о зайце, рассматривание образца, напоминание: о количестве нанесения клея, аккуратном наклеивании.
Дидактический материал: стихи, загадки о зайце, картинки с его изображением, образец, листы синего цвета с контурным изображением зайца, белая бумага, нарезанная на мелкие квадраты
9. Итоговое мероприятие
Коллективная работа «Подарки осени»
Методы и приемы: рассматривание сюжетных картин, напомнить детям о техниках, с которыми знакомились за предыдущий период, предложить детям нарисовать свою картину про осень; использовать аппликацию в рисовании (например, облака сделать из мятой бумаги, дорожку выложить техникой «мозаика»)
Дидактический материал: сюжетные картины, предыдущие работы детей, выполненные в разных техниках.
Зима
10. Рисование «Выпал беленький снежок»
Методы и приемы: беседа о выпавшем снеге, погоде, чтение потешки «На лужок-то, на лужок», отгадывание загадок о снеге, показ образца
Дидактический материал: Загадки о зиме, снеге, листы тонированной бумаги в голубой цвет, гуашь белого цвета, ватные палочки, образец
11. Рисование «Снеговик»
Задачи: познакомить детей с изосредством - поролон
Методы и приемы: рассматривание картинки с изображением снеговика, беседа о внешнем виде, частях тела снеговика, показ образца Дидактический материал: картинки с изображением снеговика, образец, листы бумаги, кусочки поролона, гуашь.
12. Рисование «Дерево в снегу»
Задачи: продолжать знакомить с техникой-«набрызг»
Методы и приемы: отгадывание загадок о зиме, рассматривание зимних пейзажей, беседа о деревьях (ствол, ветки, рассказать детям о том, что можно рисовать пальчиком (дерево, показ образца
Дидактический материал: загадки о зиме, сюжетные картины с изображением зимних пейзажей, листы бумаги, краски.
13. Рисование «Новогодняя елка»
Задачи: продолжать знакомить детей с техникой рисования «сухой кистью»
Методы и приемы: отгадывание загадок о елке, новогоднем празднике, чтение стихов, рассматривание елки, показ образца, напомнить детям, как рисовать сухой кистью
Дидактический материал: загадки, стихи о елке, новогоднем празднике, картинки с изображение праздничной елки, образец, листы бумаги, гуашь, жесткая кисть.
14. Аппликация «Мои рукавички»
Задачи: познакомить детей с аппликацией из салфеток (салфетки воспитатель с детьми заранее скатывает в шарики, беседа о предметах одежды, чтение стихотворения «Рукавички», рассматривание рукавичек детей (цвет, форма, узор, показ образца, объяснение, напоминание об аккуратном наклеивании.
Дидактический материал: образец, стихи о предметах одежды, салфетки, скатанные в шарики, листы бумаги, клей.
15. Рисование «Маленькая птичка»
Задачи: продолжать учить детей пользоваться техникой - рисование «сухой кистью», «набрызг»
Методы и приемы: рассматривание сюжетной картины «Птицы зимой», беседа по содержанию, чтение стихотворения «Маленькая птичка», показ образца, напомнить о рисовании сухой кистью, предложить детям изобразить зернышки для птичек, скатанными в шарики салфетками, приготовленными заранее.
Дидактический материал: листы, с контурным изображением птички, скатанные в шарики салфетки, кисти, краски.
16. Рисование «Зимний лес»
Задачи: продолжать учить детей использовать технику - «рисование пальчиком», «поролоном».
Методы и приемы: рассматривание зимних пейзажей, беседа по содержанию, предложить детям нарисовать снег пальчиком, сугробы – поролоном, показ образца.
Дидактический материал: сюжетные картины с зимними пейзажами, образец, листы бумаги, кусочки поролона, краски.
17. Аппликация «Волшебные шарики для папы»
Задачи: познакомить детей с аппликацией из целлофана.
Методы и приемы: рассматривание сюжетной картины «Наши защитники», беседа о предстоящем празднике пап, рассматривание образца, рассматривание готовых форм (круг, овал, вырезанных из целлофана., обратить внимание детей на цвет, напомнить об аккуратном наклеивании Дидактический материал: сюжетная картина «Наши защитники», образец, формы (круг, овал, вырезанные из целлофана, листы бумаги, клей, кисти.
18. Итоговое мероприятие
Коллективная работа «До свидания, зимушка-зима!»
Методы и приемы: беседа о заканчивающейся зиме, рассматривание предыдущих работ детей, выполненных в разных техниках, предложить детям изобразить зиму такой, какой она им запомнилась, используя различные техники.
Дидактический материал: предыдущие работы детей, ватные палочки, жесткие кисти, салфетки, скатанные в шарики, мятая бумага, печатки.
Весна
19. Рисование «Красивый цветок для мамы»
Задачи: познакомить детей с рисованием на воздушном шаре
Методы и приемы: рассматривание сюжетной картины «Мамин праздник», беседа о празднике «8 марта», показ образца, объяснение способа рисования на воздушном шаре
Дидактические материал: сюжетная картина «Мамин праздник», образец, воздушный шарик, кисти, краски.
20. Аппликация +рисование «Звонкие сосульки»
Задачи: рассматривание сюжетной картины «Весна», беседа по содержанию, показ образца, показ способа обрывания бумаги, напоминание об аккуратном наклеивании, показать, как с помощью печатки нарисовать капельки
Дидактический материал: сюжетная картина «Весна», образец, листы бумаги голубого, белого цвета, клей, кисти, печатки в виде капелек, краска белого цвета.
21. Рисование «Подснежники»
Задачи: продолжать знакомить с техникой «печатки»
Методы и приемы: рассматривание сюжетной картины «Весна», беседа по содержанию (рассказать о первых весенних цветах, показ образца показать, как с помощью печатки нарисовать листья и лепестки подснежника.
Дидактический материал: сюжетная картина «Весна», образец
Печатки в виде цветков и лепестков подснежник, листы тонированной бумаги, разведенные краски (белого, зеленого) цвета.
22. Рисование «Кошечка»
Задачи: продолжать учить детей пользоваться техникой в рисовании «сухой кистью»
Методы и приемы: рассматривание игрушки кошечки, бесед, чтение стихотворения «Кошка», показ образца, объяснить детям, как правильно примакивать кисть для получения «шерсти» кошечки
Дидактический материал: игрушки кошечка, образец, листы бумаги с контуром кошечки, жесткая кисть, краски.
23. Рисование «Солнышко лучистое, улыбнись нам!»
Задачи: продолжать знакомить детей с техникой «тампонирование»
Методы и приемы: чтение потешки «Солнышко – ведернышко», показ образца, напомнить детям о технике «тампонирование» (предложить раскрасить солнышко внутри с помощью этой техники)
Дидактический материал: потешка «Солнышко – ведернышко», образец, тампоны (колпачки от фломастеров, внутри поролон).
24. Аппликация «Цыпленок»
Методы и приемы: чтение стихов о цыпленке, курочке, рассматривание сюжетной картины «Курица и цыплята», показ способа скручивания
салфеток в шарики и наклеивания внутри контурного изображения цыпленка.
Дидактический материал: стихи о цыпленке, курочке,
сюжетная картина «Курица и цыплята», рисунки, выполненные в этой технике.
25. Рисование «Первые пушистики» (мать -и- мачеха)
Задачи: продолжать учить детей пользоваться техникой в рисовании «сухой кистью»
Методы и приемы: рассматривание картинки с изображением «мать -и-мачехи», беседа о первых растениях, появляющихся весной, показ образца, показ способа изображения цветка
Дидактический материал: картинка с изображением «мать -и-мачехи», образец, листы бумаги, жесткая кисть, краски.
26. Рисование «Весенняя полянка»
Задачи:познакомить детей с техникой – «выдувание красок»
Методы и приемы: рассматривание сюжетной картины «Весна», показ образца, показать детям, как с помощью коктейльной трубочки (выдувая краски, можно получить изображение (дерево, веточки, травка, напомнить, что листья на деревьях, можно нарисовать пальчиком или ватной палочкой.
Дидактический материал: сюжетная картина «Весна», образец, листы бумаги, коктейльная трубочка, разведенные краски, ватные палочки.
27. Рисование «Божья коровка»
Задачи: познакомить детей с трафаретом
Методы и приемы: рассматривание картинки с изображением божьей коровки, рассматривание образца, показ способа изображения трафаретом тела жучка (овал, предложить детям пятна нанести пальчиком
Дидактический материал: картинка с изображением божьей коровки, образец, краски, трафарет.
28. Аппликация «Греет, греет солнышко»
Солнышко выложить из пшена, лучики из рваной бумаги
Методы и приемы: чтение стихотворения «Греет, греет солнышко», рассматривание образца, показ способа наклеивания крупы; обрывания бумаги в виде лучика.
Дидактический материал: стихотворение «Греет, греет солнышко», образец, цветная бумага, клей, крупа.
29. «Красивая бабочка»
Задачи: познакомить с техникой – «монотипие»
Методы и приемы: рассматривание картинки с бабочкой, показ образца, показ способа изображения на одном листе цветовых пятен и при сгибе листа, получение второй части бабочки.
Дидактический материал: картинка с бабочкой, образец, листы, согнутые пополам.
30. Рисование «Волшебные брызги»
Методы и приемы: напомнить детям, о том, как можно украсить любой свой рисунок.
Дидактический материал: рисунки, выполненные в этой технике.
31. Итоговое мероприятие
Коллективная работа «Весенняя полянка»
Задачи: закрепить умение детей использовать различные техники для составления композиции.
Методы и приемы: рассматривание предыдущих работ, напомнить детям о техниках, спросить детей как они хотели бы изобразить деревья, солнышко, цветочки, травку на полянке
Дидактический материал: предыдущие работы детей, жесткая кисть, краски, ватные палочки, коктейльная трубочка, тампоны, печатки в виде лепестков.
Список литературы:
1. Детские журналы «Юный художник» №1,2,5,6,7,10, 12,13,14,19, 20,22,25,28,30,31,32.
2. Дошкольное воспитание №7,2009,стр. 9-13;
3. Воспитатель ДОУ №5, 2011, стр. 89-92
4. Воспитатель ДОУ №2, 2011, стр. 5-47
5. Ребенок в детском саду, №2, 2009, стр. 45-47
6. Ребенок в детском саду, №2, 2007, стр. 22-29