Иванова Диана Григорьевна
Кружковая работа «Национальные виды спорта» для детей старшей и подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие физических качеств у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста посредством использования якутских национальных игр.
Привитие интереса к элементам национальных видов спорта с использованием их в свободное время.
Важные принципы работы с детьми:
• принцип индивидуализации, предусматривающий улучшение природных задатков, воспитание новых положительных качеств, способностей;
Публикация «Кружковая работа „Национальные виды спорта“ для детей старшей и подготовительной группы» размещена в разделах
• Принцип сознательности, активности и самостоятельности, предусматривающий опору на сознательное и активное отношение ребенка к своей деятельности.
Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», Дети большую часть времени проводят в статичном положении, что снижает силу и работоспособность скелетной мускулатуры, влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития.
Одним их эффективных форм работы по физическому воспитанию, развитию физических качеств детей являются национальные подвижные игры, в которых создаются благоприятные условия не только для физического развития, но и для укрепления здоровья и для приобщения детей к традициям родного края. Данная проблема становится актуальной, если воспитание и обучение детском саду осуществляется на русском языке, т. к. в программе Венгера «Развитие» под редакцией Васильевой в котором не предусмотрены национальные региональные компоненты.
Актуальность исследования, её практическая значимость определили тему работы «Развитие физических качеств, укрепления здоровья, приобщение к культуре своего народа детей старшего дошкольного возраста посредством использования якутских национальных игр».
Чтобы оценить результат работы в начале и в конце учебного года проводится учет физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста по программно – нормативным документам «физкультурный комплекс нормативов «Кэнчээри», для дошкольных образовательных учреждений РС (Я, который был утвержден учебно – методическим советом Министерства образования Республики Саха (Якутия) 2002 г.
Этот учет необходим инструктору по физическому воспитанию для отслеживания и прогнозирования физической подготовленности детей, выявление недостатков, планирования учебной работы, а также для ведения точного учета детей.
Ожидаемые результаты работы кружка:
• здоровый ребёнок, с развитыми физическими качествами, с устойчивым интересом к подвижным играм и элементам национальных видов спорта;
• теоретическое и практическое обоснование для внедрения в деятельность дошкольного образовательного учреждения занятий кружка «Якутские национальные игры».
I квартал
Тема Содержание работы Цель работы
Национальные спортивные игры 1. Ознакомление, беседа о национальных, спортивных играх: ыстаныы, кылыы, куобах;
2. Состязание мальчиков по ыстаныы, кылыы, куобах. Привить интерес к национальным видам спорта; Учить правильного выполнения техники движения: ыстаныы, кылыы, куобах; Закрепить знание и технику выполнения движений по ыстаныы, кылыы, куобах.
Трудовая деятельность народов Якутии 1. Ознакомление, беседа о трудовой деятельности народов Якутии: охотник, косарь, лесоруб и конюх;
2. Имитационные упражнения охотников, косарей, лесорубов;
3. Подвижные игры: «Меткий охотник», «Прыжки через траву», «Водопой». Поддерживать интерес к трудовой деятельности народов Якутии: охотник, косари, лесоруб и конюх;
Имитационные упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, плас-тичность движений; разу-чивать правилам подвижных игр; совершенствовать пространственную ориен-тировку детей; продолжать учить элементам игр.
2 квартал
Тема Содержание работы Цель работы
Национальные спортивные игры Ознакомление, беседа о национальных видах спортивных играх: перетягивание палки; Состязание мальчиков по перетягивание палки Привить интерес к национальным видам: перетягиванию палки;
Учить правильно, выполнять технику движений: перетягивание палки;
Закрепить знания и технику выполнения движений: перетягивание палки
Трудовая деятельность народов Якутии Ознакомление, беседа о трудовой деятельности народов Якутии: рыбаках, оленеводах. Подвижные игры: «Рыбаки и рыбки», «Невод», «Оленевод», игра – эстафета «Мы любим трудиться». Поддерживать интерес к трудовой деятельности народов Якутии: рыбакам, оленеводам;
Учить правилам подвижных игр, придумывать варианты подвижных игр и осознанию правил игр.
Национальные спортивные игры Закрепление знаний о национальных спортивных видах: ыстаныы, кылыы, куобах, перетягивание палки;
Состязание мальчиков по национальным видам спортивных игр: ыстаныы, кылыы, куобах, перетягивание палки. Продолжать поддерживать интерес по национальным видам спортивных игр: ыстаныы, кылыы, куобах,;
Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений;
Учить правильно организовать выдержку, самостоятельность в двигательной деятельности.
3 квартал
Тема Содержание работы Цель работы
Природа нашего края Ознакомление, беседа о временах года и о родной природе, подвижные игры: «Ветер и листья», «Река и берег», «С кочки на кочку», «На полянке с бабочками». Дать понятие о временных явлениях природы, беречь свою природу;
Добиваться активного участия ребенка в игре, учить правилам игры, поддерживать эмоциональное настроение со сверстниками.
Национальные спортивные игры из олонхо Ознакомление, рассказ, беседа из олонхо «Ньургун Боотур – стремительный», сказочная спортивная игра «Дети солнца» Дать краткое представление об олонхо, учить различать добро и зло;
Развивать двигательные навыки и умения с использованием музыки из олонхо, воспитывать красоту, выразительность и грациозность движений, осознанное движение к ним.
Игры детей аласов Ознакомление, беседа об играх предков;
Закрепление трудовой деятельности народов Якутии и о природе нашего края, подвижные игры: «Бег с препятствиями», «Жмурки», «Переворот боком», «Зверята и охотник», «Рыбак и рыбки», «Река и берег» Учить придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения;
Поддерживать интерес и эмоционально-радостное настроение детей;
Развивать культуру движений и рефлексию.
Методологическое изучение основано на труды:
Л. В. Выготского, Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко, Р. С. Немова – О возрастных особенностях детей старшего дошкольного возраста;
П. Ф. Лесгафта, В. В. Е. Г. Гориневского, Леви-Гориневская, К. Ю. Ушинского, А. С. Макаренко - По развитию физического воспитания и навыков основных движений у детей дошкольного возраста;
Д. В. Хухлаевой, Степаненкова Э. Я., Платонова Т. В. - О теории и методике физического воспитания;
Л. М. Охлопкова, С. В. Гоголевой, А. В. Анохиной, К. Алаас, Ю. П. Баишева, И. С. Портнягиной,. Шамаевой, А. А. М. А. Чудикова Шадриной – О якутских национальных играх детей.
А. С. Федоров – Народные игры и забавы Саха
Содержание якутских национальных игр
1. «Плетение косичек»
Цель: Развивает ловкость рук, быстроту, глазомер
Материал: веревки 3 шт. длиной в 1 метр привязанные к ободку. Ободки 18 шт. на каждого игрока.
Описание игры: Ведущий набирает 2 команды по 9 человек в каждой. В каждой команде дается по одному ободку. Ведущий расставляет игроков в 10 метрах от ободков. Ободки подвешивают на уровне вытянутой руки. По команде ведущего один человек из команды подбегает к ободку и начинает плести одну косичку, закончив плести, он бежит к своей команде и передает эстафету другому игроку. После того, как все закончат, ведущий проверяет качество и скорость.
Правила игры: Если у тех кто раньше закончил, качество хуже, то они считаются проигравшими.
2. «Кулак и колени»
Цель: Развивает силу и выносливость.
Материал: 2 стульчика.
Описание игры: Ведущий ставит посередине комнаты два стула друг против друга. Двое соревнующихся садятся на эти стулья и сжимают друг другу колени. Руки оба держат за спиной. Второй игрок изо всех сил пытается разжать колени. Если между его коленями проходит кулак, то он считается победителям. За тем они меняются ролями. Теперь второй игрок пытается удержать колени первого. Так продолжается до тех пор один из них не сможет и сжать, ни разжать колени.
Правила игры: В эту игру предпочтительнее играть детям одинакового роста.
3. «Кочкарник»
Цель: Развивает координацию движений, ловкость, внимание.
Материал: поленья 20 см длиной и 7 см. толщиной (7 – 9 шт.).
Описание игры: Поленья кладут по середине комнаты, расстояние между поленьями разные, затем ведущий отводит игрока в угол, завязывает ему глаза, три раза поворачивает его и направляет в сторону поленьев (кочек). Победителем считается тот, кто пройдет с закрытыми глазами между поленьев, ничего не задев.
Правила игры: Если же участники уронят поленья, то учитывается, кто сколько уронил.
4. «Невод»
Цель: Развивает ловкость, быстроту реакции.
Материалы: игровая площадка, отметка проруби.
Описание игры: Трое или много народу и места, пять человек образуют «невод». Они берутся за руки и не отпускают их Около десяти детей становятся «рыбами». Игроки обозначают границы площадки – «озера», за пределы которого не должны выходить. Те, что «неводят», должны отметить внутри озера «прорубь», чтобы туда могло поместиться 10 человек. «Невод» должен поймать и привести «рыб» в эту «прорубь».
Правила игры: Если рыбу поймают за пределами проруби, она может вырываться любыми способами. Если же невод трижды упустит рыб и не сможет доставить их в проруб, то неводом становятся рыбы.
5. «Перепрыгни через сухую травинку»
Цель: Развивает равновесие, прыгучесть, умение концентрироваться.
Материалы: Тонкие прутья или сухие травинки длиной 40 см. 3 – 4 шт.
Описание игры: Перед двумя участниками кладут на землю по 3 – 4 шт. тонкие прутья или сухие травинки. Расстояние между травинками должно быть примерно 60 см. Игроки, держась руками за кончики пальцев своих ног, должны перепрыгнуть через эти травинки.
Правила игры: Проигравшим признается тот, кто первым отпустит руки или заденет травинку.
6. «Крест»
Цель: Развивает выносливость, внимание, прыгучесть на одной ноге.
Материалы: Палки шириной 3 см., длиной 70 см. и толщиной 0,5 см. 2 шт.
Описание игры: Берут две палки и кладут крест- накрест на землю. Игрок, держа руки за спиной, должен прыгать на одной ноге, не касаясь креста. Во время прыжка он поет песню.
Правила игры: Если же он заденет крест, считается проигравшим. Победитель должен протанцевать над крестом 1 минуту, не касаясь его.
7. «Кто сможет встать»
Цель: Развивает координацию движений тела, сосредоточенность.
Материалы: Коврики не скользящие на каждого игрока или большой ковер.
Описание игры: В зависимости от количества игроков, ведущий делит их на 2 команды. Первые 2 игрока садятся на ковер и проводят правую руку через левую подмышку и берут за левое ухо. Левой рукой берут правую ногу за ступню. По команде ведущего игроки должны встать с ковра.
Правила игры: Если кто-нибудь из игроков отпустит руки, он считается проигравшим. Если никто из игроков не отпустит руки, то победителям считается тот, кто встал раньше.
8. «Бык и пень»
Цель: Развивает силовые качества, выносливость.
Материалы: Мягкая веревка или длинный вязанный шарф, не скользкий ковер.
Описание игры: В игре участвуют две команды. От каждой из них выступает один игрок, «бык». Никто из двоих соперников не желает стать «пнем». Игроки должны встать на четвереньки спинами друг другу на ковре. Ведущий надевает веревку или шарф на шеи игроков и проводит ее через подмышки, чтобы игрокам было удобно тащить друг друга. Потом на середине ковра проводит линию. По команде ведущего игроки начинают тащить друг друга в разные стороны.
Правила игры: Тот, кто перетянет соперника в свою сторону, считается победителем и называется «быком», а проигравший становится «пнем».
9. «Наперегонки»
Цель: Развивает быстроту, координацию, равновесие.
Материалы: Ориентиры для старта и финиша.
Описание игры: 3 или 5 детей упираются в землю руками и ногами, встают в ряд, готовые бежать. По команде игроки начинают бег, имитируя бегущих лошадей. Расстояние 15- 20 метров.
Правило игры: Выигрывает тот, кто первым придет к финишу.
10. «Замок»
Цель: Развивать силу пальцев рук, выносливость.
Описание игры: Ведущий чертит на земле 2 линии с двух сторон на расстоянии в 2,5 или 3 метра. Соревнующиеся встают между ними и по команде начинают тянуть друг друга.
Правила игры: Выигрывает тот, кто перетянет соперника за линию так, чтобы соперник переступил ее. Если во время перетягивания один из игроков поправит или отпустит палец, то он считается проигравшим.
11. «Водопой»
Цель: Развивать равновесие, гибкость, сосредоточенность, ловкость.
Материалы: Спичечная коробка или варежка на каждого ребенка.
Описание игры: На пол ставят спичечный коробок или варежку. Игрок хватается правой рукой за левое ухо, а левой рукой берет стопу правой ноги. И в таком положении должен наклониться, взять зубами спичечный коробок или варежку.
Правила игры: Если он отпустит руки, выходит из игры. Победителем считается тот, кто возьмет предмет, не отпуская рук и ног.
12. «Колечко»
Цель: Развивает внимание, быстроту реакции.
Материалы: колечко
Описание игры: Игроки разбиваются на пары, садятся в ряд. Руки соединяют в форме ложки и кладут их на колени. Ведущий (у него пары нет, держа в руке колечко, делает вид, что кладет его в руки игроков. Игрок, получивший кольцо, не должен говорить об этом другим. Ведущий, обойдя всех участников, говорит: «Человек с кольцом, встань!». По этой команде игрок с кольцом должен резко встать, а сосед по паре - ему помешать.
Правила игры: Если игрок с кольцом успевает встать, он признается победителем и становится ведущим. Бывший ведущий садится на его место. Если же игрок с кольцом не
сможет встать, он считается проигравшим. В этом случае ведущий снова раздает кольцо, которое запрещается давать одной и той же паре повторно. Если и в третий раз подряд не удается выявить победителя, то ведущий наказывается. Наказывается и игрок, который передал кольцо другому участнику. Проштрафившиеся должны исполнить песню или станцевать.
13. «Ямы»
Цель: Развивает координацию движений, глазомер и меткость.
Материалы: Мячи маленького размера, ямки, в одну линию на расстоянии 4 см. друг от друга.
Описание игры: Во дворе или в игровом поле выкапывают ямки, играют около 10 детей. Все должны пробежать одно расстояние и выбрать себе ямку. Дети, которым попадутся крайние ямы должны бросить мяч так чтобы он прокатился над ямами. Когда мячик остановится, ребенок на чьей яме остановился, должен взять его и попасть в кого-нибудь из бежавших детей. Тот, в кого он попадет, берет мяч и бросает в кого-то другого.
Правила игры: Если он промахивается, то остается в «Долгу» и делает метку над своей ямкой. В конце игры подсчитывают, у кого сколько «Долгов». «Должники» обязаны встать в ряд, и те, кто без «Догов», бросают в них мяч по три раза за каждый долг.
14. «Жмурки»
Цель: Развивает внимание и умение концентрироваться.
Материалы: Повязка на глаза ил шарф.
Описание игры: В эту игру могут играть 10 и более человек. Играющие встают в круг взявшись за руки. В круг становятся ведущий, 3-4 убегающих и 1 догоняющий. Ведущий завязывает глаза догоняющему. Крутит его на месте 5-6 раз, затем отпускает его. Убегающие не должны выходить за пределы круга.
Правила игры: Если догоняющий не поймает убегающих в отведенное время, то ведущий останавливает игру, развязывает ему глаза и штрафует его. Если же он поймает убегающих, то считается победителем.
15. «Водонос»
Цель: Развивает координацию движения, сосредоточенность, внимательность.
Материалы: 2 стакана наполненной водой, 2 пустых стакана, 2 ложки.
Описание игры: По четырем углам комнаты ставят по одному стакану: Два из них наполнены водой, а два пустые. командам выдается по одной ложке. Первые игроки от каждой команды должны добежать до стакана с водой, почерпнуть воды ложкой и, добежав до пустого стакана, вылить в него воду, затем передать ложку товарищу по команде.
Таким образом командам нужно перелить всю воду из одного стакана в другой.
Правили игру: Какая команда перельет воду быстрее и не прольет, считается победившей. Если у одной из команд воды меньше, та проигрывает. Учитывается качество работы.
16. «Петушиные бои»
Цель: Развивать выносливость, ловкость. Закреплять знания о технике безопасности.
Описание игры: Играющие встают в круг. На середину круга выходят два соперника и встают в исходное положение, беря правой рукой правой стопу правой ноги, согнутой через левую ногу. Прыгая на согнутой левой ноге, они толкают друг друга плечами. Игроки не должны отпускать рук.
Правила игры: Если один из игроков в ходе поединка отпустит руки и сядет на землю, то он считается проигравшим. Если же он сядет на землю, не отпустив руки, то у него есть право продолжить бой. При этом он не должен отпускать руки, когда будет вставать.
«Плетение бисера»
Цель: Развитие ловкости рук, глазомер, аккуратность, усидчивости.
Материалы: 2 сосуда с черным и красным бисером: по одному - для каждой команды, стол, стул. На расстоянии 10-15 м от участников, нитка длиной 20 см.
Описание игры: Игроки делятся на две команды по 8-9 человек. Ведущий приносит в каждом сосуде бисера ровно столько, сколько необходимо команде в зависимости от количества людей. Возле сосудов ведущий кладет нитки. Из каждой команды к сосуду должен подбежать один человек и нанизать на нитку по очереди сначала черный, а затем красный бисер. Затем второй игрок должен подбежать к сосуду и проделать тоже самое.
Правила игры: Команда, которая закончит быстрее и без ошибок, считается победителем.
«Урони полено»
Цель: Развивать ловкость, изворотливость, выносливость, равновесие.
Материалы: Полено высотой 50 см.
Описание игры: Играющие, взявшись за руки, встают в круг. В центре круга ставится полено. По команде игроки начинают быстро кружится, стараясь сделать так, что бы находящиеся вблизи полено участник уронил его. Но этот участник должен, наоборот, сделать все возможное, чтобы не сбить полено. При этом он не должен отпускать рук.
Правила игры: Уронивший полено выбывает из игры. Последние оставшиеся два человека встают друг против друга и начинают тянуть на себя, чтобы соперник уронил полено. Победителем считается тот, кто не уронил полено.
19. «Взбивание масла»
Цель: Развивать силовые качества, выносливость.
Материалы: Столб или сэргэ.
Описание игры: Ведущий сажает на землю возле столба, и тот обхватывает столб руками. За ним цепочкой садятся другие игроки, каждый - держась руками за пояс в впереди сидящего. Затем ведущий обращается к стоящему в стороне участнику: «Достань-ка зимние запасы!». Тот идет к сидящим людям и тянет к себе последнего из цепочки. Сидящие не должны разжимать рук.
Правила игры: Если кто - то из них отпускает руки, «Отрывающий» оттаскивает его в сторону. Так он должен добраться до игрока, обхватившего руками столб. Если «Отрывающий» не может оторвать всех людей от столба, его наказывают, заставив, обнять столб. Если же ему удается оторвать от столба всех, то они должны ему трижды поклонится.
20. «По следам черта»
Цель: Развивать координацию движений, глазомер и меткость.
Материалы: № 1 доска на высоте 1.20 см. с отверстием в середине - диаметром 1 см., палка длиной 12 см., № 2 доска толщиной 1 см., длиной 10 см. и шириной 7 см. с отверстием в середине – диаметром 0.5 см.
Описание игры: На полу чертят прямую линию длиной 8-10 м. Один конец линии упирается в стену или небольшую № 1 доску, на другом конце линии к полу прибивают дощечку № 2. Игрок берет в правую руку заостренную палку, левой рукой берется за правое ухо, наклоняется, вставляет палку заостренной стороной в отверстие и крутится вокруг дощечки девять раз, не закрывая глаз и не отпуская рук. Затем, не отпуская правое ухо и палку, игрок должен пройти по прямой линии к отверстию и воткнуть в него палку.
Правила игры: Если же игрок свернет с линии, он считается проигравшим.
Якутские национальные спортивные игры
1. «Кылыы» (прыжки на одной ноге)
Для детей рекомендуем выполнить два без остановочных прыжка и на третьем приземлится. Здесь следует обратить внимание на прямую постановку стопы, амплитудное движение рук и загребающие движение маховой ноги – «Нога как бы бежит». Кроме того, нужно обращать внимание на наклон – дети иногда накланяются вперед и иногда падают.
2. «Куобах» (Прыжки на двух ногах)
Наиболее доступный вид для детей дошкольного возраста, прыжки выполняются двумя ногами, при этом ноги расставлены на ширине плеч, туловище чуть наклонено вперед, ступни расположены параллельно, ноги согнуты в коленных суставах, руки отклонены назад. Особе внимание следует уделять приземлению, которое должно осуществляться на полусогнутые ноги и перекатом с пятки на носок. Занятие обязательно проводить на оптимально мягком, пружинистом покрытии. В процессе тренировке возможно использование Парамоновых матов для увеличения скоростном – силовой нагрузки на мышцы. Для детей достаточно выполнение 3- 4 прыжков от метки до метки, а расстояние меток колеблется от 40 – 70 см. и зависит от возможностей детей и их возраста.
3. «Ыстанга» (Прыжки с ноги на ногу)
Наиболее трудно выполняемое упражнение координационного характера, поэтому широко не применяется, используется только для ознакомления. Представляют собой прыжки с ноги на ногу с приземлением на полную стопу, руки согнуты в локтевом суставе и двигаются вперед – назад. Трудно выполняемыми считаются одновременные согласованные разноименные движения рук и ног.
1. «Мас тардыhыыта» (Перетягивание палки)
Для проведения состязания необходимо приготовить 1,5 – 30 см., палку диаметром 1,5Х 1,5 см., длиной 80 см. Дети садятся друг против друга, упираясь прямыми или согнутыми ногами о доску, положение руки произвольное, голова и туловище составляют одну прямую линию. По сигналу соперники начинают перетягивать палку. Данное упражнение относится к статодинамическому виду двигательной активности, вызывает большое напряжение мышц и кратковременный спазм внутренних органов. Который сопровождается последующим активным приливом крови к внутренним органам в фазе расслабления. Много разовые повторы не желательны, дается одна попытка. Победителем объявляют того, у кого в руках и на чьей стороне окажется палка. Вес противника не учитывается. Прежде чем провести само состязание, следует организовать недельную опережают подготовку основных участвующих в работе мышц в конкретном функциональном режиме нагрузки. Рекомендуются упражнения статического характера и статодинамического характера (Упражнения на шведской стенке), «Ходьба» на руках по веревочной лесенке и т. д.