Елена Лапина
Кружок «Играем с детьми в шашки и шахматы»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Шадейская СОШ»
структурное подразделение для детей дошкольного возраста
Кружок «Играем с детьми в шашки и шахматы»
Разработали: воспитатель старшей группы №2
Лапина Елена Владимировна
2019-2020 год
Нормативные документы, регулирующие деятельность кружка :
-Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012г. ;
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
Публикация «Кружок „Играем с детьми в шашки и шахматы“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
-Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных услуг» от 15. 08. 2003г. ;
-Конвенция ООН о правах ребенка;
-Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» пол редакцией Н. Е. Вераксы. ;
-Санитарно эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ».
Я люблю шахматы, потому что это хороший отдых:
они заставляют работать головой, но как-то очень своеобразно.
Л. Н. Толстой
Условия реализации кружка :
Данная программа кружка разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-6). Кружок работает 1 раз в неделю (с сентября 2019 года по август 2020 года включительно). Продолжительность занятия 25 минут. Занятие проходит в групповой комнате.
Данную работу осуществляет воспитатель группы: Лапина Е. В.
Обоснование:
Замечательное средство формирования гармоничной личности дошкольника — это настольные игры. Однако сегодня они уступили место компьютерным: современные дети готовы проводить за монитором целые часы. Но это занятие несёт сомнительную пользу для интеллекта и никогда не заменит живого общения со сверстниками. Поэтому сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) педагоги активно приобщают ребят к играм в шашки и шахматы.
Оптимальный возраст для приобщения дошкольников к шашкам и шахматам — 5 лет (то есть старшая группа). Внимание детей на этом этапе становится уже довольно устойчивым, начинает формироваться наглядно-образное мышление, умение прогнозировать ситуацию. Ребёнок обретает способность решать достаточно сложные задачи.
Очень часто педагогам детских садов приходится отвечать на вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?
Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А. В. Запорожец. Веское авторитетное заключение о функциональных возможностях организма 5-6 летних детей дает все основания для популяризации обучения интеллектуальным играм в дошкольном возрасте. Анализ истории шахмат, позволяет отметить, что многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: Капабланка, Карпов, Керес, Решевский, Агзамов - в 4 года, Стейниц, Эйве, Гаприндашвили, Чибурданидзе - в 5 лет, Каспаров, Спасский, Фишер - в 6-летнем возрасте, Алехин, Таль - к 7 годам.
Такое раннее прикосновение к древней игре помогло Борису Спасскому, Анатолию Карпову и Гари Каспарову стать чемпионами мира и среди юношей и среди взрослых.
Это подтверждается и многолетним практическим опытом: российским и зарубежным.
Шашки и шахматы – это целый мир. Мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и печалями. В ваших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир. Даже если знакомство вашего малыша с Шахматной страной ограничится этими занятиями, не беда – развивающий эффект процесса обучения древней игре несомненен.
Доказано, что занятия шашками и шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка - самокритичнее. Шахматы и шашки учат быть предельно внимательным, собранным. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне доступном для ребенка.
Проблема: Поверхностный интерес родителей к шашечной игре и неумение детей играть в данную настольную игру.
Обоснование проблемы:
1. Неумение и нежелание детей играть в настольные игры, особенно в шашки и шахматы.
2. Недостаточность знаний родителей и детей об истории игры в шашки и шахматы и о их видах.
3. Незаинтересованность родителей обучению шашечной игре в дошкольном и школьном возрасте.
Предполагаемый результат:
- Дети и родители познакомились с историей игры в шашки и шахматы.
- Изменился взгляд родителей на обучение детей шашечной игре.
Воспитанники:
- имеют представление о шахматной доске, умеют ориентироваться на ней;
- называют шахматные фигуры;
- правильно расставляют шашки и шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
- имеют представление об элементарных правилах игры;
- играют малым числом фигур;
- правильно применяют элементарные правила игры;
- Дети в конце проекта стали с большим интересом и чаще стали играть в настольные игры и, в частности, в шашки и шахматы.
Дальнейшее развитие:
-Рекомендовать педагогам заинтересовавшихся этой темой.
- Проведение турнира по шашкам между семьями детей.
Цель: формирование у детей и их родителей желания учиться играть в развивающую настольную игру – шашки и шахматы.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей с историей игры в шашки и шахматы;
• научить детей играть в настольную игру шашки и шахматы, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие;
• проинформировать родителей о пользе шашечной игры, о её значимости в воспитании и развитии детей обучающими задачами, способами подачи детям.
Развивающие:
• развивать навыки общения и коммуникативной культуры;
• создать благоприятные условия для развития мышления, речевых, творческих и спортивных способностей воспитанников, формирования всесторонне и гармонично развитой личности;
• привить дошкольникам 5-6 лет любовь к игре в шашки и шахматы через игровую и творческую деятельность на занятиях и в свободное время.
Воспитательные:
• содействовать формированию духовно-нравственных качеств личности ребёнка;
• формировать способность к адекватной самооценке и уверенность в своих силах и возможностях не только при игре в шашки и шахматы, но и на развивающих групповых занятиях;
• формировать умение радоваться не только своему успеху, но и успеху других детей независимо от личного отношения к ним (принцип толерантности);
• сформировать и развить заинтересованность родителей успехами детей через совместное творчество, участие в различных развлечениях и соревнованиях на базе детского сада.
Стратегия реализации кружка :
1 этап: подготовительный (сентябрь - октябрь 2019)
1. Выбор темы.
2. Изучение методической литературы и работа на интернет сайтах по теме.
3. Разработка кружка и перспективного плана для работы с детьми.
4. Мониторинг по шашкам и шахматам.
5. Посещение мастер-класса по обучению игре в шашки.
2 этап: практический (ноябрь 2019 - май 2020)
Работа с детьми :
Работа по плану тематического планирования с детьми.
Работа с родителями:
1. Помощь родителей при подготовке досок и фишек для игры в шашки.
2. Организация выставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!», где можно увидеть в какие настольно – дидактические игры играют дети в группе.
3. Консультации для родителей: «Как научить ребёнка играть в шашки», «Одаренные дети», «Развивающие игры», «Советы родителям при обучении игре в шахматы», «Поможем ребенку учиться проигрывать», «Игра в шашки и малыши.»
3 этап: заключительный (май 2020)
Подведение итогов по обучению детей игре в шашки и шахматы.
Работа с детьми :
1. Мониторинг.
2. Турнир по шашкам между детьми двух групп (6 пар игроков)
Работа с родителями:
1. Шашечный турнир среди детей и родителей группы.
Необходимые условия для реализации кружка :
Организационные:
Большая светлая комната; столы и стулья, соответствующие росту детей.
Материально – технические:
методическая литература;
шашки и шахматы - 4 комплекта
шашечные доски - 4 комплекта
шахматные часы – 4 комплекта
Психологические: Позитивный настрой всех участников проекта.
Методические:
1. Барский Ю. П., Городецкий В. Б. Сеня. Храбрик и шашки. М. : Дет. лит., 1992.
2. Вигман В. Я. - "Радость Творчества", 2005.
3. Городецкий В. Б. Книга о шашках. М. : Дет. лит., 1984.
4. Гришин В. Г. «Малыши играют в шахматы», М. Просвещение, 1995 г.
5. Егоров А. В. - Как научить играть в шашки, 2005.
6. Ник Бретт «Как играть в шахматы?» М. ,Слово,1999 г.
7. Погрибной В. К., Юзюк В. Я. - Шашки для детей. Феникс, 2011.
8. Сухин И. Г. «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г.
9. Сухин И. Г. «Играем и выигрываем», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г.
10. Сухин И. Г. "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет", М. : Новая школа, 1994.
11. Тодд Бардвик «Шахматы для детей», Питер,2012 г.
12. Юровский Е. М., Кондратьева Л. П. - Зайкины шашки, 2001.
Материалы сайтов:
https://www.maaam.ru; https://knu.znate.ru; https://www.zavuch.info
https://tmndetsady.ru; https://levico.ru/skazki-pro-shaxmaty/
https://www.ozon.ru/context/detail/id/125846/
Тематическое планирование работы с детьми
Сентябрь - октябрь
1. Выбор темы.
2. Изучение методической литературы и работа на интернет сайтах по теме проекта.
3. Разработка проекта и перспективного плана для работы с детьми.
4. Мониторинг по шашкам и шахматам.
5. Посещение мастер-класса по обучению игре в шашки.
Ноябрь
1 Познакомить детей с историей шашек.
Закрепление материала:
Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки».
Чтение «Зайкины шашки» Юровский Е. М.
2 Познакомить детей с игровым полем; с понятием «вертикаль», «горизонталь», «диагональ».
Закрепление материала:
Художественно-продуктивная деятельность: «Шашечная доска»
Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». (дерево, столб и т. д.)
Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально».
Чтение «Зайкины шашки» Юровский Е. М.
3 Познакомить детей с тем, что у каждого поля на доске есть свой адрес.
Закрепление материала:
Игра : «Самый меткий стрелок».
Чтение «Зайкины шашки» Юровский Е. М.
4 Познакомить детей с шашками.
Закрепление материала:
Художественно-продуктивная деятельность: «Шашки из соленого теста».
Чтение «Зайкины шашки» Юровский Е. М.
Декабрь
1 Познакомить детей с расстановкой шашек на доске.
Закрепление материала:
Чтение «Зайкины шашки» Юровский Е. М.
Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры».
2 Познакомить детей с тем, как ходят простые шашки.
Закрепление материала:
Чтение «Зайкины шашки» Юровский Е. М.
3 Познакомить детей с тем, как ходят шашки - дамки.
Закрепление материала:
Чтение «Зайкины шашки» Юровский Е. М.
4 Познакомить детей с правилами окончания игры и правилами поведения во время игры.
Закрепление материала:
Пробная игра на доске.
Чтение «Зайкины шашки» Юровский Е. М.
Январь
2 Повторение пройденного материала. Пробная игра в шашки.
3 Мониторинг по шашкам.
4 Турнир по шашкам между детьми группы с целью выявления шестерки лучших игроков для проведения турнира с детьми другой группы.
Февраль
1 Познакомить детей с историей шахмат.
Закрепление материала:
Просмотр видеофильма Фиксики «О шахматах».
Чтение сказок про шахматы.
2 Познакомить детей с фигурой - король, как он ходит.
Закрепление материала:
Художественно-продуктивная деятельность: раскрашивание фигуры.
Д. и «Ход короля»
3 Познакомить детей с фигурой - ферзь, как он ходит.
Закрепление материала:
Художественно-продуктивная деятельность: раскрашивание фигуры.
Д. и «Ход ферзя»
4 Познакомить детей с фигурой - слон, как он ходит.
Закрепление материала:
Художественно-продуктивная деятельность: раскрашивание фигуры.
Д. и «Ход слона»
Март
1 Познакомить детей с фигурой - конь, как он ходит.
Закрепление материала:
Художественно-продуктивная деятельность: раскрашивание фигуры.
Д. и «Ход коня»
2 Познакомить детей с фигурой - ладья, как она ходит.
Закрепление материала:
Художественно-продуктивная деятельность: раскрашивание фигуры.
Д. и «Ход ладьи»
3 Познакомить детей с фигурой - пешка, как она ходит.
Закрепление материала:
Художественно-продуктивная деятельность: раскрашивание фигуры.
Физминутка: «А сейчас мы с вами превратимся в пешек»
4 Практическое закрепление названий и ходов фигур:
Дидактические задания и игры: «Волшебный мешочек», - закрепление названий фигур.
«Ходы фигур» Дети показывают на доске как ходят фигуры.
Апрель
1 Познакомить детей с расстановкой фигур на доске.
Закрепление материала:
Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры».
2 Познакомить детей с понятиями «шах».
Закрепление материала:
Обыгрывание ситуации на доске.
3 Познакомить детей с понятиями «мат» и «пат».
Закрепление материала:
Обыгрывание ситуации на доске.
4 Практическое закрепление материала. Пробная игра.
Май
1 Мониторинг по шахматам.
2 Турнир по шашкам между детьми двух групп (6 пар играков)
3 Шашечный турнир среди детей и родителей группы.
4 Подведение итогов по обучению детей игре в шашки и шахматы
Лето
Практическая часть. Дидактические игры.
1. Игра «Собери пазлы». Дети должны собрать произвольно разрезанную шахматную доску.
2. Игра «Что изменилось?». На доске 5-6 фигур. Убрать фигуру, добавить или изменить местоположение.
3. Игра «Узнай по описанию». Описывается фигура, дети угадывают.
4. Игры на основе шашек «Так-тиль», «Охотники и волк», «Казацкие шашки», «Уголки», «Чапаев».
5. Художественно-продуктивная деятельность: Лепка: «Любимая шахматная фигура».