Сидорова Яна Николаевна
Программа кружка «В мире оригами» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по художественно – эстетическому
направлению развития детей»
Кружок «В мире оригами»
Старшая группа №11 «Цветик - семицветик»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Воспитатели: Сидорова Я. Н.
Кригер Г. Г.
г. Шарыпово
2019-2020 учебный год
Цель:
Публикация «Программа кружка „В мире оригами“ в старшей группе» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Изостудия, кружок ИЗО
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- обучать различным приемам работы с бумагой;
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- мелкую моторику рук и глазомер;
- художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
- пространственное воображение.
Воспитательные:
- интерес к искусству оригами;
- расширять коммуникативные способности детей;
- способствовать созданию игровых ситуаций;
- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Материал:
- печатные пособия: таблицы, схемы, базовые формы фигур, альбомы демонстраций, карточки, картинки, готовые образцы;
- экранные, музыкальные пособия: аудио записи, слайды, сборник релаксационной музыки;
- учебно-практическое оборудования:
Бумага: цветная из набора; для фона: чертежно-рисовальная, обойная, бархатная, картон.
Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений).
Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами).
Салфетки: бумажная, тканевая. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами. Кисти.
Приемы и методы:
- эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений;
- практические – упражнения, игр методы;
- словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение;
- наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Ожидаемый результат:
В ходе кружка «В мире оригами», дети научаться:
- самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»; «квадрат».
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- познакомятся с искусством оригами;
- - ориентироваться на листе бумаги;
уметь намечать линии;
- тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
- уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т. п.);
- добиваться конечного результата;
- самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников.
Перспективное планирование
Месяц
Сентябрь
«Знакомство с искусством оригами» (организационное) Цель: Познакомить детей с искусством оригами. Развивать внимание, память, речь. Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон. Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.
Оборудование: Готовые поделки из бумаги (квилинг, лягушка, самолет, кораблик, цветная бумага разных размеров.
«Превращения квадратика «Дом»»
Цель: Учить складывать квадрат пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру.
Развивать творческое воображение, ориентир наплоскости, внимание, память.
Оборудование: Графические образцы базовых форм: «книжка», «треугольник», «воздушный «змей» (таблица, цветная бумага разных размеров.
«Для чего нужна дверь»
Цель: Познакомить с базовой формой «дверь».
Отработка основного элемента складывания – загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам (рука-глаз)
Складывания домика (занятие № 2, складывание двери, приклеивание двери на домик.
Оборудование: Образцы базовой формы «дверь», Цветная бумага разных размеров, схемы, клей, ножницы, салфетки
«Флажок»
Цель: Учить детей складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы.
Оборудование: Два красных квадрата 15/15 см, две полоски шириной 1 см, длиной 20 см из картона, клей.
Октябрь
«Маленький ежик»
Цель: Обучить детей складывать ежика из прямоугольного листа бумаги;
закрепить навыки складывания листа в разном направлении, проглаживая сгибы; воспитывать усидчивость и бережное отношение к материалу (бумаге). Оборудование: Карточки с изображением ежика (формат А4); «Письмо от ежика»; бумажные прямоугольники ( длина сторон в пропорции 1:2); цветные карандаши.
«В осеннем лесу» (коллективное панно).
Цель: Показать, как можно изготовить деревья с кронами различной формы, используя основные элементы складывания (загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата по диагонали, загнуть углы квадрата к центру) и базовую форму «дверь» (ствол).
Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место. Развитие внимания, памяти, ориентир на плоскости.
Оборудование: Готовые формы деревьев, образцы. Цветная бумага разные размеров и цветов; клей, ножницы, салфетки.
Релаксационная музыка.
«Осенние листья»
Цель: Научить детей из базовой формы квадрат складывать и вырезать листья, правильное использование ножниц.
Оборудование: Тонированная бумага желтого, оранжевого цветов; ножницы, простой карандаш. Релаксационная музыка.
«Ветка рябины»
Цель: Закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела», воспитывать аккуратность, учить чётко, выполнять инструкции педагога.
Оборудование: Картон, квадраты(1,5*1.5) оранжевого или красного цвета(3*3) зелёного цвета для листьев, клей.
Ноябрь
«Лиса»
Цель: Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями. Оборудование: Квадрат оранжевый (красный) 15/15см, прямоугольник 15/7,5см, заготовки для глаз и мордочки.
«Воздушный змей».
Оборудование: Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами, закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки, упражнять в свободном выборе цвета.
Оборудование: Бумажные квадраты 10/10 см любого цвета, полоски разноцветной бумаги, клей.
«Сова»
Цель: Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Учить перегибать верхний треугольник вперед и возвращать в исходное положение, делать надрезы по линии сгиба, сгибать концы складкой. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и ножницами.
Оборудование: Квадрат 10*10, заготовки для глаз, клей, ножницы.
«Зимующие птицы, голуби»
Цель: Познакомить детей с простейшей формой изготовления голубя, из базовой формы квадрат, умение правильно складывать и разглаживать линии.
Оборудование: Тонированная бумага разных цветов по размеру, простой карандаш, фломастеры.
Декабрь
«Снежинки»
Цель: На основе наглядных образцов показать детям различные способы изготовления снежинок из бумаги. Предложить детям сделать понравившиеся им снежинки, используя графические образцы, для украшения группы.
Оборудование: Пооперационная карта, письмо от попугая, «Снежинка» для демонстративного показа, по 6 листов бумаги квадратной формы (5х5) для каждого ребёнка, кружочки по одному белые диаметром 2 см и голубые диаметром 1 см, клей карандаш, клеёнка, влажная салфетка, магнитофон, диск с записью спокойной музыки.
«Поздравительная открытка»
Цель: Предложить детям изготовить поздравительную открытку для родителей, используя умение делать снежинки, елки, веточки, ёлочные игрушки. Продолжать учить составлять композиции.
Оборудование: Цветная бумага разных размеров, ножницы, схемы, клей. Плакаты и открытки на новогоднюю тему, картон голубого цвета, квадраты и прямоугольники зеленого цвета (бархат, разного размера, клей, звездочки из фольги.
«Снеговик»
Цель: Разобрать последовательность изготовления фигурки снеговика по схеме. Предложить детям самостоятельно изготовить поделку. Закреплять умение складывать базовые формы.
Оборудование: Цветная бумага разных размеров, схемы, клей, ножницы, украшения (бисер, блестки т. д.).
Январь
«Зайчик»
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Формировать умение детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами. Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.
Оборудование: Двусторонняя бумага белого и серого цвета, ножницы, схемы, фломастеры.
«Мишка»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни медведей, способов их самозащиты от врагов; закрепить умение мастерить поделки в стиле оригами, развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук. Расширять представления детей об образе жизни медведей, способов их самозащиты от врагов; закрепить умение мастерить поделки в стиле оригами, развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук.
«Елочка на снегу»
Цель: Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое, создавать композицию зимнего леса.
Оборудование: Квадраты зеленого цвета разного размера.
«Гномик»
Цель: Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции педагога.
Оборудование: Квадраты (8*8, 6*6) разного цвета, бумажная обрезь, клей, ножницы.
Февраль
«Поздравительная открытка, к празднику «День защитника Отечества»» • Цель: Сделать с детьми открытку в подарок папе. Учить изготовлять поделки из бумаги своими руками. Развивать мелкую моторику, внимание, творческий потенциал и фантазию ребенка. Совершенствовать навыки и умение работы с оригами.
Оборудование: Цветная бумага 13x21 (для рубашки, 3x6 (для галстука); ножницы; половина цветного картона; клей ПВА; поздравление.
«Самолет»
Цель: Умение складывать самолетик по схеме, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование:Тонированная бумага разных цветов, фломастеры, образцы.
«Вертушки»
Цель: Учить изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке.
Оборудование: Квадраты 15/15см, разносторонние треугольники со стороной 20см, круги диаметром 20см с прочерченными линиями разрезов, кружочки из картона, клей, ножницы.
«Волк»
Цель: Продолжать учить сгибать квадрат «косынкой», отгибать один из углов к верху наискосок, закреплять умение приклеивать головку, рисовать глаза. Оборудование: Два серых квадрата 15/15см, 10/10см, заготовки для глаз и носа, клей.
Март
«Поздравительная «Открытка-восьмерка» для мам»
Цель: Расширять умение детей создавать композицию, применяя полученные раннее навыки. Упражнять в вырезании круглых частей из бумаги, квадратов одинакового размера; закреплять умение складывать лист бумаги в определенном направлении, компоновать изображение на листе.
Развивать эстетическое восприятие, воображение и творчество, умение использовать усвоенные ранее приёмы оригами, аппликации.
Оборудование: Цветной картон для фона, цветная бумага, ножницы, простой карандаш, клей, кисть для клея, фигурные компостеры "цветок", белая бумага
«Цветок»
Цель: Вспомнить способы складывания базовой формы «книжка», «Треугольник». На её основе научить изготавливать простую форму цветка, Закрепить прием вытягивания, для придания объёма фигурке
Оборудование: Цветная бумага разных размеров, схемы, ножницы, клей.
«Грачи прилетели»
Цель: Продолжать учить детей мастерить подели из базовой формы
«воздушный змей», совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами.
Оборудование: Квадраты (8*8, 6*6) разного цвета, бумажная обрезь, клей, ножницы.
«Хризантема»
Цель: Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами, закрепить умение пользоваться ножницами.
Оборудование: 16/20 квадратов 4/4см белого или фиолетового цвета, бумага жёлтого цвета, ножницы, клей.
Апрель
«Звёздочки»
Цель: Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей», учить чередовать цвета, складывать детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей.
Оборудование: 8 квадратов 10/10см, 4 из них одного цвета, 4- другого, клей.
«Космос»
Цель:Закрепить умение детей складывать базовую форму «двойной треугольник. На её основе изготовить фигурку «ракеты». Упражнять в декоративном украшении поделок.
Оборудование: Цветная бумага разных размеров, схемы, клей, ножницы
«Подводное царство»
Цель: Создание объемной аппликации с элементами оригами.
Развивать навыки и умения создания объемной аппликации. Формировать умения создания фигур в технике оригами.
Развивать мелкую моторику ребенка.
Развивать творческие способности ребенка через создание аппликации. Оборудование: Бумага формата А3,ножницыквадраты разной величины (5х5,6х6,8х8).,клей, восковые мелки.
«Лягушка»
Цель: Упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении лягушки; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность.
Оборудование: Двухсторонняя бумага для оригами зелёного цвета, фломастеры.
Май
«Кораблик»
Цель: Формировать умения создания фигур в технике оригами.
Развивать мелкую моторику ребенка.
умение красиво, аккуратно складывать фигуру. Развивать воображение
Оборудование: Бумага разных цветов, 20+20 размером; фломастеры. Базовая форма квадрат, простой карандаш.
«Бабочка»
Цель: Закреплять умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера; упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность.
Оборудование: Три квадрата размером 8x 8 см: два синего цвета и один голубого цвета, один коричневый квадрат размером 6x6 см. ; клей, салфетку ножницы для каждого ребенка. Образцы разных бабочек.
«Кошечка»
Цель: Закрепить с детьми складывание и название базовых форм. Учить изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов. Учить складывать треугольник пополам «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Воспитывать аккуратность в работе, внимание.
Оборудование: Два квадрата 15*15см одного цвета, карандаши или фломастеры для оформления мордочки, клей.
«Итоговое занятие»
Цель: Оформление выставки лучших работ за период обучения.
Оборудование: Готовые поделки, сделанные из бумаги, коллективные аппликации.
Используемый список литературы:
1. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. / З. А. Богатеева. – М. : Просвещение, 1992.
2. Дорогова, Е. Ю. Дорогов, Ю. И. Секреты оригами для дошкольников. / Е. Ю. Дорогова, Ю. И. Дорогов. – Ярославль: Академия развития, 2008,- 224с.
3. Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников. / Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ // О. М. Жихарева. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006.-48с.
4. Сержатова, Т. Б. «Оригами. Для всей семьи», / Т. Б. Сержантова. - М., «Москва-пресс», 2009.
5. Соколова, С. В. Оригами для дошкольников : Методическое пособие для воспитателей ДОУ / С. В. Соколова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-64 с., цв. вкл.
6. Соколова, С. В. Сказки оригами : Игрушки из бумаги. / С. В. Соколова. - М. : Издательство Эксмо; СПб. : Валерии СПД; 2003.-240 с.
7. Сухаревская, О. Н. «Оригами для самых маленьких». / О. М. Сухаревская. - М., «Айрис-пресс», 2009.
Интернет – ресурсы:
1. Галерея оригами : https://www.w3d.ru/gal_orig.htm
2. Журнал «Оригами» (1996-1998) : https://www.aha.ru/-origami
3. «Путь оригами» : https://www.origami-do.ru