Беляева Христина
Кружковая работа в старшей группе «Нетрадиционное рисование»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
Список детей кружка…. …. 3 Пояснительная записка…. 4
Календарно-тематический план…. …. …. 7
Заключение…. …. 16
Список использованной литературы…. …. 17
СПИСОК ДЕТЕЙ КРУЖКА
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский.
Пояснительная записка
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Публикация «Кружковая работа в старшей группе „Нетрадиционное рисование“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Старшая группа
- Темочки
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.
Актуальность.
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Цель кружка:
Развитие у детей художественно-творческих способностей, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи кружка:
• Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
• Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.
• Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству посредством нетрадиционной формы, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
• Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
• Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
• Развивать мелкую моторику рук;
Материал для работы:
• акварельные краски, гуашь;
• восковые мелки, свеча;
• ватные палочки;
• поролоновые печатки;
• коктейльные трубочки;
• матерчатые салфетки, бумажные;
• стаканы для воды;
• подставки под кисти;
• кисти;
• вата;
• крупа;
• пупырчатая пленка
• зубная паста
• различные овощи
• гербарий
• пробки
• пластиковые бутылки
Методы проведения занятия:
• словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
• наглядные
• практические
• игровые
Принципы:
• От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
• Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения.
• Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
• Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
• Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
• Принцип доступности материала
Организация деятельности кружка:
Программа работы кружка рассчитана на один год обучения. Режим работы – 1 занятие в неделю по вторникам во 2 половине дня, длительность 20-25 минут. В тематическом плане могут быть изменения и дополнения.
Ожидаемый результат
- самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
- выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
- расширение и обогащение художественного опыта.
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Календарно-тематический план
Сентябрь
«Листья в вазе» натюрморт
Нетрадиционная техника: Отпечаток листьями, яблоками. Фон – пастель.
Задачи: Познакомить детей с натюрмортом. Учить рисовать натюрморт с помощью отпечатка листьев, яблок. Познакомить с новым материалом – пастель. Учить создавать фон пастелью.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, листья деревьев, яблоки (половинки, пастель.
«Домик у реки» пейзаж
Нетрадиционная техника: Монотипия.
Задачи: Познакомить детей с техникой – монотипия. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти.
«Фрукты в вазе» натюрморт
Нетрадиционная техника: Пуантилизм. Фон – пастель.
Задачи: Познакомить с техникой пуантилизм (рисование точками, учить работать в данной технике. Воспитывать аккуратность. Продолжать учить тонировать бумагу пастелью.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, ватные палочки, пастель.
«Осеннее дерево»
Нетрадиционная техника: Набрызг.
Задачи: Знакомство с техникой «набрызг». Продолжать учить рисовать деревья. Развивать чувство цвета.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, зубные щетки, палочки, трафарет (крона дерева, опавшая листва).
Октябрь
«Дождик за окном»
Нетрадиционная техника: Рисование окрашенным шариком, штамп.
Задачи: Познакомить с рисованием с помощью шарика. Учить рисовать листья с помощью штампа. Развивать воображение, мелкую моторику.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, крышка от коробки, шарики, заготовки оконных рам, вырезанные из цветной бумаги, клей, штампы листьев.
«Кленовый лист»
Нетрадиционная техника: Рисование с помощью губки.
Задачи: Познакомить с рисованием с помощью губки. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, поролон (губка, палитра, кленовый лист (вырезанный из картона).
«Белочка в дупле»
Нетрадиционная техника: Рисование ладошкой, пальчиками.
Задачи: Учить рисовать ладошкой, совершенствовать технику рисования пальчиком. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки.
«Грибы»
Нетрадиционная техника: Печать поролоном, отпечаток листьями.
Задачи: Продолжать учить рисовать с помощью поролона, совершенствовать технику печатания. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, поролон, листья деревьев, трафарет грибов, салфетки.
Ноябрь
«Ежик»
Нетрадиционная техника: Отпечаток листьями, штамп.
Задачи: Совершенствовать технику печатания, учить дорисовывать детали фломастером.
Оборудование: Листы бумаги, на которых нарисованы силуэты ежей, листья деревьев, яблоки (половинки, гуашь, кисти, фломастеры, пастель (фон, ватные палочки.
«Моя любимая игрушка»
Нетрадиционная техника: Пуантилизм.
Задачи: Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Развивать чувство цвета.
Оборудование: Листы бумаги с изображением игрушек, гуашь, ватные палочки.
«Мое любимое животное»
Нетрадиционная техника: Тычок полусухой жесткой кистью.
Задачи: Учить работать в данной технике. Учить отображать в рисунке облик животного. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, жесткая кисть, гуашь.
«Зонтик»
Нетрадиционная техника: Пуантилизм.
Задачи: Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство цвета, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Силуэты зонтиков, гуашь, ватные палочки.
Декабрь
«Портрет зайчонка»
Нетрадиционная техника: Силуэтное рисование.
Задачи: Знакомство с данной техникой. Развивать наглядно-образное мышление.
Оборудование: Контурное изображение зайчонка, черная и белая бумага, настольная лампа, гуашь черная и белая, поролон.
«Зимний пейзаж»
Нетрадиционная техника: Рисование зубной пастой.
Задачи: Познакомить с новым нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Цветной картон (черный, синий, зубная паста, салфетки.
«Елочка»
Нетрадиционная техника: Монотипия.
Задачи: Совершенствовать умения рисовать в данной технике. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти.
«Новогодняя открытка»
Нетрадиционная техника: Рисование кофе.
Задачи: Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования.
Оборудование: Листы бумаги, кофе, кисти, ножницы, тесьма для оформления.
Январь
«Зимний вечер»
Нетрадиционная техника: Граттаж.
Задачи: Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Учить передавать настроение тихого зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.
Оборудование: Подготовленная основа (свеча, гуашь черная, синяя, деревянные палочки.
«Морозные узоры»
Нетрадиционная техника: Свеча + акварель.
Задачи: Познакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление.
Оборудование: Листы бумаги, акварель, свеча.
«Снеговик»
Нетрадиционная техника: Рисование солью.
Задачи: Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги синего цвета, соль, клей, кисти.
«Вьюга»
Нетрадиционная техника: Ниткография.
Задачи: Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, нитки.
Февраль
«Белая береза под моим окном»
Нетрадиционная техника: Свеча + акварель
Задачи: Совершенствовать умение рисовать в данной технике. Продолжать учить изображать дерево. Развивать чувство композиции
Оборудование: Листы бумаги, акварель, свеча.
«Снегирь»
Нетрадиционная техника: Рисование крупой.
Задачи: Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования. Учить изображать птицу.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, манная крупа, клей, кисти.
«Забавные животные»
Нетрадиционная техника: Кляксография, пена.
Задачи: Учить рисовать с помощью пены, создавать образы животных. Развивать творческое воображение.
Оборудование: Листы бумаги, окрашенная мыльная пена, трубочки, акварель, кисти.
«Самолет»
Нетрадиционная техника: Пластилинография
Задачи: Совершенствовать работу в данной технике. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Цветной картон, пластилин.
Март
«Цветок для мамы»
Нетрадиционная техника: Рисование на мятой бумаге.
Задачи: Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге. Развивать композиционные умения.
Оборудование: Листы бумаги, акварель, кисти.
«Дивные цветы»
Нетрадиционная техника: Кляксография, выдувание трубочкой.
Задачи: Познакомить с техникой выдувания трубочкой (рисование цветов). Учить рисовать стебель, листья.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, трубочки, кисти.
«Волшебные цветы»
Нетрадиционная техника: Ниткография.
Задачи: Совершенствовать умение в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление
Оборудование: Листы бумаги, нитки, гуашь, кисти.
«Весенний пейзаж»
Нетрадиционная техника: Монотипия.
Задачи: Совершенствовать умение детей рисовать в данной технике. Продолжать учить создавать образ дерева.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, акварель, кисти.
Апрель
«Звездное небо»
Нетрадиционная техника: Граттаж.
Задачи: Познакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения.
Оборудование: Подготовленная основа (восковые мелки, свеча, гуашь черная, синяя, деревянные палочки.
«Веточка вербы»
Нетрадиционная техника: Пастель, уголь.
Задачи: Закреплять навыки рисования данными материалами. Учить изображать ветку вербы.
Оборудование: Листы бумаги, пастель, уголь.
«Пасхальное яйцо»
Нетрадиционная техника: Рисование ватными палочками, оттиск пробкой.
Задачи: Воспитывать интерес к народной культуре. Учить элементам декора, цветовосприятия.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, ватные палочки, пробки.
«Цветущая ветка»
Нетрадиционная техника: Выдувание трубочкой.
Задачи: Учить детей рисовать в данной технике. Познакомить со способом изображения венчика цветка из 4-5 лепестков приемом «примакивание». Создавать условия для экспериментирования с цветом для получения розового оттенка путем смешивания белого с красным. Развивать воображение, ассоциативное мышление.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, трубочки, палитра.
Май
«Праздничный салют»
Нетрадиционная техника: Восковые мелки, акварель.
Задачи: Учить изображать салют, используя восковые мелки, акварель для фона.
Оборудование: Листы бумаги, восковые мелки, акварель, кисти.
«Бабочки на лугу»
Нетрадиционная техника: Штамп.
Задачи: Учить рисовать бабочек, используя печатки из ластика. Развивать внимание, точность движений, умение ориентироваться на листе бумаги.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, штампы бабочек.
«Ромашки»
Нетрадиционная техника: Рисование на рельефной бумаге.
Задачи: Учить изображать цветы на рельефной бумаге. Развивать чувство цвета, композиции.
Оборудование: Рельефная бумага, трафареты, гуашь, кисти.
«Чистая планета» плакат (коллективная работа)
Нетрадиционная техника: Рисование ладошками.
Задачи: Закрепить технику рисования ладошками. Учить дополнять композицию деталями, используя разные изобразительные средства и материалы.
Оборудование: Ватман, гуашь, кисти, салфетки, восковые мелки, пастель, карандаши, фломастеры.
Заключение
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно - творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения.
Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей. Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
Список литературы:
1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования //Дошкольное образование. – 2010. - №18
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М. :Издательство «Скрипторий 2003,2013.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М. :Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
4. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007
5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, №2.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва. 2007.
7. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:
http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
8. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и
заинтересованных родителей. -СПб. : КАРО,2010.
9. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера,2011.
10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - Москва. 2003.
11. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»
12. Т. Н. Давыдова «Рисуем ладошками»
13. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.