Беленкова Марина Борисовна
Кружок «Истоки» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок «Истоки» в средней группе
Паспорт Дополнительной ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Наименование программы Дополнительная общеобразовательная программа-
дополнительная общеразвивающая программа
«Истоки» для детей (4-5 лет)
Разработчики программы Беленкова Марина Борисовна, воспитатель младшей группы №5 «Полянка» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2.
Публикация «Кружок „Истоки“ в средней группе» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Исполнители программы Беленкова Марина Борисовна, воспитатель, коллектив воспитанников, родительская общественность
Нормативная база для разработки образовательной программы Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. ;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 года N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
Князева О. Л., Маханева М. Д., программа «Приобщение к истокам русской народной культуры»
Кем принята образовательная программа Принята решением педагогического совета. Протокол № 5 от 08.06. 2018г., утверждена заведующим ДОУ. Приказ № 42-осн от 13.06.2018г.
Назначение
Дополнительной общеобразовательной программы Работа по дополнительной общеобразовательной программе “Истоки” была организована с целью сохранения самобытной духовной культуры и приобщения детей к русскому народному творчеству.
Приоритетные цели и задачи дополнительные общеобразовательной программы Цель: создание оптимальных условий для приобщения детей среднего дошкольного возраста к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
1. создать развивающую среду, способствующую формированию у детей эмоциональной отзывчивости, интереса к образцам русского народного декоративно - прикладного искусства, изобразительной деятельности, развитию детского творчества;
2. разработать поэтапную технологию ознакомления детей среднего возраста с декоративно-прикладным искусством, как средства приобщения к народной культуре;
3. формировать обобщенные знания и умения: понимание детьми характерных особенностей изделий народных промыслов, освоение характерных элементов; умения создавать выразительные узоры, развивать чувства формы, цвета, композиции;
4. осуществлять взаимосвязь народного декоративно - прикладного искусства с устным фольклором.
5. повышать педагогическую просвещенность родителей о роли декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей.
Принципы реализации программы - учет возрастных и психофизических возможностей, особенностей детей;
- систематичность педагогического процесса;
- принцип деятельного подхода к организации образовательного процесса;
- взаимодействие ДОУ и семьи.
Ожидаемые результаты образовательной программы, формы их представления, анализа - будут созданы методические, материально-технические условия для ознакомления детей среднего возраста с народным декоративно-прикладным искусством;
- повысится интерес у детей к образцам русского народного декоративно - прикладного искусства, продуктивной деятельности.
Пояснительная записка
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо, например, с народной культурой.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Приобщение детей к традиционной русской культуре способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребёнка, формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств. Вводя детей в народную культуру, мы помогаем им войти в мир прекрасного.
Нормативно - правовое обеспечение программы:
Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. ;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 года N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
Князева О. Л., Маханева М. Д., программа «Приобщение к истокам русской народной культуры»
Направленность программы. Программа имеет познавательную направленность.
Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм.
Содержание программы построено в соответствии с требованиями образовательного стандарта и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.
Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Актуальность:
В настоящее время дети в средней возрастной группы недостаточно дифференцируют понятия о декоративно – прикладном искусстве, о русско-прикладном промысле, неуверенно используют обобщающие понятия.
У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных игрушек, о народных мастерах, особенностях росписей.
Также наблюдается бедный словарь существительных, прилагательных по теме «Декоративно- прикладное искусство».
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что она способствует нравственному, патриотическому, эстетическому, художественному воспитанию, прививает любовь к своей родной земле.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети работают по ней в течение всего пребывания, занятия по художественному конструированию дают возможность глубже познакомиться с народными промыслами. В русском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективу развития не исключают, а предполагают друг друга. Таким образом, символика русского декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.
Цель: создание оптимальных условий для приобщения детей среднего дошкольного возраста к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
1. создать развивающую среду, способствующую формированию у детей эмоциональной отзывчивости, интереса к образцам русского народного декоративно - прикладного искусства, изобразительной деятельности, развитию детского творчества;
2. разработать поэтапную технологию ознакомления детей среднего возраста с декоративно-прикладным искусством, как средства приобщения к народной культуре;
3. формировать обобщенные знания и умения: понимание детьми характерных особенностей изделий народных промыслов, освоение характерных элементов; умения создавать выразительные узоры, развивать чувства формы, цвета, композиции;
4. осуществлять взаимосвязь народного декоративно - прикладного искусства с устным фольклором.
5. повышать педагогическую просвещенность родителей о роли декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей.
При составлении программы использовались следующие принципы:
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений реализуется при знакомстве детей с искусством русского народа.
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка - предполагается выбор тематики, приемов работы с учетом опыта и возраста детей.
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
• Доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
• Наглядность (наличие иллюстративности и дидактических материалов).
Основополагающими подходами к построению работы кружка стали :
- системно-деятельностный подход – т. к. в программе учитываются возрастные особенности детей каждой возрастной группы и присущие этим особенностям формы деятельности игровая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная;
- гуманитарный подход – учет специфики индивидуального процесса познания ребенка, индивидуальных потребностей детей;
- культурологический подход, определяющий достижение целевых ориентиров на основе свободных, практик культурной идентификации и целостности личности ребенка.
Организация работы.
Возраст детей – 4-5 лет.
Срок реализации программы - 1 год.
Время проведения: вторник, четверг 16.00 – 16.20
Продолжительность – 20 минут.
Количество в месяц – 4 раза (18 занятий в год).
Формы организации подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей детей, специфики содержания данной программы и возраста детей:
- непосредственно-образовательная деятельность;
- индивидуальные занятия;
- совместная деятельность педагога и детей;
- праздники и развлечения.
Структура занятия:
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Актуализация прошлых знаний.
3. Основная часть:
-Постановка проблемы, открытие нового знания.
-Закрепление нового знания.
-Итог. Рефлексия.
4. Мотивация на продолжение исследования вне занятия.
Планируемые результаты:
- будут созданы методические, материально-технические условия для ознакомления детей среднего возраста с народным декоративно-прикладным искусством;
- повысится интерес у детей к образцам русского народного декоративно - прикладного искусства, продуктивной деятельности.
Способы проверки результатов реализации программы.
Мониторинг проводится два раза в год (в начале и конце учебного года). Формы мониторинга: наблюдение, беседы с детьми. Диагностика осуществляется с каждым ребёнком индивидуально в свободное время. Используемая диагностика состоит из таблицы, содержание которая позволяет отследить необходимые параметры.
Показатели и критерии к данному педагогическому мониторингу были выделены на основе методических рекомендаций Грибовской А. А., Комаровой Т. С., Аверьяновой А. П.
Средний дошкольный возраст
Показатели Критерии
1. Сформированность представлений о народном декоративно – прикладном искусстве (народная игрушка).
1. Проявляет интерес к народной игрушке. 3 балла - проявляет интерес к народной игрушке, длительно рассматривает ее, проявляет желание обследовать игрушку разными способами и действовать с ней. Проявляет эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней.
2 балла - интерес краткосрочный, проявляется в форме отдельных эмоциональных реакций.
1 балл - не проявляет интерес к народной игрушке, желание действовать с ней.
2. Узнает и называет виды народной игрушки (дымковская, филимоновская). 3 балла - по просьбе взрослого находит и называет игрушку, определенного вида среди других игрушек, может назвать некоторые внешние признаки.
2 балла - находит и называет игрушку определенного вида, некоторые внешние признаки только с помощью взрослого.
1 балл - не различает виды народных игрушек.
3. Выделяет и называет сходства и различия видов народных игрушек, их характерные особенности по форме (круги, кольца, овалы, полоски, черточки, точки) и цвету. 3 балла - узнает и называет характерные особенности (украшения народной игрушки) по форме и цвету.
2 балла - называет характерные особенности (украшения народной игрушки) по форме и цвету с помощью взрослого.
1 балл - затрудняется назвать характерные особенности (украшения народной игрушки) по форме и цвету.
4. Знает потешки и стихотворения знакомых образов народной игрушки. 3 балла - по просьбе взрослого рассказывает потешку или стихотворение о предложенной народной игрушке.
2 балл - рассказывает потешку или стихотворение только совместно со взрослым.
1 балл - не знает потешек и стихотворений.
2. Показатели степени овладения ребенком декоративным рисованием.
1. Умение рисовать простые элементы узора дымковской игрушки по форме и величине (круги, кольца, овалы, полоски, черточки, точки) 3 балла - при рисовании узор передает точно, элементы узоров одинаковы по величине, хорошо владеет навыком рисования концом кисти.
2 балла - при рисовании узор немного искажает, преобладает рисование всей кистью.
1 балл - при рисовании узор передавать не удается, не умеет работать с кистью.
2. Умение использовать при рисовании элементов узора цветовую гамму, соответствующую народной росписи. 3 балла - знает цвета, при рисовании использует цветовую гамму, соответствующий народной росписи.
2 балла - путает цвета, при рисовании использует цветовую гамму, соответствующий народной росписи по напоминанию воспитателя.
1 балл - не знает цвета, при рисовании не использует цветовую гамму, соответствующую народной росписи
3. Умение композиционно располагать узоры при украшении плоскостного силуэта. 3 балла - ритмично располагает элементы узоров по всей поверхности,
2 балла- украшает часть плоскостного силуэта, отмечается скученность узоров.
1 балл - украшает часть плоскостного силуэта, узоры не просматриваются.
3. Показатели степени овладения ребенком самостоятельностью решения и творчеством.
1. Степень самостоятельности в выполнении работы. 3 балла - самостоятельно выполняет работу, используя подходящие элементы узора и цвет, форму бумаги и композицию.
2 балла - необходима небольшая помощь взрослого.
1 балл - не может выполнить работу.
2. Проявление творчества в рисунках. 3 балла - использует знакомые элементы узоров использует знакомые элементы при создании нового узора.
2 балла - создает новые узоры с помощью взрослого.
1 балл - рисунки типичные, новых узоров не создает.
Высокий уровень (от 23 – 27 балла).
Проявляет интерес к народной игрушке, узнает и называет виды народных игрушек, выделяет их характерные особенности. Рассказывает потешку или стихотворение о предложенной народной игрушке. При рисовании точно передает узор, соблюдая композицию, форму, величину и цвет. Проявляет творчество и самостоятельность при создании новых узоров, используя знакомые элементы использует знакомые элементы.
Средний уровень (от 16 – 22 баллов)
Проявляет интерес к народной игрушке, узнает и называет виды народных игрушек, выделяет их характерные особенности, рассказывает потешку или стихотворение только с помощью взрослого. При рисовании узор немного искажает по форме и величине, путает цвета, отмечается скученность узоров на листе. В заданиях творческого характера новые узоры создает только с помощью взрослого.
Низкий уровень (от 9 – 15 баллов).
Не проявляет интерес к народной игрушке, желание действовать с ней. Не различает виды народных игрушек, затрудняется называть их характерные особенности, не знает потешки и стихотворения. При рисовании узор не просматривается, не соблюдается его величина, цвет и композиционное расположение. Рисунки типичны. Новых узоров не создает.
Учебно-тематический план
№
Занятия Срок Тема Кол-во занятий Теория (кол-во мин) Практика (кол-во мин)
1. Сентябрь Рисование. «Каймы для фартука барышни» 1
2. Сентябрь Лепка. «Красивые кулоны для барышни» 1
3. Сентябрь Аппликация. «Украсим фартук для барышни» 1
4. Сентябрь Развлечение. «В гостях у бабушки Матрены» 1
5. Октябрь Рисование «Полосатый узор на ткани для барышни» 1
6. Октябрь Лепка. «Волшебные полоски» 1
7. Октябрь Аппликация. «Полосатые узоры» 1
8. Октябрь Рисование. «Птичка» 1
9. Ноябрь Рисование. «Клетчатый узор на ткани для барышни» 1
10. Ноябрь Лепка. «Игрушка для малыша барышни - няньки» 1
11. Ноябрь Аппликация. «Платочек для барышни» 1
12. Ноябрь Рисование. «Дымковский узор на платье барышни.» 1
13. Декабрь Рисование. «Узор из колец на ткани для барышни» 1
14. Декабрь Лепка. «Угощение для барышни» 1
15. Декабрь Аппликация. «Дымковская барышня» 1
16. Декабрь Развлечение. «Веселая ярмарка» 1
17. Январь Лепка.
«Дымковская уточка-Марфуточка».
1
18. Январь Рисование.
«Дымковские узоры». 1
19. Январь Аппликация. «Красивая тарелка» 1
20. Январь Рисование. «Дымковский узор на розете» 1
21. Февраль Лепка. «Угощение для петушка» 1
22. Февраль Рисование. «Дымковский узор на круге» 1
23. Февраль Аппликация «Барашек» 1
24. Февраль Лепка. «Дымковский индюк» 1
25. Март Рисование. «Дымковский узор на бумаге разной формы» 1
26. Март Лепка. «Дымковская игрушка» 1
27. Март Аппликация. «Дымковские узоры» 1
28. Март Развлечение «Масленица» (проводы зимы, встреча весны). 1
29. Апрель Знакомство с Филимоновской игрушкой 1
30. Апрель Рисование. «Филимоновский узор из одного цвета» 1
31. Апрель Лепка. «Филимоновская игрушка. Кошка» 1
32. Апрель Аппликация. «Филимоновская игрушка» 1
33. Май Рисование. «Филимоновский узор из двух цветов» 1
34. Май Лепка. «Филимоновская игрушка. Птичка» 1
35. Май Рисование. «Укрась Филимоновских животных» 1
36. Май Развлечение «Здравствуй лето» 1
Итого:
Методическое обеспечение программы.
Для успешной реализации данной программы необходимы:
Кадровое обеспечение:
Воспитатель – Беленкова Марина Борисовна
Квалификационная категория - первая
Образование – средне-специальное
Курсы:
1.«Проектирование образовательного процесса и в условиях реализации ФГОС ДО» (в объеме 108ч., с 04.06.17 по 21.08.17);
23. «Дифференцированный подход в инклюзивном образовании с ОВЗ» (в объеме 72 ч. С 29.07.17 по 11.08.17г.).
1. Технические средства :
- ноутбук;
- мультимедийное оборудование;
- CD, DVD диски.
- Подбор методической и детской литературы по теме;
2. Материалы и оборудование:
- Фломастеры,
- карандаши,
- пластилин,
- цветная бумага, клей,
3. Учебно - наглядные пособия:
- иллюстрации;
- игрушки;
- дидактические игры;
-аудио- и видеозаписи;
- презентации.
4. Приемы и методы организации учебного процесса:
- наглядные (показ, демонстрация картинок, иллюстраций, презентаций, видеофрагментов)
-словесные (беседа, рассказ, дидактические словесные игры)
-практические (упражнения, продуктивная деятельность)
- игровые (различные игры)
5. Методический материал:
- учебные мультимедийные пособия;
- музыкальные произведения;
- методические разработки мероприятий;
Список литературы:
1. «Изобразительная деятельность в детском саду». Т. С. Комарова.
2. «Развиваем мелкую моторику». Т. А. Ткаченко
3. Косарева В. Н. Народная культура и традиции. Волгоград: Издательство «Учитель», 2014.
4. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. Москва: ТЦ Сфера, 2012
5. Князева О. Л., Маханева М. Д., программа «Приобщение к истокам русской народной культуры»
6. М. Ю. Новицкая, программа «Наследие»
7. Богуславская И. Я. Дымковская игрушка. Л. : Детство -пресс, 1988 -65с.
8. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество, /Под ред. Т. Я. Шпикаловой, М. Владос, 2000. -105с.
9. Доронина Г. В. Использование дымковской игрушки в работе с детьми/Дошкольное воспитание №12 -1990. -65с.
10. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. 1992. -№5-6.
11. ресурсы сети Интернета:
12. Скотарь О. Т. Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре. https://festival.1september.ru/articles/650342/
13. Саликова М. Т., Митина С. В. Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры. https://www.detsadclub.ru/zametki-dlya-vospitatelya/2716-statya-priobshenie-detej-mladshego-vozrasta-k-istokam-narodnoj-kultury