Наталья Коновалова
Кружок по шахматам «Ход конем» (из опыта работы)
▼ Скачать +Заказ
С чего все начиналось?
Почти 3 года назад, на очередном августовском педсовете мне предложили вести кружок «Шахматы». Мало сказать, что я была обескуражена этим предложением, в моей душе кипело негодование у меня будут дети среднего возраста, а шахматы – одна из древнейших и сложнейших игр на земле. Меня мучал вопрос как я буду своих «несмышленышей» и непосед обучать этой игре. А главное я сама не умела играть, а если честно сказать мало интересовалась шахматами.
Публикация «Кружок по шахматам „Ход конем“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Лошадь, жеребенок, конь
- Опыт работы, практика
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
Но как говорится «я родом из СССР» и меня поймут коллеги моего возраста. У нас был девиз «Партия сказала надо- комсомол ответил- есть".
Поэтому не теряя время я приступила к изучению материала по обучению детей игре в шахматы, а в помощь мне был интернет. Для себя я узнала нового, напечатала высказывание великих известных людей об этой игре. На маам нашла лэпбук «Шахматы»(в дальнейшей работе с детьми он очень мне помог) с него я начала создание Центра «Шахматный клуб».
Затем составила программу кружка, определила цели и задачи.
Целью программы «Ход конем» является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей дошкольного возраста, формирования общей культуры личности и организации содержательного досуга средствами обучения игре в шахматы.
Наметила результаты в ходе реализации своей программы
• Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребенка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
• Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
• Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
• Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
Занятия проводились 1 раз в неделю в средней группе по 20 минут, в старшей и подготовительной 30.
Обучение игре в шахматы осуществлялось входе совместной деятельности с детьми с использованием различных форм и методов:
• чтение шахматных сказок
• обыгрывание знакомых сказок с заменой персонажей шахматными фигурами (театрализованная деятельность)
• сенсорные игры с шахматной тематикой (Например, «Найди такую же», «Расставь фигуры по росту», «Пирамида», «Что общего?» и др.)
• лепка, раскрашивание шахматных фигур,
•решение ребусов, японских кроссвордов.
Обучения шахматам проводилось в форме увлекательной игры: я старалась выстраивать занятия в интересной для детей форме, где через придуманный сказочный сюжет они получают важную теоретическую часть, а на следующем занятии, в игровой форме, закрепляют пройденный материал. Игровые приемы, используемые на занятиях были всегда разнообразны и интересны детям.
Занимаясь с воспитанниками, я пришла к выводу, что учить ребёнка игре в шахматы надо постепенно, ни в коем случае, не начиная с готовой шахматной партии, пусть он поэтапно узнает о той или иной фигуре, её способах передвижения и т. п. Если ребенок заинтересуется игрой, тогда можно двигаться дальше, не переживая, что ему наскучит и надоест. Постепенно ребенок узнает о разных правилах этой игры, получать эти знания, тем интереснее он будет играть, находить «хорошие» ходы сначала у себя, а затем и у соперника.
Для привлечения родителей к игре в шахматы, я использовала разнообразные формы взаимодействия: мастер- классы, практикумы, и «домашние задания», которые дошкольник легко мог выполнить дома самостоятельно или совместно с родителями.
Важным достижением своей работы считаю что не только дети, но их родители заинтересовались игрой в шахматы и играют с большим удовольствием! С гордостью могу сказать, что мои дети часто участвовали в олимпиадах и викторинах и занимали призовые места.
Еще мне хочется сказать о возможностях шахмат для развития дошкольников.
Шахматы – это великолепный тренинг ума, для оттачивания различных логических комбинаций. В игре ребенок учится действовать по правилам на протяжении всего хода шахматного боя. с уверенностью можно сказать, что у него развиваются произвольные процессы: и внимание, и память, умение управлять своими эмоциями. Играя в эту мудрую спокойную игру, мы также учим ребенка адекватно относится как к своим победам, так и поражениям, а это, согласитесь, немаловажно в нашей жизни, ведь соревнований не бывает без поражений, и в жизни мы переживаем не только победы.