ирина Альховатова
Кружок «Разноцветное настроение»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
1. Научить детей понимать свои эмоциональные состояния и окружающих людей;
2. Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом.
3. Дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова).
4. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.).
5. Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
Публикация «Кружок „Разноцветное настроение“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
6. Снижение уровня тревожности детей.
7. Обучить детей умению находить достоинства в самих себе и других людях, повышение самоуважения детей и самооценки.
Пояснительная записка
Для современного общества формирование коммуникативных навыков и эмоциональное развитие является актуальной проблемой, так как социально-психологическая готовность к эффективному коммуникативному взаимодействию человека с людьми в настоящее время является необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства. Дошкольники в возрасте 5-7 лет относятся к аффективному возрастному этапу начальных предпосылок формирования личности. Ребята в этом возрасте часто непосредственно реагируют на внешние события, эмоционально неустойчивы. Отличительной особенностью их внешнего мира является эмоциональная подвижность. За небольшой промежуток времени у ребенка можно наблюдать неоднократную смену чувств. Хотя эти переживания непродолжительны, они захватывают его полностью. Вот почему так горьки детские обиды, ярка ярость. Предлагаемый кружок помогает детям понять эмоции и чувства свои и окружающих его людей, что является важным моментом в становлении личности растущего человека. В процессе программного курса дети знакомятся с разнообразием эмоций, способами их самовыражения и разными способами регуляции своего эмоционального состояния. Занятия способствуют повышению самооценки детей и снижению уровня тревожности, что благоприятно влияет на психологическое здоровье ребенка.
Время проведения: Занятия кружка проходят 4 раз в месяц во 2 половине дня.
Предполагаемые результаты: Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников, снижение тревожности, повышение самооценки.
Список детей, зачисленных в кружок.
Старшая группа «Теремок»
№ п/п Ф. И. ребенка Дата рождения
1
Перспективный план кружка 2018-2019г
Сентябрь: Диагностика.
Октябрь
1 неделя
Тема: «Мы такие разные»
Цель: Снизить эмоциональное напряжение. Создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого. Развивать положительные взаимоотношения между детьми, коммуникативные навыки.
2 неделя
Тема: «Я и мое настроение» Цель: Развивать способности понимать свое эмоциональное состояние. Дать детям понятие о настроении. Познакомить с понятием пиктограмма. Показать способы выражать свое настроение при помощи цвета.
3 неделя
Тема: «В гостях у героев сказок»
Цель: Развивать способности понимать эмоциональное состояние героев сказок, выражать это настроение при помощи цвета. Развивать коммуникативные навыки.
4 неделя Тема: «Разноцветное настроение» Цель: Снижение тревожности, эмоционального напряжения. Выражение своего эмоционального состояния при помощи красок.
Ноябрь
1 неделя
Тема: «Что день,
то радость»
Цель: Знакомство детей с эмоцией «радость». Развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние и способность понимать эмоциональное состояние другого человека.
Познакомить детей с разнообразием приемов выражения эмоции радости чувства восторга, счастья, используя различные выразительные средства.
2 неделя
Тема: «Дарите радость близким!»
Цель: Учить замечать, какое настроение у близких людей, воспитывать чувства сопереживания и сочувствия. Развивать умение передавать эмоциональное состояние радости используя изобразительные средства.
3 неделя
Тема: «Не грусти, все впереди»
Цель: Знакомство детей с эмоцией «грусть, печаль». Формировать умение понимать эмоции других людей. Развивать способность выражать эмоцию «грусть» вербально и не вербально.
4 неделя
Тема: «Какого цвета печаль»
Цель: Отреагирование негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения. Развивать умение передавать эмоциональное состояние «грусть», «печаль» используя элементы арт-терапии.
Декабрь
1 неделя
Тема: «У страха глаза велики»
Цель: Знакомство детей с эмоцией «страх», учить выражать чувство страха при помощи этюдов психогимнастики. Снижение уровня эмоционального напряжения с помощью приемов арт- терапии (сказкотерапия, изо-терапия).
2 неделя
Тема: «Я страшилок не боюсь» Цель: Снижение тревожности, эмоционального напряжения, обучение приемам преодоления негативных эмоциональных переживаний.
3 неделя
Тема: «Все что неизвестно, ребятам интересно» Цель: Развивать способности понимать различные эмоциональные состояния других людей, выражать разные эмоции при помощи вербальных и невербальных средств.
4 неделя
Тема: «Такой удивительный мир» Цель: Знакомство детей с эмоцией «удивление», выражать его при помощи мимики и изобразительных средств. Учить понимать чувства свои и других людей. Развивать положительные взаимоотношения между детьми. Укреплять чувство единства.
Январь
2 неделя
Тема: «Какого цвета праздник?»
Цель: Учить детей говорить о своих чувствах, развивать способность определять эмоции по схематическим изображениям. Снизить эмоциональное напряжение, способствовать единению, сплоченности группы. Выражение своего настроения при помощи приемов арт-терапии.
3 неделя
Тема: «Учусь справляться со злостью»
Цель: Знакомство детей с эмоцией «злость», его мимическими и пантомимическими проявлениями. Обучение различным приемам саморегуляции своего эмоционального состояния. Снижение эмоционального напряжения через релаксационные упражнения.
4 неделя
Тема: «Не злись, улыбнись»
Цель: Формировать умение понимать свои эмоции и эмоции других людей. Показать детям непродуктивность использования агрессии при общении. Развивать положительные взаимоотношения между детьми. Снижение уровня эмоционального напряжения с помощью арт- терапии /изо- терапия/.
Февраль
1 неделя
Тема: «Ты обида уходи, в гости к нам, не приходи»
Цель: Закреплять умение определят по картинкам (фотографиям) положительные и отрицательные эмоции людей. Обучение различным приемам саморегуляции своего эмоционального состояния.
2 неделя
Тема: «Волшебные превращения» Цель: Развивать способности различать эмоциональные состояния других людей, выражать разные эмоции при помощи вербальных и невербальных средств.
3 неделя
Тема: «Кувшин желаний» Цель: Снижение тревожности, эмоционального напряжения, обучение приемам преодоления негативных эмоциональных переживаний.
4 неделя
Тема: «Скромность»
Цель: Знакомство детей с пиктограммой «скромность», учить выражать разные эмоции при помощи мимики и пантомимики. Снижение эмоционального напряжения через релаксационные упражнения.
Март
1 неделя
Тема: «Мои друзья»
Цель: Учить замечать, какое настроение у друзей, воспитывать чувства сопереживания и сочувствия. Снизить эмоциональное напряжение. Создать эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого. Развивать коммуникативные навыки.
2 неделя
Тема: «Какого цвета вина?»
Цель: Развивать умение детей эмоционально выражать свое отношение к разным эпизодам рассказа, воспитывать чувство сопереживания, желание помочь чужому горю. Учить выражать эмоцию «вина» при помощи мимики и изобразительных средств.
3 неделя
Тема: «Наши поступки и наши эмоции» Цель: Развивать способности понимать свое эмоциональное состояние. Обучение приемам саморегуляции своего эмоционального состояния. Создать эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого.
4 неделя
Тема: «Гордость» Цель: Развивать способности различать эмоциональные состояния других людей, выражать разные эмоции при помощи вербальных и невербальных средств. Повышение самооценки на основе самоактуализации.
Апрель
1 неделя
Тема: «Мои достижения»
Цель: Раскрытие положительных черт характера. Развитие более позитивной Я- концепции. Формировать умение понимать свои эмоции. Повышение самооценки, снижение тревожности.
2 неделя
Тема: «Волшебные маски-волшебные краски» Цель: Учить детей делать маски с разным эмоциональным окрасом при помощи бумаги и изобразительных средств, традиционными и
нетрадиционными способами.
3 неделя
Тема: «Театр настроений» Цель: Учить детей драматизировать отдельные небольшие эпизоды из сказки через игру и общение с персонажами, воспитывать нравственные чувства у детей. Закреплять умения передавать эмоциональные настроения героев сказок при помощи мимики, пантомимики.
4 неделя:
Тема: «Разноцветное настроение» Цель: Закреплять умение отображать разные эмоции при помощи изобразительных средств. Развивать положительные взаимоотношения между детьми. Укреплять чувство единства.
Май: Диагностика.
Критерии оценивания эффективности работы кружка «Разноцветное настроение»
Вопросы диагностики.
1. «Назови эмоцию». Детям предлагается по картинкам героев сказок определить эмоцию: Радость, злость, печаль, удивление, страх, гордость, вина, скромность.
2. «Изобрази эмоцию». Ребенку предлагается поиграть с кубиком, на гранях которого изображены 6 основных эмоций. Какая эмоция выпадет на кубике – ребенок должен изобразить.
3. «Нарисуй эмоцию» Детям предлагается заполнить листок «Азбука настроения», нарисовать 4 основные эмоции: радость, печаль, злость, удивление.
4. Тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен).
5. Тест «Лесенка» (автор С. Г. Якобсон, В. Г. Щур).
Список литературы:
1. Пазухина И. А. Давай познакомимся! – СПб, 2004.
2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. – М., 2004.
3. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М., 2003.
4. С. А. Хромова «Психологические игры для детей»
5. М. В. Киселева «Арт- терапия в работе с детьми»
6. С. В. Крюкова, Н. П. Слободянник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
7. Хухлаева О. В. «Тропинка к своему Я».