Елена Зорьева
Кружок «Школа мяча» — эффективный процесс физического развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Здоровье – сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности. Охрана здоровья дошкольников – одно из приоритетных направлений государственной политики, в том числе и политики в сфере образования, что отражено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ст. 41,42).
Публикация «Кружок „Школа мяча“ — эффективный процесс физического развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Здоровье ребенка формируется под воздействием целого комплекса факторов: биологических, экологических и др. Среди этого многообразия большое значение имеет двигательная активность - естественная потребность в движении, которая оказывает благоприятное воздействие на формирование организма. ФГОС ДО предусматривает приобретение опыта ребенком в различных видах деятельности, в том числе, двигательной. «Движение – это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой» (А. Я. Гомельский, председатель Российской федерации баскетбола).
При её недостатке возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Из вышеизложенного, назрела острая необходимость поиска эффективных средств развития двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы мы видим в спортивных играх с мячом. Мяч - это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания. Упражнения в бросании, ведении мяча способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствует пространственную ориентировку, формируют умения действовать с мячом. Особый интерес представляет использование игрового метода и упражнений из арсенала спортивных игр с элементами баскетбола.
Физкультурные занятия, построенные на использовании спортивных игр и упражнений с элементами баскетбола, в значительной степени способствуют повышению уровня физической подготовленности, физическому и психическому развитию, вызывают повышенный интерес у дошкольников к занятиям двигательной деятельностью. Программа «Школа мяча» разработана на основании парциальной программы Л. И. Пензулаевой «Физическая культура дошкольникам», которая рекомендована Министерством образования РФ. Программа дополнительного образования реализуется на базе МБДОУ Вахтанский детский сад «Одуванчик».
Одним из основных направлений образовательного процесса МБДОУ Вахтанский детский сад «Одуванчик» является физкультурно-оздоровительное, ориентированное на эффективное физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Поиск эффективных путей реализации данного направления с учетом современных требований привел к разработке программы дополнительного образования «Школа мяча».
Основные принципы построения программы
• Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными технологиями;
• Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности;
• Принцип адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья;
• Принцип взаимодействия – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей;
• Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Планируемые результаты
В ходе реализации Программы ребенок:
• научится понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила;
• научится быстро реагировать на сигнал;
• овладеет технико-тактическими действиями с мячом: передачей мяча, ведением мяча и забрасыванием мяча в баскетбольное кольцо;
• сформируется интерес к спортивной игре в баскетбол.
В своей работе применяю такие методы :
• речевые обозначения (термины, речевые указания (начало движений, направление и техника движений, название упражнения, объяснение, пояснения, команды, описание, анализ действия, оценка, вопросы к детям, словесные инструкции;
• наглядный показ и прием практического выполнения (показ действий с мячом);
• речевая мотивация (поощрения) визуальные;
• показ упражнений с соблюдением правил игры и техники движений, слуховые и зрительные ориентиры;
• мимика (улыбка, кивок головой).
Использую такие приё мы работы с детьми :
«круговой» тренировки (суть которых заключается в чередовании игровых упражнений, силовых возможностей разных мышечных групп и упражнений);
• прием визуальной информации (для контакта с занимающимися, для того чтобы передать им информацию об упражнениях не прерывая занятия, для исправления ошибок и поощрения детей)
Во вводной части занятий использую различные виды ходьбы и бега, подскоков, прыжков, корригирующие упражнения.
Основная часть состоит из упражнений с мячом, элементов спортивных игр, п/и, эстафет с мячом.
В заключительной части: м/п игра, ходьба, дыхательные упражнения. В конце учебного года провела отчётное мероприятие по кружку "Школа мяча. "с участием педагогов нашего детского сада. Дети показали всё, чему научились в течении года на занятиях,получили массу положительных эмоций,а также дипломы за достижения и успехи в кружке.
.