Ирина Тельминова
Кружок по чтению художественной литературы в старшей группе «В гости к книжке»
▼ Скачать + Заказать документы
Департамент социальной политики
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Центр развития ребенка – детский сад №39 «Росинка»
Кружок «В гости к книжке»
Воспитатель: Тельминова И. В.
2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.
Публикация «Кружок по чтению художественной литературы в старшей группе „В гости к книжке“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Её особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения.
В круг детского чтения входят :
* произведения устного творчества русского народа и народов мира;
* классическая детская литература (отечественная и зарубежная) ;
* современная литература (русская и зарубежная) .
Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. У них воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, меткости и образности. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.
Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Основная задача воспитателя – прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги. Поэтому нужно первоначально сформировать умение ребёнка грамотно слушать то, что ему читают, чтобы впоследствии сформировался грамотный читатель.
В настоящее время возник удивительный парадокс: на книжных развалах, в книжных магазинах появилось множество красочных интересных книг для детей, но в большей мере они не востребованы, так как родители скорее купят новый диск с нашумевшим разрекламированным мультфильмом, чем детскую книгу. Объяснение этому факту тоже есть – книгу придется читать, тратить своё время, что-то разъяснить ребёнку, а с диском малыш общается самостоятельно.
Традиционно проблема формирования грамотного читателя считалась школьной проблемой, но сегодня почти все дети, идущие в школу, умеют читать. Поэтому мной была разработана примерная тематика дополнительной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой. Здесь проводится непосредственно образовательная деятельность ознакомительного, познавательного направления, включающая в себя интеграцию художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности. НОД в кружке проводится один раз в 2 недели во второй половине дня по подгруппам. Тематика составлена по временам года, сезонным, общественным явлениям. Я старалась охватить как можно больше жанров и форм литературных произведений.
Программа нацелена на решение следующих задач:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление дошкольников;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение детей, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к чтению художественной литературы, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Перспективный план работы кружка «В гости к книжке»
сентябрь 1.»Её величество
Книга» Вызвать интерес к чтению художественной литературы. Раскрыть роль книги в жизни людей, показать значение книг и чтения для формирования интеллектуальных и творческих способностей детей
2. «Сказка мудростью богата…» «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Познакомить детей с разнообразием русских народных сказок. Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложного жанра (волшебные сказки). Обеспечить умение рассказывать сказку от лица литературного героя.
октябрь 1.«Осень золотая!» Довести до детей замысел стихотворений об осени. Познакомить с авторскими стихотворениями об осени (А. С. Пушкина, А. Н. Майкова,Н. А. Некрасова). Способствовать расширению словарного запаса, формировать умение видеть изобразительно – выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, олицетворения)
1. В гостях у В. Сутеева Познакомить с творчеством и биографией писателя – сказочника В. Сутеева. Поддерживать интерес детей к литературе, формировать умение осмысливать характеры персонажей.
ноябрь 1. Викторина по сказкам В. Сутеева Закрепить знания детей о сказках В. Сутеева, их своеобразии. Учить высказывать свое мнение.
2. Мы идем в библиотеку. Познакомить с правилами поведения в библиотеки, с современными детскими журналами, вызвать интерес и желание посещать библиотеку.
декабрь 1. В гостях у А. С. Пушкина Познакомить детей с биографией и творчеством А. С. Пушкина. Формировать умение понимать характер сказочных героях закреплять знания о литературных жанрах.
2. Заучивание стихотворение Е. Благининой «Елка» Формировать умение выразительно наизусть читать стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой. Способствовать эмоциональному восприятию стихотворения.
январь
1. «Зимушка-зима» Продолжать знакомить детей с произведениями о зиме на примере русской поэзии (А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов,И. С. Никитина).Обращать внимание детей на языковые средства выразительности, помогать понять неслучайность использования слов, создающих эмоциональную окраску.
2.«Лучше нет родного края…» Знакомить детей с произведениями о Родине; способствовать расширению знаний о малой родине на примере произведений писателей Курганской области.
февраль 1.«Это что тут за зверек?» Познакомить детей с биографией и творчеством В. Бианки. Организовать в группе выставку книг В. Бианки. Побуждать детей к элементарным обобщениям и выводам.
2. «Наши защитники» Расширять знания детей о защитниках отечества, формировать у детей понятие о героизме, патриотизме на основании чтения художественных поизведений.
март 1. «Весна пришла!» Знакомить детей с малыми фольклорными жанрами, учить проговаривать потешки и заклички с заданной интонацией. Побудить детей к созданию книги.
2. «Здесь опасно» Помогать детям соотносить имеющийся у них жизненный опыт с фактами из литературных произведений, осознавать их собственное отношение к героям произведений.
апрель 1. «Смешинки» Знакомить детей с произведениями юмористического содержания. Способствовать созданию радостной атмосферы в группе.
2. «Что на свете всего важнее?» Формировать у детей чувства осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы. Помогать детям определить мотивы поступков персонажей
май 1. «День победы» Знакомить детей с произведениями оВОВ. На примере произведений о ВОВ формировать представление о празднике. Воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ.
2. Итоговая литературная викторина. Закрепить и систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, особенностях разных жанров художественных произведений
Список использованной литературы
Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О. Н. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук – Ульяновск, 2001.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990.
Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б. Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М. : Айрис – Пресс, 2004.
Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. / Под ред. Ю. Г. Исаевич. – М., 2002.
Корзун А. В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. - Минск, 2000.
Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.
Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. М., «Просвещение», 1977.
Бородич А. М. Методика развития речи детей. Курс - лекций. М., «Просвещение», 1974.
Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.
Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов. 2 книги. Автор-составитель С. Д. Томилова М. : Астрель: АСТ, 2011.