Расиля Кашапова
Кружок «Веселый пластилин». Пластилинография
▼ Скачать
Пояснительная записка
Пластилинография — это один из сравнительно недавно появившегося, нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
Публикация «Кружок „Веселый пластилин“, Пластилинография» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
Несмотря на то, что пластилинография – это новый вид декоративно-прикладного искусства, он успел стать неотъемлемой частью занятий с дошкольниками в ДОУ.
С раннего возраста детей знакомят с пластилином : ребёнок учится раскатывать его в руках, размазывать, сплющивать, вытягивать и скатывать, формируя примитивные фигуры и соединяя их между собой. Такой податливый материал, как пластилин, является идеальным инструментом для маленького творца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Такое построение занятий кружка ”Весёлый пластилин ” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста. Так – же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Разработчик программы:
Воспитатель: Иксанова Р. Р.
Срок реализации программы - 1 год.
Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами.
Цель: Развивать художественно – творческие способности у детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Задачи:
Обучающие:
• Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией.
• Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
• Учить сопоставлять тактильное обследование предмета со зрительным восприятием формы, пропорции и цвета.
• Учить работать на заданном пространстве.
Развивающие:
• Развивать у детей интерес к художественной деятельности.
• Развивать мелкую моторику рук.
• Развивать интерес к процессу и результатам работы.
• Развивать чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
Воспитательные:
• Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
• Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
• Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус.
• Воспитывать у детей желание творить добро вокруг себя.
Особенности возрастной группы детей:
Возраст детей 3-4года. В этом возрасте у ребенка активно проявляются: - Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. - Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
Форма проведения занятий:
Программа рассчитана на работу с детьми в количестве 8-10человек. Занятия проводятся с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года) во вторую половину дня: 1 раз в неделю, длительность – 15-20 минут;
Содержание:
Содержание работы направлено на использование нетрадиционной техники работы с пластилином, для создания лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия в кружке ведутся на основе разработок Г. Н. Давыдовой. Конспекты занятий составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов заметно оживляет занятия, вызывает интерес дошкольников, позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.
Занятия проводятся в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление.
Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий, которые близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.
Техника безопасности работы с пластилином и особенности используемого материала.
Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:
- несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе.
- в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.
Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим
рекомендациям:
• Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).
• Для работы использовать плотный картон.
• Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин.
• На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.
• После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
• В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.
Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.
Календарно-тематический план кружка дополнительного образования
Сентябрь
1 неделя Яблоки на ветке
Воспитывать умения отщипывать не большие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями
пальцев. Закрепить умения расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева). Развивать образное восприятие
2 неделя Овощи с грядки Обобщать представления детей об овощах, об их характерных особенностях.
Развивать мелкую моторику рук при выполнении приёма размазывания (в разных направлениях). Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина.
Октябрь
1 неделя Клубочки для котёнка
Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Учить детей приёму сворачивания длиной колбаски по спирали
2 неделя Листопад Продолжать учить приёму размазывания (в разных направлениях). Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина. Побуждать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина
Ноябрь
1 неделя Цветик – семицветик Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы средствами художественного слова.
Учить лепить отдельные детали (придавливать, примазывать, разглаживать).
2 неделя Мамочке любимой бусы подарю! Развивать умение скатывать небольшие шарики, и прикреплять их к ниточке,
располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету.
Закреплять знание о цвете, развивать чувства ритма.
Декабрь
1 неделя Ёлочные шары на ветке Уточнить знание детей о круглой форме предметов. Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма. Закрепить умение раскатывать колбаски, жгутики одной длины. Развивать мелкую моторику рук.
2 неделя Новогодняя ёлочка Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (блестки). Развивать у детей мелкую моторику рук. Закреплять умения работать по контуру, развивать детское творчество.
Январь
1 неделя Снежинка Обобщать знания и впечатления детей о зиме. Закреплять умение раскатывать колбаски, жгутики разной длины.
Учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок.
Январь
2 неделя Снеговик Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.
Февраль 1 неделя Совушка, сова - большая голова
Расширить представления детей о лесной птице – сове.
Учить создавать композицию из отдельных частей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание.
Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина.
2 неделя Самолет летит
Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости – пластилинографии.
Март
1 неделя Букет для мамы Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Учить приему
сворачивания пластилина по спирали. Развивать мелкую моторику рук.
2 неделя Вот и весна пришла!
Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с
пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук.
Апрель
1 неделя Весёлый клоун
Учить детей выполнять изображение клоуна нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии;
развивать чувство цвета;
воспитывать интерес детей к цирковому искусству, уважение к необычной профессии клоуна – веселить людей, доставлять им радость своей работой.
2 неделя Листочек Продолжать учить детей размазывать пластилин в одном направлении, делая его более выразительным. Развивать мелкую моторику рук. Укреплять познавательный интерес к весенней природе.
Май
1 неделя Радуга дуга
Упражнять в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. Изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. Использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. Развивать чувства прекрасного.
2 неделя Бабочка
Способствовать расширению знаний о многообразии мира насекомых; учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения бабочки (крылья, усики, туловище). Продолжать знакомить детей и взрослых со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция;
развивать мелкую моторику рук.
Список литературы
1. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» - 1,2. – М. : Издательство
«Скрипторий 2003г», 2006.
2. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М. : Издательство
«Скрипторий 2003г», 2008.
3. Горичева В. С., Нагибина М. И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
4. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».
5. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 291 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Утверждаю:
Заведующий: Юсупова Г. Ф___
«___»___2017г.
Программа работы кружка дополнительного образования «Весёлый пластилин»
с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительногоискусства – пластилинографии
для детей 3–4 лет
на 2017-2018 учебный год
Воспитатель: Иксанова Р. Р.