Вердиян Инна
Кружок «Секреты речи» для 2 класса
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
КРУЖОК
«Секреты речи»
для 2 класса
срок реализации программы: 1 год
I. Пояснительная записка
«Русский язык» – один из основных предметов в учебной деятельности младших школьников, отставание, по которому может повлиять на общее отношение к школе. Возможности русского языка вводят младшего школьника в общественную жизнь, дают ему возможность общаться со взрослыми и друзьями, помогают обучающимся выражать свои мысли, чувства.
Публикация «Кружок „Секреты речи“ для 2 класса» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Актуальность. Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со словом? Эти и многие другие вопросы волнуют многих педагогов начальной школы.
Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.
Систематическая внеурочная работа по расширению и углублению знаний о русском языке поможет обучающимся повысить интерес к изучению родного языка, будет способствовать развитию речи младших школьников, обогащению словаря.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность.
Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях.
В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Она построена на дополнении и углублении базового образования. Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи.
Содержание программы включает в себя направления: формирование общеинтеллектуальных операций, развитие внимания и памяти. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы и кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся 8-9 лет.
Режим занятий. Курс «Секреты речи» проводится 1 раз в неделю в течение 40 минут. Данный курс предусматривает включение элементов занимательности, которые является обязательным для занятий с младшими школьниками, введение дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного занимательного материала.
На всех этапах занятий используются разнообразные занимательные формы обучения: игры, упражнения, состязания, конкурсы. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не будет снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.
II. Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
Задачи:
Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.
Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
Обогащать словарный запас учащихся.
Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
Содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изуче-нии русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
III. Планируемые результаты.
К концу года обучающиеся должны:
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
IY. Учебный план.
№
п/п Наименование разделов Количество часов В том числе
Теория Практика
I Как вс начиналось? 3 1 2
II Такие разные слова 7 - 7
III Загадки и пословицы 10 2 8
IY Они пришли к нам из… 4 - 4
Y Культура общения 6 - 6
Раздел I. Как всё начиналось?
Рассказ -беседа на тему «Что это значит хорошо знать русский язык?».
О самых дорогих словах. Значение устной и письменной речи в жизни человека.
Раздел II. Такие разные слова
Сказка «Волшебные слова».
Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
Копилки слов. Как найти слово в словаре?
Лингвистика – наука о языке.
Знакомства с лексическим значением слов.
Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Секреты родственных слов.
Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?».
Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
Раздел III. Загадки и пословицы
Что такое явное и скрытое сравнение. Как неживое становится живым?
Сущность и значение олицетворения (без введения термина).
Составляем предложения и тексты описательного характера.
Великий волшебник - Г. X. Андерсен.
Практическая работа: оживляем неживые предметы.
Придумываем свой вариант. Игра «Найди лишнее слово».
Сказки с изобразительными средствами языка и рисуем к ней картинку.
Сочинение загадок, используя знания, полученные на предыдущих уроках.
Работа над проектом «Классная книга загадок».
Что такое пословица? Использование в речи пословиц.
Конкурс на знание пословиц и поговорок. Игра «Продолжи пословицу».
Раздел IY. Они пришли к на из…
Рассказ «А начинали всё медведи».
Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга».
Сигналы – символы. Легенда о Тесее.
Заучивание песенок – «напоминалок».
Древние письмена. Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ».
Иероглифы - «священные знаки.
Сказка Р. Киплинга «Как было написано первое письмо».
Раздел Y. Культура общения
Ролевые игры «В кафе и ресторане». «Встреча старых друзей», «В театре».
Разыгрывание неловких ситуаций. Ролевая игра «Ты на дне рождения» «Лучшее преподнесение подарка».
Составление поздравительных посланий на разные праздники. Работа в группах.
Игры «Подберите слово», «Кто больше?», «Лишнее слово».
Сочинение писем. Составление плана письма. Подбор ключевых слов.
YI. Учебно-методическая литература
1. Андерсен Г. X. Сборник сказок / Г. X. Андерсен. - М. : Самовар, 1995
2. Барто А. Л. Стихи / А. Барто. - М. : Самовар, 1997
3. Драгунский В. Денискины рассказы / В. Драгунский. - М. : Просвещение, 1992
4. Заходер Б. В. Стихи / Б. Заходер. - М. : Самовар, 1997
5. Крылов И. А. Басни / И. А. Крылов. - М. : Детская литература, 1983
6. Маршак С. Я. Стихи / С. Я. Маршак. - М. : Самовар, 1998
7. Михалков С. В. Стихи / С. В. Михалков. - М. : Самовар, 1995
8. Носов Н. Н. Фантазеры / Н. Н. Носов. - М. : Мартин, 1997
9. Русские народные сказки. Сборник. - М. : Просвещение, 1983
10. Сказки А. С. Пушкина. -М. : Детская литература, 1981
11. Толстой Л. Н. Рассказы для детей / Л. Н. Толстой. -- М. : Просвещение, 1992
12. Успенский Э. Н. Стихи / Э. Н. Успенский. - М. : Самовар, 1997
13. Волина В. В. Веселая грамматика. М. : Знание, 1995 г.
14. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М. : Просвещение, 1991 г.
15. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство“АРГО”, 1996
16. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
17. Гвоздарев Ю. А. Рассказы о русской фразеологии: Книга для внеклассного чтения
учащихся ст. классов. - М. : Просвещение, 1988