Татьяна Ефремова
Кружок познавательно-речевой активности «Умники и умницы»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования администрация Петровского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 15 «Ручеек»
Утверждено:
Приказом № ___
Заведующая МБДОУ
___Трибунская Е. В.
Принята на заседании
педсовета № ___
Дополнительная
образовательная программа
кружка познавательно-речевой направленности
Срок реализации программы 1 год
Публикация «Кружок познавательно-речевой активности „Умники и умницы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Умники и умницы. Интеллектуальная игра
- Темочки
Программа рассчитана на детей 6 – 7 лет
Составители:
Ефремова Татьяна Александровна,
Мироненко Ольга Владимировна
г. Петровск
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка программы
I. Данная программа относится к познавательно-речевому направлению развития дошкольников.
II. Новизна программы состоит:
• в использовании системно-деятельного и комплексного подхода к формированию у детей 6 – 7 лет элементарных математических представлений;
• в использовании в образовательном процессе современных форм и методов обучения;
• отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме;
• занятия по данной программе способствуют успешной психологической адаптации детей к условиям школы.
III. Актуальность написания данной программы обусловлена необходимостью решения ряда проблем:
1. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
2. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, требуют от ребенка способности самостоятельно устанавливать закономерности математических представлений на основе эвристических методов.
IV. Педагогическая целесообразность
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
На занятиях кружка используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, учат рассуждать, объективно оценивать свои результаты.
Цель программы:
Активизация мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста через развивающие математические игры.
Эта цель может быть достигнута при решении следующих задач:
• Создать условия для развития интересов и способностей ребенка;
• Совершенствовать математические представления детей, развивать логическое мышление, воображение, память.
• Закреплять знания, полученные на занятиях, через выполнение творческих заданий.
• Сформировать внутреннюю позицию школьника.
Данная программа рассчитана на детей 6 – 7 лет.
Срок реализации – 1 год.
Организация деятельности детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Методы работы: словесный, наглядный, игровой.
К концу года дети должны:
• Считать в пределах 20 (в прямом и обратном порядке) ;
• Составлять и решать задачи в одно действие;
• Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости;
• Определять временные отношения, время по часам с точностью до 1 часа;
• Знать название текущего месяца, года, последовательность дней недели, времен года.
• Чувство времени, умение беречь время, различать длительность отдельных временных интервалов;
• Уметь конструировать фигуры по словесному описанию, составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу;
• Воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по образцам.
Форма проведения итогов:
КВН «Турнир Знатоков и Эрудитов»
Тематический план
Месяц Тематика занятий Кол-во занятий
Сентябрь
Вводное занятие «Загадочная страна – Математика»
Количество и счет, решение задач
1
3
Октябрь
Ориентировка на плоскости листа в клетку. Ориентировка в пространстве
4
Ноябрь
Знакомство с географической картой, планом, схемой, условными обозначениями
4
Декабрь – февраль
Ориентировка во времени 11
Март
Логика 4
Апрель
Геометрическая форма
4
Май
Упражнения на развитие логики, внимания, сообразительности
Итоговое занятие: Турнир «Знатоков и Эрудитов» 3
1
Список литературы
И. Светлова Уроки для дошколят. Логика. – Москва: Изд-во Эксмо, 2004
Т. И. Тарабарина Детям о времени. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996
Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина И учеба, и игра: математика. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997
Л. Ф. Тихомирова Логика. Упражнения на каждый день. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997
Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина Формирование математических представлений. Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – Москва: ВАКО, 2005
Дидактический материал
Раздаточный материал для детей
1. Рабочие тетради (на каждого ребенка) : «Знакомство с клеточками», «Логика», «Состав числа».
2. Карандаш простой (на каждого ребенка) ;
3. Набор карандашей цветных (на каждого ребенка) ;
4. Набор счетных палочек (на каждого ребенка) .
Игровой дидактический материал
• Дидактическая игра «Круглый год»
• Дидактическая игра «Порт»
• Дидактическая игра «Точное время»
• Таблица «Веселые часики»
• Часы-игрушка
• Ребусы
• Геометрические фигуры
• Цифры-магниты
• Карточки с изображением цифр в пределах 20
• Географическая карта
Список детей, посещающих кружок «Умники и Умницы»