Вера Шукшина
Кружок «Раз кружок, два кружок» по художественному конструированию
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок «Раз кружок, два кружок…. Получился…»
«Художественное конструирование»
ОО «Познавательное развитие»
Пояснительная записка. Художественное конструирование из плоских элементов конструктора (разнообразных геометрических фигур) в значительной степени является синтетической деятельностью, которая более всего схожа с сюжетной игрой, аппликацией, рисованием, но не приравнивается к ним.
Публикация «Кружок „Раз кружок, два кружок“ по художественному конструированию» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
Приёмы конструирования из плоских деталей конструктора просты, доступны ребёнку дошкольного возраста и позволяют сконструировать изображение любого содержания.
Конструирование изображения создаётся путём определённой организации пространства – соединения между собой геометрических фигур для передачи основных частей и деталей изображаемых объектов.
Это деятельность носит моделирующий характер. Дети, конструируя изображения объектов реальной действительности, передают не столько общий вид предмета, сколько то, что знают о его строении, отношении между основными частями, т. е. строят изображение значительно близкое к наглядной модели.
Деятельность младших дошкольников по художественному конструированию проходит путь от игрового манипулирования и условного использования конструкторского материала к функциональному его применению.
Развивающие задачи:
1. Развитие экспериментирования с незнакомыми элементами нового для детей конструктора.
2. Освоение действий идентификации двух – трёх элементов по одному из свойств (цвету, форме или величине).
3. Освоение действий опредмечивания и называния.
4. Овладения действиями перцептивного моделирования.
5. Ознакомление с действиями конструирования и достраивания изображений знакомых объектов в процессе совместной конструктивной деятельности.
6. Освоение действий анализа структуры двух изображений одного объекта (не законченного и окончательного).
7. Овладение действиями достраивания изображения.
8. Освоение действий пространственного моделирования – конструирования обобщенных изображений знакомых предметов и объектов действительности.
9. Освоение действий построения изображения предметов несложной конструкции, состоящих из или разных по форме элементов.
10. Освоение действий видоизменения готовой конструкции в высоту двумя способами (путём надстраивания в высоту и замены элементов на большие по размеру.
11. Конструирование изображения предметов, состоящих из нескольких разных по функции и структуре частей.
12. Развитие творческих способностей – конструирование сюжетной композиции по мотивам знакомых сказок.
Результат достижения детей.
1. Дифференцируют разнообразные по цвету, форме, величине геометрические фигуры по пространственным и конструктивным свойствам, узнают по названию или образцу.
2. Владеют способами точного соединения деталей конструктора при составлении изображений обобщенных и характерных образов, размещая детали по горизонтали, вертикали, чередуя разные элементы и их положения.
3. Умеют анализировать объект, выделять в нем основные и второстепенные части, устанавливать связь между функцией и строением предмета. На основе анализа умеют конструировать объект, создавая обобщенный или характерный образ в сюжетной композиции на фоновом изображении, передающем время и место события.
4. Переходят от практического нащупывания образа к разработке замысла во внутреннем плане.
Перспективный план
месяц неделя Тема 1-го занятия Материал
сентябрь 1 Мониторинг№1 Экспериментирование с элементами конструктора. Стр. 107
Пр. сод. Самостоятельное ознакомление детей с элементами конструктора, освоение его функционального назначения – строить изображение (делать картинки); развитие воображения – умение видеть новое в знакомом.
Материал. Все элементы конструктора, фоновые поля (стационарные стенды)
2
3
4 №4. «Курочка с цыплятами» - совместная конструктивная деятельность ребенка и взрослого. Стр. 109
Пр. сод. Анализ изображения цыпленка в двух планах: незаконченного и завершенного (выделение уже изображенных и недостающих частей конструкций); освоение действий по «достраиванию» изображения, частично выполненного взрослым. Все элементы конструктора, фоновые стенды, недостроенные и достроенные образцы цыпленка, шапочки для детей 9курочка, цыплята)
октябрь 1
2 №5 «Что приготовила нам осень» - освоение действия замещения. Стр. 110
Пр. сод. Умение видеть в геометрических фигурах образы знакомых овощей и фруктов, освоение действия замещения: подбор заместителей по заданному признаку (форма, цвет, создание композиции – натюрморта из элементов конструктора. Все элементы конструктора, фоновые стенды; фрукты и овощи (яблоки, помидоры, огурцы, сливы, апельсин, лимон) на подносе, два других подноса и силуэт вазы или блюда на стенде для составления на стенде для составления натюрмортной композиции.
3
4 №6 «Едем на поезде» - совместная конструктивная деятельность ребенка и взрослого. Стр. 111
Пр. сод. Анализ изображения поезда, с достроенными и недостроенными вагонами, освоение действий по достраиванию незаконченного изображения вагонов, постепенное увеличение доли детского участия в построении изображения. Конструктор, изображение поезда с недостроенными вагонами
ноябрь 1 №7 «Красивый узор» - построение декоративно-орнаментальной композиции). Стр. 112.
Пр. сод. Освоение действий построения изображения ритмической композиции, основанной на правильном чередовании двух элементов (кружка, квадрата) через один, располагая их в линию по горизонтали. Упражнение детей в соотнесении своих действий с правилом чередования и образцом орнамента. Элементы конструктора. Образцы вариантов дорожек, простроенных на чередовании по форме
2
3 №8 «Пирамидка» - построение сериационного ряда. Стр. 112.
Пр. сод. Освоение действий построения изображения пирамидки, состоящей из трех частей, расположение однородных элементов по вертикали в порядке уменьшающейся величины без интервала; закрепление знания цветов. Отработка навыка аккуратного соединения элементов пирамидки. Элементы конструктора, одинаковые пирамидки, состоящие из трех частей (шаров) одного цвета для каждого ребенка.
4
декабрь 1 №9 «Снеговик» - построение сериационного ряда. Стр. 114.
Пр. сод. Освоение действий по построению изображения снеговика из кругов разной величины, используя способ построения сериационного ряда, передавая образ смешного и любимого героя зимних развлечений Элементы конструктора, игрушка-снеговик
2 №10. «В гостях у новогодней елки». – конструирование сюжетной композиции. Стр. 121.
Пр. сод. Развитие способности самостоятельно создавать замысел будущей композиции, активно использовать свой конструктивный опыт (создание обобщенных образов животных и людей) при конструировании на новую тему. Упражнение в поиске изобразительных средств для создания выразительного образа. Элементы конструктора, украшенные новогодние елки, сконструированные детьми на предыдущем занятии.
3
4
январь 1
2
3. №11. «Построим дом2 – конструирование обобщенного образа дома. Стр. 115.
Пр. сод. Овладение действием анализа и синтеза формы предмета, состоящего из нескольких частей, использование эталонных представлений для анализа конструкции дома. Освоение действий построения изображения обобщенного образа дома ( составление изображения из нескольких частей: двух квадратов, треугольника, соблюдая определенную последовательность в работе, освоение действий видоизменения конструкции дома путем надстраивания ее в высоту. Элементы конструктора, игрушки-гномик, заяц, Чебурашка.
4
февраль 1 №12 «Грузовая машина» - конструирование обобщенного изображения транспортного средства.
Пр. сод. Развитие способности строить обобщенное изображение грузовой машины; умение анализировать и выделять в предмете его основные, функционально-значимые части, определяя их значение, размер. Форму фигуры для конструированию изображения, состоящего из нескольких частей Элемента конструктора, игрушечный грузовик.
2
3. №13. «Трамвай» - конструирование обобщенного изображения транспортного средства. Стр. 117.
Пр. сод. Развитие способности анализировать образец постройки, строить обобщенный образ трамвая из деталей конструктора, передавая в изображении существенные части конструкции данного транспортного средства; последовательно воспроизводить все части изображения в направлении снизу вверх, устанавливая пространственное расположение частей по отношению друг к друг; аккуратно и точно соединять элементы конструктора в предметное изображение. Элементы конструктора, игрушка-трамвай. Образец постройки
4
март 1 №14. «Дети гуляют на участке» конструирование обобщенного изображения фигуры человека в коллективной композиции. Стр. 118
Пр. сод. Овладение действием зрительного анализа и синтеза структуры фигуры человека, состоящей из нескольких частей, с помощью эталонных представлений. Развитие способности конструировать обобщенное изображение человека, передавая основные части человеческой фигуры в одежде (голова, у девочки – расширяющаяся книзу шубка, у мальчика – куртка и брюки, руки); строить образы с соблюдением пропорций, упражнение в самостоятельном нахождении изобразительных средств для создания выразительного образа. Элементы конструктора, куклы – девочка и мальчик, одетые по зимнему.
2
3 №15. «Дикие животные» - конструирование обобщенного изображения животного в коллективной сюжетной композиции. Стр. 119.
Пр. сод. Овладение действием зрительного анализа и синтеза обобщенной структуры фигуры животного. Ориентируясь одновременно на три признака (форму, цвет, размер, передавая общую схему строения тела, его основные части с одинаковыми функциями (голова, туловище, ноги, но различными по форме, размеру, цвет шерсти; выбирать изобразительные средства для раскрытия образа и передачи отношения к изображаемому. Геометрические фигуры, игрушки, медведь, заяц.
4
апрель 1 №16 «Кошки-мышки» конструирование обобщенного изображения животного в коллективной сюжетной композиции.
Пр. сод. Развитие способности конструировать несколько вариантов обобщенного строения животного. Создавая выразительный образ. Геометрические фигуры, шапочки для игры в «кошки-мышки».
2
3 № 17.«Деревья»- конструирование обобщенного изображения дерева. Стр. 113
Пр. сод. Использование эталонных представлений для анализа объектов окружающего мира, развитие способности строить обобщенное изображение хвойных и лиственных деревьев (состоящих из двух, пяти элементов конструкторского материала, передавая ствол и характерную крону. Элементы конструктора, иллюстрации, передающие реалистическое изображение предметов
4
май 1 № 19 «С кем встретился колобок в лесу?» - конструирование сюжетной композиции.
Пр. сод. Развитие способности создавать сюжетную композицию по мотиву хорошо знакомой сказки, конструировать сказочных героев, передавая их характерные особенности конструкторскими средствами, раскрывая смысл художественного произведения Элементы конструктора
2 Повторение пройденного материала
3 Повторение пройденного материала
4 Повторение пройденного материала