Сидорова
Кружковая работа «Родной край»
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование кружка «Родной край»
Во все времена любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. Воспитание патриотизма должно начинаться с изучения своей малой Родины - деревни, города, края, в котором живешь. Всё это включает в себя «наука о краеведении», которое великий ученый Д. С. Лихачев назвал объединяющим началом всех наук. Основанием для разработки данной программы стали ФГОС дошкольного образования, Закон РФ «Об образовании», проблемы патриотизма, национализма и толерантности.
Публикация «Кружковая работа „Родной край“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Изменения и дополнения в программу внесены с учётом духовно-нравственных приоритетов воспитания.
Программа учитывает методические рекомендации в работе с детьми старшего дошкольного возраста и направлена на познавательное развитие.
Республика Саха (Якутия) – многонациональная республика и различные народы уже многие столетия живут вместе одной семьей на нашей климатически холодной, но дружелюбной земле. Взаимоотношения разных народов и культур – длительный и сложный процесс, зависит от многих факторов, но многие согласятся, что приобщение к совместной жизни народов начинается у каждого отдельного человека с детского возраста. Как известно, только в детстве закладывается фундамент для развития личности человека, определяющего характер и направленность его отношения к природе, людям, культуре. Именно в дошкольном возрасте надо научить ребенка с любовью и уважением относиться к другим народам, к национальным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, пронесенных сквозь века.
Актуальность программы связана с увеличением миграции людей в Якутию из других республик ближнего зарубежья и соответственно с увеличением количества детей разных национальностей в дошкольных учреждениях. Тема кружковой работы подразумевает приобщение детей других национальностей к духовной и нравственной культуре, побуждения интереса к прошлой и настоящей истории коренного народа Саха, тем самым воспитание патриотических чувств и толерантного отношения к другим народам.
Педагогическая целесообразность
Основной принцип – развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству. Создание творческой атмосферы на занятиях способствует итоговый просмотр и обсуждение выполненных работ, выставки детских работ.
Специфических критериев отбора детей в группу не выделяется, так как предлагаемая программа построена на основе таких форм работы, которые обеспечивают комфортное пребывание ребенка в детском саду и независимо от уровня развития по краеведению, такая форма работы необходима для всех детей, посещающих дошкольное учреждение.
Цель кружка : формирование у детей нравственно-патриотических чувств и толерантного поведения через приобщение их к истории города, родного края.
Основные задачи:
• Воспитывать интерес к родному городу, краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятия из красоты и многообразии;
• Формировать элементарные знания детей о культуре и традициях родного края;
• Развивать творческие и интеллектуальные способности у детей, их речевую культуру;
• Расширение представлений о родном городе, знакомство с символикой республики;
• Воспитывать бережное отношение к окружающей среде родного края;
• Ознакомить детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного учреждения.
1.6. Отличительные особенности
Особенности методики и организации образовательного процесса
Чтобы решить задачи, используются традиционные методы ведения занятия и новые технологии, разные типы: комбинированное занятие, коллективная работа, занятия-игры, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребенку.
Особенностью программы является выделение большего количества часов на изучение истории и культуры родного края. Изучение якутского декоративно-прикладного искусства обеспечивает развитие эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, знание традиций.
Работа начинается с формирования понятийного аппарата у детей и взрослых. Значимость данной проблемы определяется с помощью рекламно-информационного поля, в виде творческой папки, вопросников и анкет.
1.7. Возраст обучающихся
Дошкольники среднего, старшего и подготовительного групп.
1.8. Сроки реализации
Программа рассчитана на 3 года обучения.
1.9. Формы и режим занятий
Принцип построения программы:
Численность группы 10-18 человек
Первый год 4-5 лет (20 мин.)
Второй год 5-6 лет (25 мин.)
Третий год 6-7 лет (30 мин.)
1.10. Ожидаемый результат
В результате:
• у детей формируются первоначальные представления о краеведении;
• дети знакомятся с историей, культурой и традицией родного края;
• у них развивается чувство восхищения, гордости, патриотизма за свой город, свой народ, свою страну;
• формируется бережное отношение к истории и культуре своей родины;
• формируется толерантное поведение к людям другой национальности;
• обогащается словарный запас;
• у детей расширяется кругозор, мировоззрение.
1.11. Формы подведения итогов
Критерии определения уровня освоения программы
Полученные в кружковой работе умения и навыки дети используют в повседневной жизни, играх (обогащение культуры речи, дружеское отношение между сверстниками, бережное отношение к окружающей среде, инсценировках (рисование декораций, создание макетов интерьера, использование мотивов, речи устного народного творчества, орнаментов).
Работа с родителями
Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников с краеведением. При этом используются: выступления на родительских собраниях, консультации, анкетирование, привлечение родителей к изготовлению и приобретению материалов для детского творчества, посещение родителями дней «открытых дверей», посещение родителями выставок детских работ, экскурсий.
2. Организационно педагогические условия
2.1. Материально-технические условия
Условия реализации программы
Помещение (группа, отводимое для занятий отвечает санитарно-гигиеническим требованиям (сухое, вентилируемое, светлое, с площадью, достаточной для проведения занятий). Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме. Используется ИКТ. Для такой деятельности в нашем саду создана материально-техническая база: специальное оборудование (стеллажи, шкафы, возможность организовать выставки детских работ) и художественные материалы. Группа оснащена специальной методической литературой, наглядно-дидактическими пособиями, музыкальным центром, проектором и экраном, что дает возможность использовать в работе информационно-коммуникационные технологии.
- Зона для творческой деятельности детей
- Зона организации постоянных и сменных выставок
- Зона индивидуальной выставки
- Зона народного декоративно - прикладного искусства
- Зона выставки малых форм
- Игровая зона
Создан комфортный микроклимат в воспитательно-образовательном процессе.
2.2. Требования к педагогическим работникам
Педагог с образованием воспитателя работает в ДОУ, знает историю и культуру родного края т. е. народа Саха.
3. Учебный план
3.1. Содержание программы «Родной край»
Содержание программы включает три основных блока.
Блок 1 - «Наш Северный край»
Цель: дать детям краеведческие сведения о родном крае, о его истории, о его достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свою малую родину.
Блок 2 - «Мой город - Якутск»
Цель: познакомить детей с достопримечательностями родного города - их названием, историей возникновения. Формировать основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своему краю, осознание личной причастности к жизни города.
Блок 3 - «Семья и Родина - едины»
Цель: обобщение и закрепление полученных знаний и умений. Укрепление семейных отношений.
3.2. Методические рекомендации
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня с воспитателем. Продолжительность занятий 20-25-30 минут. А также с включением дополнительных бесед, чтением художественной литературы, тем по изобразительной деятельности, экскурсий в воспитательно-образовательный план.
Занятия с детьми по третьему блоку проводятся с целью обобщения и закрепления полученных знаний через самостоятельные наблюдения, экскурсии детей с родителями.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится два раза в год: вводный - в сентябре, итоговый - в мае.