Мария Петухова
Кружок по ИЗО «Цветные ладошки» для работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Программа «Цветные ладошки» направлена на развитие творческой личности в условиях дошкольного образовательного учреждения. Результатом освоения данной программы является формирование у дошкольников эстетического отношения и художественно - творческих способностей в изобразительной деятельности. Программа рассчитана на два года и предназначена для работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп.
Публикация «Кружок по ИЗО „Цветные ладошки“ для работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Развитие творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Принимая участие в занятиях с использованием нетрадиционных техник и материалов, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится; обретает веру в свои силы, внутреннюю гармонию с самим собой и окружающим миром.
Таким образом, вводить детей в "большое искусство" следует как можно раньше, создавая предпосылку для "самостоятельного вхождения" и определяя фазы
этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему. Пройдет немного времени, и каждый ребенок, овладев техникой изображения, разнообразными графическими средствами и нетрадиционными способами, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов.
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Цель программы: развитие творческих способностей каждого ребенка средствами нетрадиционных техник. Формирование умений соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа. Создание условий для свободного экспериментирования.
Задачи программы:
- теоретические:
1. Смоделировать и апробировать систему работы по развитию творческих способностей у детей средствами нетрадиционных техник рисования.
2. Изучить развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в ходе использования методов нетрадиционного творчества.
-практические:
1 .Вызвать у детей интерес к творческой деятельности.
2. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы
использования и их выразительные возможности при создании рисунка.
3. Развивать творческие способности.
4. Выявить эффективность работы по развитию творческих способностей детей
средствами нетрадиционных техник рисования.
Принципы реализации программы
• принцип сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
• принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
• принцип цикличности: построение и корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту.
Педагогическая диагностика
Для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка как показатель его, эстетического и интеллектуального развития, а также уровень ее освоения ребенком в тот или иной возрастной период.
Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка. В связи с этим важно знать критерии оценки уровня овладения ребёнком навыками изобразительной деятельности. Для выявления степени овладения ребёнком навыками изобразительной деятельностью используется методика диагностирования детей под редакцией Комаровой Т. С.
Используемые техники рисования: печатание, ниткография, линогравюра, роспись по ткани, силуэтное рисование, пальчиковая живопись, тычкование, раздувание капли, фотокопия, кубизм, доисовывание, набрызг, монотипия, рисование «по мокрому», метод старения, тиснение, рисование мыльными пузырями.
Режим кружка :
Кружок проводится 1 раз в неделю, во вторую половину дня.
Общее количество- 36 занятий.
Продолжительность: 25 минут в старшей группе.
-ate-
Старшая группа
№ п/п Тема Нетрадиционная техника Программное содержание
1 2 3 4
Сентябрь
1 Ваза для цветов Печать (печатками, по трафарету)
«знакомая форма -новый образ» Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику «старая форма - новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции.
2 Бабочки Монотипия Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.
3 Ежики на опушке. Тычок жесткой
полусухой кистью,
оттиск смятой
бумагой Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.
4 Рябина Рисование пальчиками
* Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие
Октябрь
. 5 Листопад Тиснение Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них.
6 Осенние листья Тычкование Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования. Развивать чувство композиции.
7 Ковер из осенних листьев Печатание
листьями, печать
или набрызг по
трафарету Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати
8
-at Чудесные
превращения
кляксы Кляксография Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма - новое содержание». Развивать воображение.
*
Ноябрь
9 Осеннее дерево Оттиск печатками, набрызг по
трафарету, монотипия —, , - ъ
Учить изображать предмет, используя /-различные нетрадиционные изобразительные техники (дерево в сентябре - монотипия, в октябре -набрызг по трафарету, в ноябре -печатание печатками). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках
10 Кошечка Тычок жесткой
полусухой кистью,
оттиск скомканной
бумагой,
поролоном Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции
11 Снежок Монотипия.
Рисование
пальчиками Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции
12 По замыслу Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Декабрь
13 Фантазии
Кляксография,
«знакомая форма -
новый-образ» Продолжать знакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать с разными материалами и инструментами: опредмечивание - «оживление» необычных форм. Развивать воображение.
14 Вечер Черно-белый граттаж Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Учить передавать настроение тихой зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.
15 Новый год. Рисование
пальчиками,
акварель +
восковые мелки Учить изготовлять плоскостные елочные игрушки (в технике акврель+восковой мелок) Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на елочных игрушках.
16 По замыслу Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Январь
Черно-белый
граттаж, печать
поролоном по
трафарету
Оттиск печатками,
поролоном,
пенопластом,
рисование
пальчиками
Тычок полусухой жесткой кистью
17
18
19
20
Сказочный сад
Любимый узор
Сова
Волшебный цветок
Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету).
Совершенствовать умение в
художественных техниках печатания и
рисования пальчиками. Развивать
цветовое восприятие, чувство ритма.
Закрепить умение составлять простые
узоры (полоска, клетка).
Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики.
Закрепить умение рисовать необычные
цветы, используя разные приемы с
пастелью. Развивать воображение,
чувство ритма, цветовосприятие
Февраль
21 Подводное царство Рисование
ладошкой,
восковые мелки +
акварель Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции
. 22 Полярная ночь Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности
23 По замыслу Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
24 Ваза с ветками Оттиск печатками Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки.
Март
25 Подарок маме Печать по
трафарету,
рисование
пальчиками Учить украшать цветами и рисовать пальчиками. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по - разному.
26 Весенние цветы Акварель + восковой мелок Учить рисовать цветы восковыми
мелками. Учить с помощью акварели
передавать весенний колорит. Развивать
цветовосприятие.
27 Весеннее небо Рисование в
технике «по
мокрому»
(цветовая
растяжка,
лессировка) Учить экспериментировать с
акварельными красками и разными
художественными материалами:
рисование способом цветовой растяжки
«по мокрому».
28 Натюрморт Восковые мелки + акварель Продолжать учить составлять
натюрморт определять форму,
величину, цвет и расположение
различных частей. Упражнять в
аккуратном закрашивании мелками
создании созвучного тона с помощью
акварели.
Апрель
29 Фантазия Набрызг, печать
поролоном по
трафарету Учить создавать образ, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.
30 Я рисую море Рисование-экспериментирование Учить создавать образ моря различными нетрадиционными способами: экспериментирование с разными художественными материалами и инструментами.
31 Наш сад Тиснение Продолжать знакомить с техникой тиснения. Учить рисовать листья разных видов и размеров. Закрепить умение вырезать листья и наклеивать на общую работу.
32 Цветы Монотипия Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью.
Май
33 Одуванчики Восковой
мелок+акварель,
обрывание,
тычкование -Совершенствовать умения в данных
изобразительных техниках. Учить
отображать облик одуванчиков
наиболее выразительно.
34 Дерево Рисование свечой Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ. Развивать чувство композиции.
35 Весеннее дерево Рисование
пальчиками,
тычками Закрепить умения продумывать расположения рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунки
36 Выставка детских работ с приглашением соседних групп
*
*
Список литературы:
1. Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени- М. : ИД «КАРАПУЗ», 2008.
2. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» - М. : «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2007.
3. Афанасьева С. Чудеса чародея цвета // Дошкольное воспитание № 2 / 2006, стр. 53.
4. Комарова Т. С. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное воспитание № 4 / 2005. 5. Т. С. Комарова - доктор педагогических наук// Журнал «Обруч» №1/ 2007.