тарина лайсле
Кружковой работы средствами ручного труда» «Волшебные ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка (срок реализации 1 год,)
Многие специалисты, педагоги утверждают, что разв
итие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Публикация «Кружковой работы средствами ручного труда“ „Волшебные ручки“» размещена в разделах
Идея кружка “ Волшебные ручки” являются разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, работа с подручными материалами, а также работа с разными видами круп и шерсти. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В процессе организации кружка происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Цель кружка :
Создание условий для формирования навыков, необходимых для изготовления поделок и способов работы с различными материалами с учетом их свойств, способствование формированию у детей чувства прекрасного, развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия.
Задачи:
- создать условия для детского творчества;
- обучить детей разнообразным способам практических действий с крупой, шерстью, природным, бросовым материалом, и т. д. ;
- предоставить детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности.
Работа составлена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей. В детском саду к продуктивным видам деятельности относятся: рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок, они развивают мелкую моторику пальцев. Дошкольник способен усвоить только ту программу, которая отвечает его интересам.
Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица "Верная указка - не кулак, а ласка". Поэтому в кружковой работе соблюден принцип от простейшего к сложному. Благодаря этому дети будут находиться в ситуации успеха, уверенности в своих силах.
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивный труд даст позитивный результат.
Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка. Именно поэтому мы приняли решение работать в этом направлении.
Место программы в режиме дня.
Данная программа рассчитана для реализации в течение 2016-2017 учебного года с детьми 5-6 лет. В форме кружковой работы во вторую половину дня, один раз в неделю: среда, 15.30 ч.
Основными принципами построения программы являются:
• полноценное проживание ребенком всех возрастных этапов;
• построение деятельности основывается на индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых;
• сотрудничество с семьей;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка;
• целостность системы, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы;
• единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;
• преемственность с примерными основными общеобразовательными программами;
• индивидуальный подход в создании специальных условий для деятельности и общения с ребенком.
Методы работы :
-индивидуальный;
-групповой;
-наглядный.
Формы работы :
Теоретические:
-беседа, рассказ;
-работа с наглядным материалом;
-показ способов действий.
Практические:
-упражнения для отработки необходимых навыков;
-рассматривание панно, картин, иллюстраций;
-подготовка и проведение выставок детских работ;
-изготовление изделий, оформление их как подарков для родителей, малышей.
Материалы:
-образцы поделок, панно, композиций из различных материалов;
-книги, альбомы для работы по образцу;
-природный и бросовый материал: семена растений, засушенные листья, травы и цветы, скорлупа любых орехов, перья птицы, макаронные изделия, крупы, опилки, чай, спичечные коробки, пробки, яичная скорлупа, нитки, веревки, ткань, тесто, и т. д. ;
-бумага: гофрированная, цветная, бархатная, копировальная;
-картон: цветной, белый, упаковочный;
-открытки, Салфетки, фантики, пуговицы, стеклярус, блестки, бисер, бусы;
-цветная пряжа, нитки, вата, пластилин.
-клей ПВА, ножницы, зубочистки, спички.
Структура занятия по ручному труду в старшей группе.
Вводная часть.
Необходимо вызвать интерес детей к процессу, используя загадки, стихи, художественное слово. Именно в водной части происходит мотивация детей.
Основная часть (практическая).
Именно в практической части происходит развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени; развитие основных свойств внимания, увеличение объема памяти; развитие наглядных форм мышления и формирование логического мышления; формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии); развитие творческих способностей ребенка, воображения, гибкого нестандартного мышления; развитие речи, пополнение, уточнение и активизация словарного запаса; развитие мелкой моторики руки и подготовка руки к письму; развитие коммуникативных способностей и навыков контроля поведения; формирование положительной самооценки, уверенности в себе.
Заключительная часть.
Происходит сравнение работ похвала.
Предполагаемые результаты рабочей программы :
Дети должны уметь:
-правильно пользоваться ножницами.
-сгибать лист бумаги в разных направлениях,
-владеть элементарными трудовыми умениями при работе с различным материалом;
-аккуратно, самостоятельно выполнять творческие задания;
-планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла.
В группе будет:
тематические выставки «Чудо-мастер» :
-Осенний сувенир»;
-«Зимушка-зима»;
-«От всей души» (поделки ко Дню Матери, 8 Марта, 23 февраля).
Учебно-тематический план (4-5 года) :
месяц неделя тема цель
Октябрь I «Крупинка к крупинке— получается картинка» Цель: Создание условий для знакомства с техникой рисования клеем и пшеном. Учить посыпать рисунок пшеном аккуратно не просыпая мимо. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.
II «Листопад, листопад, листья желтые летят…» Цель: Создание условий для развития навыков наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавать изображение листопада. Развивать воображение, творческие способности (аппликация из сухих листьев).
III «Нарядный мухоморчик» Цель: Создание условий для знакомства с характерными особенностями грибов и их разновидностями, воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней; научить детей из салфеток делать шарики и приклеивать их на шляпку гриба.
IV «Лаваш» Цель: Создание условий для развития детей с техникой лепки из солёного теста. Учить раскатывать тесто между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, сплющивать (раскатывается, мнётся, отрывается)
V «Цыпленок» Цель: Создание условий знакомства детей с нетрадиционной техникой «Ниткографии», учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шерстки», развивать творческие способности.
Ноябрь I «Барашек» Цель: Создание условий для знакомства детей с техникой рисования клеем и ватой, заполняя пустое пространство. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.
II «Попугай» Цель: Создание условий для формирования знания детей нетрадиционной техники «Ниткографии», продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шерстки», развивать творческие способности.
III «Зайчонок» Цель: Создание условий для знакомства детей с методом рисования тычка. Закреплять навыки рисования кончиком тонкой кисти, прорисовывать мелкие детали. Углублять представление о цветах (белый, черный). Пробуждать у детей добрые чувства к животным. Дать возможность проявить себя в творчестве и игре.
IV «Маленький цветочек, мамочке в подарок, приготовлю я Цель: Создание условий для знакомства детей с техникой нетрадиционного рисования – «рисование ладошкой»; воспитывать аккуратность. Учить передавать образ цветов, строение и форму используя ладошки рук; закрепить знания цвета (зеленого, желтого, красного).
Декабрь I «Зимние узоры, снежинка» Цель: Создание условий для знакомства детей с нетрадиционной техникой рисование солью. Учить детей равномерно засыпать рисунок нарисованный клеем, развивать творческие способности.
II «Снеговик» Цель: Создание условий для знакомства детей с сыпучим материалом – манка. Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование манкой». Продолжать учить детей равномерно засыпать манкой рисунок, выполненный клеем.
III «Рукавичка» Цель: Создание условий для знакомства детей с нетрадиционной техникой «Ниткогафии»; продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями двух цветов.
IV «Новогодняя открытка» Цель: Создание условий для знакомства детей с поделками из яичной скорлупы, вызвать желание сделать подобную своими руками, продолжать закреплять умение пользоваться кистью и клеем.
Январь I «Петух» Цель: Создание условий для знакомства детей с техникой рисования клеем и рисом. Учить посыпать рисунок рисом аккуратно не просыпая мимо. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.
II «Наряд для куклы» Цель: Создание условий для развития формирования детей рисовать красками при помощи пальцев; закреплять знание цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
III «Печенье для кукол» Цель: Создание условий для развития формирования детей приемам лепки (раскатывать тесто круговыми движениями между ладонями, сплющивать шарик, сдавливая его). Развивать желание лепить, побуждать к внимательным и отзывчивым отношениям.
IV «Кастрюлька для Юльки» Цель: Создание условий для знакомства детей с техникой рисования клеем и крупами, комбинируя их. Учить посыпать рисунок крупой, аккуратно не просыпая мимо.
Февраль I «Плед на диван» Цель: Создание условий для знакомства детей с нетрадиционной техникой «Ниткогафии»; продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями двух цветов.
II «Кораблик» Цель: Создание условий для развития формирования детей рисовать ладошками; дополнять изображение деталями с помощью пальчиков; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
III «Галстук для папы» Цель: Создание условий для развития формирования детей рисовать красками при помощи пальцев; формировать интерес и положительное отношение к рисованию и уважение к папам.
IV «Бескозырка для папы» Цель: Создание условий для развития формирования детей пользоваться кистью и клеем, последовательно наклеивать части бескозырки. Формировать интерес и положительное отношение к аппликации.
Март I «Мимоза» Цель: Создание условий для развития формирования детей, обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять сюжетную аппликацию
II «Солнышко лучистое» Цель: Создание условий для детей развития принимать и самостоятельно реализовывать творческую задачу. Развивать воображение, пространственное мышление, глазомер, мелкую моторику (одноразовая посуда и бумага).
III «Подснежник» Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисование солью. Учить детей равномерно засыпать рисунок нарисованный клеем, развивать творческие способности.
IV «Цветочек в горшочке» Цель: Создание условий для развитие мелкой моторики рук, творческих способностей; вызвать у детей радостное настроение. Учить детей соединять в одной работе несколько приемов ИЗО (рисование ладошками + аппликация)
Апрель I «Одуванчик» Цель: Создание условий для развития знакомства детей с нетрадиционной техникой «Ниткогафии»; продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями двух цветов.
II «Пасха со свечой» Цель: Создание условий для развития формирования детей, приемам лепки (раскатывать тесто круговыми движениями между ладонями, сплющивать шарик, сдавливая его). Развивать желание лепить, побуждать к внимательным и отзывчивым отношениям.
III «Черепашка» Цель: Создание условий для формирования аккуратно намазывать клеем край яичной скорлупы, наклеивать на заготовки, прижимая салфеткой. Развивать мелкую моторику рук.
IV «Морские обитатели» Цель: Создание условий для знакомства детей рисовать ладошками; дополнять изображение деталями с помощью пальчиков; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Май I «Мячик для сестренки» Цель: Создание условий для знакомства детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительные навыки и умения.
II «Мы волшебники!» Цель: Создание условий для формирования умений детей закрашивать лист слева на право, аккуратно и не оставляя пробелов по рисунку выполненному свечей. Создать игровую обстановку и радостное настроение.
III «Гусеница» Цель: Создание условий для знакомства детей с нетрадиционной техникой «Ниткогафии»; продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями двух цветов.
IV «Подсолнух» Цель: Создание условий для развития умений закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять семена подсолнечника на основе из пластилина.
Заключение
Кружок «Волшебные ручки» направлен на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
Ребята овладевают многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, рисование шерстью, солью и крупы, свеча или восковые мелки с акварелью и другими. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают нашу группу.
Список литературы.
1. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] /Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М. : Просвещение,1982.– 208 с.
2. Волчкова, В. Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»» [Текст] / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001. – 392с.
3. Давыдова, Н. А. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» [Текст] / Н. А. Давыдова, Е. А. Лысова, Е. А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279с.
4. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст] /Г. Н. Давыдова, Скрипторий, 2003.
5. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М. : «Просвещение», 2005.
6. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]/ учебно-метод. пособие/Г. Ю. Ксензова. – М., 2000.
7. Комарова,Т. С. Детское художественное творчество [Текст] /Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
8. Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст] Л. Субботина. – Ярославль, 1998.
9. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А. В. Никитина. – Каро, 2007.
10. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет [Текст] /Пособие для ДОУ/Н. В. Квач. – М. : ВЛАДОС, 2001.