Папки-передвижки

Кружок «Истоки» в средней группе

Беленкова Марина Борисовна
Кружок «Истоки» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Кружок «Истоки» в средней группе

Паспорт Дополнительной ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Наименование программы Дополнительная общеобразовательная программа-

дополнительная общеразвивающая программа

«Истоки» для детей (4-5 лет)

Разработчики программы Беленкова Марина Борисовна, воспитатель младшей группы №5 «Полянка» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2.

Публикация «Кружок „Истоки“ в средней группе» размещена в разделах

Исполнители программы Беленкова Марина Борисовна, воспитатель, коллектив воспитанников, родительская общественность

Нормативная база для разработки образовательной программы Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. ;

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 года N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»

Князева О. Л., Маханева М. Д., программа «Приобщение к истокам русской народной культуры»

Кем принята образовательная программа Принята решением педагогического совета. Протокол № 5 от 08.06. 2018г., утверждена заведующим ДОУ. Приказ № 42-осн от 13.06.2018г.

Назначение

Дополнительной общеобразовательной программы Работа по дополнительной общеобразовательной программе “Истоки” была организована с целью сохранения самобытной духовной культуры и приобщения детей к русскому народному творчеству.

Приоритетные цели и задачи дополнительные общеобразовательной программы Цель: создание оптимальных условий для приобщения детей среднего дошкольного возраста к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

1. создать развивающую среду, способствующую формированию у детей эмоциональной отзывчивости, интереса к образцам русского народного декоративно - прикладного искусства, изобразительной деятельности, развитию детского творчества;

2. разработать поэтапную технологию ознакомления детей среднего возраста с декоративно-прикладным искусством, как средства приобщения к народной культуре;

3. формировать обобщенные знания и умения: понимание детьми характерных особенностей изделий народных промыслов, освоение характерных элементов; умения создавать выразительные узоры, развивать чувства формы, цвета, композиции;

4. осуществлять взаимосвязь народного декоративно - прикладного искусства с устным фольклором.

5. повышать педагогическую просвещенность родителей о роли декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей.

Принципы реализации программы - учет возрастных и психофизических возможностей, особенностей детей;

- систематичность педагогического процесса;

- принцип деятельного подхода к организации образовательного процесса;

- взаимодействие ДОУ и семьи.

Ожидаемые результаты образовательной программы, формы их представления, анализа - будут созданы методические, материально-технические условия для ознакомления детей среднего возраста с народным декоративно-прикладным искусством;

- повысится интерес у детей к образцам русского народного декоративно - прикладного искусства, продуктивной деятельности.

Пояснительная записка

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо, например, с народной культурой.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Приобщение детей к традиционной русской культуре способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребёнка, формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств. Вводя детей в народную культуру, мы помогаем им войти в мир прекрасного.

Нормативно - правовое обеспечение программы:

Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. ;

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 года N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»

Князева О. Л., Маханева М. Д., программа «Приобщение к истокам русской народной культуры»

Направленность программы. Программа имеет познавательную направленность.

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм.

Содержание программы построено в соответствии с требованиями образовательного стандарта и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.

Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Актуальность:

В настоящее время дети в средней возрастной группы недостаточно дифференцируют понятия о декоративно – прикладном искусстве, о русско-прикладном промысле, неуверенно используют обобщающие понятия.

У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных игрушек, о народных мастерах, особенностях росписей.

Также наблюдается бедный словарь существительных, прилагательных по теме «Декоративно- прикладное искусство».

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что она способствует нравственному, патриотическому, эстетическому, художественному воспитанию, прививает любовь к своей родной земле.

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети работают по ней в течение всего пребывания, занятия по художественному конструированию дают возможность глубже познакомиться с народными промыслами. В русском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективу развития не исключают, а предполагают друг друга. Таким образом, символика русского декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Цель: создание оптимальных условий для приобщения детей среднего дошкольного возраста к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

1. создать развивающую среду, способствующую формированию у детей эмоциональной отзывчивости, интереса к образцам русского народного декоративно - прикладного искусства, изобразительной деятельности, развитию детского творчества;

2. разработать поэтапную технологию ознакомления детей среднего возраста с декоративно-прикладным искусством, как средства приобщения к народной культуре;

3. формировать обобщенные знания и умения: понимание детьми характерных особенностей изделий народных промыслов, освоение характерных элементов; умения создавать выразительные узоры, развивать чувства формы, цвета, композиции;

4. осуществлять взаимосвязь народного декоративно - прикладного искусства с устным фольклором.

5. повышать педагогическую просвещенность родителей о роли декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей.

При составлении программы использовались следующие принципы:

• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений реализуется при знакомстве детей с искусством русского народа.

• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка - предполагается выбор тематики, приемов работы с учетом опыта и возраста детей.

• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

• Доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

• Наглядность (наличие иллюстративности и дидактических материалов).

Основополагающими подходами к построению работы кружка стали :

- системно-деятельностный подход – т. к. в программе учитываются возрастные особенности детей каждой возрастной группы и присущие этим особенностям формы деятельности игровая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная;

- гуманитарный подход – учет специфики индивидуального процесса познания ребенка, индивидуальных потребностей детей;

- культурологический подход, определяющий достижение целевых ориентиров на основе свободных, практик культурной идентификации и целостности личности ребенка.

Организация работы.

Возраст детей – 4-5 лет.

Срок реализации программы - 1 год.

Время проведения: вторник, четверг 16.00 – 16.20

Продолжительность – 20 минут.

Количество в месяц – 4 раза (18 занятий в год).

Формы организации подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей детей, специфики содержания данной программы и возраста детей:

- непосредственно-образовательная деятельность;

- индивидуальные занятия;

- совместная деятельность педагога и детей;

- праздники и развлечения.

Структура занятия:

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Актуализация прошлых знаний.

3. Основная часть:

-Постановка проблемы, открытие нового знания.

-Закрепление нового знания.

-Итог. Рефлексия.

4. Мотивация на продолжение исследования вне занятия.

Планируемые результаты:

- будут созданы методические, материально-технические условия для ознакомления детей среднего возраста с народным декоративно-прикладным искусством;

- повысится интерес у детей к образцам русского народного декоративно - прикладного искусства, продуктивной деятельности.

Способы проверки результатов реализации программы.

Мониторинг проводится два раза в год (в начале и конце учебного года). Формы мониторинга: наблюдение, беседы с детьми. Диагностика осуществляется с каждым ребёнком индивидуально в свободное время. Используемая диагностика состоит из таблицы, содержание которая позволяет отследить необходимые параметры.

Показатели и критерии к данному педагогическому мониторингу были выделены на основе методических рекомендаций Грибовской А. А., Комаровой Т. С., Аверьяновой А. П.

Средний дошкольный возраст

Показатели Критерии

1. Сформированность представлений о народном декоративно – прикладном искусстве (народная игрушка).

1. Проявляет интерес к народной игрушке. 3 балла - проявляет интерес к народной игрушке, длительно рассматривает ее, проявляет желание обследовать игрушку разными способами и действовать с ней. Проявляет эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней.

2 балла - интерес краткосрочный, проявляется в форме отдельных эмоциональных реакций.

1 балл - не проявляет интерес к народной игрушке, желание действовать с ней.

2. Узнает и называет виды народной игрушки (дымковская, филимоновская). 3 балла - по просьбе взрослого находит и называет игрушку, определенного вида среди других игрушек, может назвать некоторые внешние признаки.

2 балла - находит и называет игрушку определенного вида, некоторые внешние признаки только с помощью взрослого.

1 балл - не различает виды народных игрушек.

3. Выделяет и называет сходства и различия видов народных игрушек, их характерные особенности по форме (круги, кольца, овалы, полоски, черточки, точки) и цвету. 3 балла - узнает и называет характерные особенности (украшения народной игрушки) по форме и цвету.

2 балла - называет характерные особенности (украшения народной игрушки) по форме и цвету с помощью взрослого.

1 балл - затрудняется назвать характерные особенности (украшения народной игрушки) по форме и цвету.

4. Знает потешки и стихотворения знакомых образов народной игрушки. 3 балла - по просьбе взрослого рассказывает потешку или стихотворение о предложенной народной игрушке.

2 балл - рассказывает потешку или стихотворение только совместно со взрослым.

1 балл - не знает потешек и стихотворений.

2. Показатели степени овладения ребенком декоративным рисованием.

1. Умение рисовать простые элементы узора дымковской игрушки по форме и величине (круги, кольца, овалы, полоски, черточки, точки) 3 балла - при рисовании узор передает точно, элементы узоров одинаковы по величине, хорошо владеет навыком рисования концом кисти.

2 балла - при рисовании узор немного искажает, преобладает рисование всей кистью.

1 балл - при рисовании узор передавать не удается, не умеет работать с кистью.

2. Умение использовать при рисовании элементов узора цветовую гамму, соответствующую народной росписи. 3 балла - знает цвета, при рисовании использует цветовую гамму, соответствующий народной росписи.

2 балла - путает цвета, при рисовании использует цветовую гамму, соответствующий народной росписи по напоминанию воспитателя.

1 балл - не знает цвета, при рисовании не использует цветовую гамму, соответствующую народной росписи

3. Умение композиционно располагать узоры при украшении плоскостного силуэта. 3 балла - ритмично располагает элементы узоров по всей поверхности,

2 балла- украшает часть плоскостного силуэта, отмечается скученность узоров.

1 балл - украшает часть плоскостного силуэта, узоры не просматриваются.

3. Показатели степени овладения ребенком самостоятельностью решения и творчеством.

1. Степень самостоятельности в выполнении работы. 3 балла - самостоятельно выполняет работу, используя подходящие элементы узора и цвет, форму бумаги и композицию.

2 балла - необходима небольшая помощь взрослого.

1 балл - не может выполнить работу.

2. Проявление творчества в рисунках. 3 балла - использует знакомые элементы узоров использует знакомые элементы при создании нового узора.

2 балла - создает новые узоры с помощью взрослого.

1 балл - рисунки типичные, новых узоров не создает.

Высокий уровень (от 23 – 27 балла).

Проявляет интерес к народной игрушке, узнает и называет виды народных игрушек, выделяет их характерные особенности. Рассказывает потешку или стихотворение о предложенной народной игрушке. При рисовании точно передает узор, соблюдая композицию, форму, величину и цвет. Проявляет творчество и самостоятельность при создании новых узоров, используя знакомые элементы использует знакомые элементы.

Средний уровень (от 16 – 22 баллов)

Проявляет интерес к народной игрушке, узнает и называет виды народных игрушек, выделяет их характерные особенности, рассказывает потешку или стихотворение только с помощью взрослого. При рисовании узор немного искажает по форме и величине, путает цвета, отмечается скученность узоров на листе. В заданиях творческого характера новые узоры создает только с помощью взрослого.

Низкий уровень (от 9 – 15 баллов).

Не проявляет интерес к народной игрушке, желание действовать с ней. Не различает виды народных игрушек, затрудняется называть их характерные особенности, не знает потешки и стихотворения. При рисовании узор не просматривается, не соблюдается его величина, цвет и композиционное расположение. Рисунки типичны. Новых узоров не создает.

Учебно-тематический план

Занятия Срок Тема Кол-во занятий Теория (кол-во мин) Практика (кол-во мин)

1. Сентябрь Рисование. «Каймы для фартука барышни» 1

2. Сентябрь Лепка. «Красивые кулоны для барышни» 1

3. Сентябрь Аппликация. «Украсим фартук для барышни» 1

4. Сентябрь Развлечение. «В гостях у бабушки Матрены» 1

5. Октябрь Рисование «Полосатый узор на ткани для барышни» 1

6. Октябрь Лепка. «Волшебные полоски» 1

7. Октябрь Аппликация. «Полосатые узоры» 1

8. Октябрь Рисование. «Птичка» 1

9. Ноябрь Рисование. «Клетчатый узор на ткани для барышни» 1

10. Ноябрь Лепка. «Игрушка для малыша барышни - няньки» 1

11. Ноябрь Аппликация. «Платочек для барышни» 1

12. Ноябрь Рисование. «Дымковский узор на платье барышни.» 1

13. Декабрь Рисование. «Узор из колец на ткани для барышни» 1

14. Декабрь Лепка. «Угощение для барышни» 1

15. Декабрь Аппликация. «Дымковская барышня» 1

16. Декабрь Развлечение. «Веселая ярмарка» 1

17. Январь Лепка.

«Дымковская уточка-Марфуточка».

1

18. Январь Рисование.

«Дымковские узоры». 1

19. Январь Аппликация. «Красивая тарелка» 1

20. Январь Рисование. «Дымковский узор на розете» 1

21. Февраль Лепка. «Угощение для петушка» 1

22. Февраль Рисование. «Дымковский узор на круге» 1

23. Февраль Аппликация «Барашек» 1

24. Февраль Лепка. «Дымковский индюк» 1

25. Март Рисование. «Дымковский узор на бумаге разной формы» 1

26. Март Лепка. «Дымковская игрушка» 1

27. Март Аппликация. «Дымковские узоры» 1

28. Март Развлечение «Масленица» (проводы зимы, встреча весны). 1

29. Апрель Знакомство с Филимоновской игрушкой 1

30. Апрель Рисование. «Филимоновский узор из одного цвета» 1

31. Апрель Лепка. «Филимоновская игрушка. Кошка» 1

32. Апрель Аппликация. «Филимоновская игрушка» 1

33. Май Рисование. «Филимоновский узор из двух цветов» 1

34. Май Лепка. «Филимоновская игрушка. Птичка» 1

35. Май Рисование. «Укрась Филимоновских животных» 1

36. Май Развлечение «Здравствуй лето» 1

Итого:

Методическое обеспечение программы.

Для успешной реализации данной программы необходимы:

Кадровое обеспечение:

Воспитатель – Беленкова Марина Борисовна

Квалификационная категория - первая

Образование – средне-специальное

Курсы:

1.«Проектирование образовательного процесса и в условиях реализации ФГОС ДО» (в объеме 108ч., с 04.06.17 по 21.08.17);

23. «Дифференцированный подход в инклюзивном образовании с ОВЗ» (в объеме 72 ч. С 29.07.17 по 11.08.17г.).

1. Технические средства :

- ноутбук;

- мультимедийное оборудование;

- CD, DVD диски.

- Подбор методической и детской литературы по теме;

2. Материалы и оборудование:

- Фломастеры,

- карандаши,

- пластилин,

- цветная бумага, клей,

3. Учебно - наглядные пособия:

- иллюстрации;

- игрушки;

- дидактические игры;

-аудио- и видеозаписи;

- презентации.

4. Приемы и методы организации учебного процесса:

- наглядные (показ, демонстрация картинок, иллюстраций, презентаций, видеофрагментов)

-словесные (беседа, рассказ, дидактические словесные игры)

-практические (упражнения, продуктивная деятельность)

- игровые (различные игры)

5. Методический материал:

- учебные мультимедийные пособия;

- музыкальные произведения;

- методические разработки мероприятий;

Список литературы:

1. «Изобразительная деятельность в детском саду». Т. С. Комарова.

2. «Развиваем мелкую моторику». Т. А. Ткаченко

3. Косарева В. Н. Народная культура и традиции. Волгоград: Издательство «Учитель», 2014.

4. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. Москва: ТЦ Сфера, 2012

5. Князева О. Л., Маханева М. Д., программа «Приобщение к истокам русской народной культуры»

6. М. Ю. Новицкая, программа «Наследие»

7. Богуславская И. Я. Дымковская игрушка. Л. : Детство -пресс, 1988 -65с.

8. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество, /Под ред. Т. Я. Шпикаловой, М. Владос, 2000. -105с.

9. Доронина Г. В. Использование дымковской игрушки в работе с детьми/Дошкольное воспитание №12 -1990. -65с.

10. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. 1992. -№5-6.

11. ресурсы сети Интернета:

12. Скотарь О. Т. Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре. https://festival.1september.ru/articles/650342/

13. Саликова М. Т., Митина С. В. Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры. https://www.detsadclub.ru/zametki-dlya-vospitatelya/2716-statya-priobshenie-detej-mladshego-vozrasta-k-istokam-narodnoj-kultury

Публикации по теме:

«Дружная семья». НОД с детьми средней группы по программе «Социокультурные истоки»«Дружная семья». НОД с детьми средней группы по программе «Социокультурные истоки» Воспитатель муниципального образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 99 «Почемучка» Управления образования Администрации.

Фотоотчет о выставке работ детей средней группы «Круг, кружок, кружочек»Фотоотчет о выставке работ детей средней группы «Круг, кружок, кружочек» Уважаемые коллеги сегодня я хочу показать вам работы детей средней группы из кружков цветной бумаги. Всю прошедшую неделю мы готовили работы.

Мастер-класс для родителей «Кружок «Бумажные фантазии» в старшей группеМастер-класс для родителей «Кружок «Бумажные фантазии» в старшей группе В нашей старшей группе «Пчелки» функционируют два кружка. Я являюсь руководителем кружока по художественно – эстетическому развитию детей.

Наш кружок «Роботехника» в подготовительной группеНаш кружок «Роботехника» в подготовительной группе Наш кружок «Роботехника» в подготовительной группе Современный человек должен быть мобильным, готовым к разработке и внедрению инноваций.

Перспективное планирование «Домашние животные и их детеныши» по программе «Истоки» в младшей группе 1 неделя. Тема: «Домашние животные и их детеныши». Цель. Закрепить знания детей о домашних животных, правильно называть их детенышей. Итоговое.

Перспективное планирование на декабрь по программе «Истоки» .

Перспективное планирование на январь по программе «Истоки» 2 неделя. Тема: «Вспомним лку». Цель: вспомнить прошедший новогодний праздник, передавая восхищение и радость. Итоговое мероприятие:.

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Проект «Родные истоки» Проект «Родные Истоки»Цели проекта: 1. расширение знаний о водоёмах родного края; 2. пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению.

Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май) Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт».

Автор публикации:
Кружок «Истоки» в средней группе
Опубликовано: 28 мая 2020 в 15:29
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кружок «Истоки» в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Беленкова Марина Борисовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД