Ольга Гордеева
Кружковая работа в средней группе «Маленькие Эйнштейны»
▼ Скачать + Заказать документы
«Маленькие Эйнштейны».
2022-2023 гг.
Пояснительная записка
АКТУАЛЬНОСТЬ
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Публикация «Кружковая работа в средней группе „Маленькие Эйнштейны“» размещена в разделах
Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Также экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.
Проанализировав исследования Н. Н. Поддьякова, который считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? Зачем? Как? Что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Цель: развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
Познавательные:
• Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.
• Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие:
• Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
• Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
• Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
• Стимулировать желание детей экспериментировать.
• Формировать коммуникативные навыки.
Планируемые результаты освоения программы
В ходе реализации задач по познавательному развитию предполагается, что дети приобретут:
- представления о свойствах веществ;
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;
- навыки исследовательской деятельности;
- необходимые знания об объектах и их свойствах.
Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Реализация программы предполагает специально организованное занятие, в процессе которого воспитанники получают навыки и знания по изучаемым темам. Занятие проводится в форме экспериментальной деятельности во второй половине дня, два раза в месяц, с сентября по май. Продолжительность занятий соответствует возрастным особенностям дошкольников: 3-4 лет - 15 минут.
Содержание учебного плана
Раздел 1. Формирование представлений у детей о свойствах песка – 2ч.
Данный раздел знакомит детей с предметами неживой природы; развивает любознательность в ходе проведения опытов; пополняет и активизирует словарь у детей на основе углубления знаний об объектах неживой природы. Дети знакомятся со свойствами песка, учатся делать выводы в ходе экспериментирования; согласовывать прилагательные с существительными, делать логические заключения.
Раздел 2. Формирование представлений у детей о свойствах воды – 2ч.
Данный раздел учит детей видеть разное состояние воды (теплое, холодное); делать умозаключение. Также способствует расширению словаря за счет прилагательных обозначающих свойства воды. Дети учатся называть состояние воды, используя в речи имена прилагательные, согласовывая их с именами существительными.
Раздел 3. Формирование представлений у детей о свойствах растений – 2ч.
Данный раздел расширяет знания о состоянии растений осенью. Способствует формированию диалогической речи у детей. Дети учатся с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов.
Раздел 4. Формирование представлений у детей о свойствах воздуха – 2ч.
Данный раздел развивает свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащает словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.); развивает наблюдательность, любознательность мышление, память. Дети учатся называть свойства воздуха; делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов.
Раздел 5. Формирование представлений у детей о свойствах камней – 2ч.
Данный раздел расширяет знания о разнообразии камней в природе, их значении в жизни человека, с природными и искусственными камнями. Способствует формированию диалогической речи у детей. Дети учатся называть свойства камней; делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов; проявлять интерес к познанию и окружающей нас природе.
Раздел 6. Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела – 2ч.
Данный раздел знакомит с понятием «температура»; формирует представления о приборе для измерения температуры - термометре; учит сравнивать разные виды термометров; расширяет словарный запас детей.
Раздел 7. Развитие познавательно-исследовательской деятельности – 7ч.
Данный раздел знакомит детей с мельчайшими организмами (грибками); знакомит детей с космическими предметами. Развивает любознательность в ходе проведения опытов. Формированию у детей представлений о свете, как о прямолинейно распространяющихся лучах. Знакомит детей с понятием «солнца как источника света и тепла в жизни всего живого».
Календарный учебный график
Название месяца Тема занятия Содержание, форма проведения Оборудование (материал, атрибуты, игры)
Сентябрь
«Мир песка» Занятие №1
«Песочная страна»
Занятие №2 «Сырой и сухой песок» Выявить свойства песка, почему песок хорошо сыплется? ( выявить свойства песка: сыпучесть, рыхлость). Стакан с песком, тарелка, для каждого ребёнка маленькие тарелочки для экспериментирования, палочки, лупа.
Октябрь
«Мир растений»
Занятие №1Значение воды в жизни растений
Занятие:№2 «Растения и вода»
Занятие №3 «Скользкие листья» Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений, теряют ли листья влагу? Листья деревьев, вода, лупа, вазелин, фломастер, баночки.
Занятие №3
Рисование «Осенний цветок»
Занятие №4 «Такие разные растения» Учить детей видеть красоту природных объектов, разнообразие цвета; передавать увиденное в своем рисунке. Альбомный лист с карандашными контурами трёх небольших кругов, гуашь розового, жёлтого, сиреневого и зелёного цвета, три кисти (на каждого ребёнка, картинки, открытки, иллюстрации с изображением астр (на доске, бумажная салфетка, акварель.
Ноябрь
«Мир воды» Занятие№1 «Теплая капелька» Познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы. Воспитывать аккуратность при работе с водой. Баночки, вода разной температуры, градусник.
Занятие №2 «Волшебная кисточка»
Занятие №3 Чтение Н. А. Рыжова «Жила-была река»
Занятие №4 «Чистая и грязная вода» Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.
Формировать представление детей о значимости чистой воды в жизни человека, проблеме загрязнения. Гуашь, кисти, палитра, вода, салфетки.
Декабрь
«Мир воздуха» Занятие №1-2
Поиски воздуха
Занятие №2 «Тепло в воздухе»
Занятие №3 «Сколько весит воздух?»
Занятие №4 «Всюду воздух» Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. Воздушные шары, нитка, электронные весы, пакетик, трубочка.
Январь
«Мир камней» Занятие
№1
Опыт «Почему камни бывают» разноцветными?
Занятие №2 «Как вода камень разрушает?»
Занятие №3 «Плавучий камень» Показать детям с помощью пластилина каменные пласты, которые образуются миллионами лет.
Смоделировать силу и воздействия воды
Показать детям, что пемза плавает и не тонет в воде. Баночки с водой, коллекция камней, электронные весы, пемза, пластилин.
Занятие№4
«Камни пишут и рисуют» Учить детей рисовать простым карандашом-грифелем, углем. Альбомный лист, простой карандаш, уголь.
Февраль
«Мир температуры» Занятие№1
«Термометр» Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. Термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; два стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) на каждого ребенка.
Занятие
№2
Изготовление модели «Термометр». Учить детей показывать температуру выше или ниже нуля с помощью модели. Цветная и белая бумага, фломастеры, ножницы.
Март
«Мир химии» Занятие №1
Опыт №1 Выращивание грибка под названием «Хлебная плесень». Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия. Контейнер с крышкой, хлеб.
Занятие №2
Опыт №2 «Красочный сахар» Учить детей с помощью пищевых красителей получать красочный сахар Кусковой сахар, тарелочка, пипетка, пищевые красители.
Апрель
«Мир космоса» Занятие№1
Опыт№1 «Полет в космосе»
Беседа и просмотр презентации
«Что такое метеориты?» Учить детей делать планирующую машину
Дать представление о метеоритах, показать, что происходит с ними при прохождении внутри атмосферы Земли Шарик, нитка, трубочка
Занятие №2
Аппликация «Ракета» Учить детей делать работы в технике обрывания, развивать моторику рук. Материалы для аппликации.
Май
«Мир солнца» Занятие №1
Опыт №1 с парафином
Опыт №2 «Граненое стеклышко».
Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина. Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета.
Расширить представления детей о тени - тень имеют все предметы, она имеет конфигурацию того предмета, от которого получена. Кусочки парафина, игрушечные сковородки, палочки для размешивания парафина, тряпочки. деталь от хрустальной люстры, зеркало.
Занятие №2
Поделка «Солнышко» Научить новым приемам ручного труда, работе с ножницами. Материалы для аппликации.
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Способы и направления поддержки детской инициативы
Экспериментирование для установления связей и закономерностей, развития идей.
Экспериментирование – практические действия для конкретизации понятий.
• Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.
• Образно смысловые задания с учетом возможностей детей.
• Проблемные вопросы, задающие детям разные типы поисков ответа – единственно верного и разных вариантов «верных» ответов.
•Дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительное отношение к неточностям, ошибкам в их деятельности.
• Проектирование содержания, которое дети и взрослые могут обсудить в группе и дома.
Методы и приемы организации опытно - экспериментальной деятельности:
• эвристические беседы, дискуссии;
• наблюдения за объектом;
• постановка и решение вопросов проблемного характера;
• моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой природе);
• проведение опытов и экспериментов;
• фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;
• ситуация выбора.
2.5 Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников
- консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников», «Опыты в домашних условиях», «Экспериментирование и наблюдение во время прогулок», видео-презентации.
2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Оснащение уголка экспериментирования колбами, баночками с мерной строчкой, кинетическом песком, перчатками, лопатками, а также водой, красками, гербарием, природным материалом, различными видами коллекций.
МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Показатели В,С, Н: В – высокий (сформирован); С - средний (находится в стадии формирования); Н – низкий (не сформирован)
Примечание:
• показатель "сформирован" означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.
• показатель "находится в стадии формирования" означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
• показатель "не сформирован" означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит.
Критерии для определения уровня сформированности показателей:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности:
• Выделяет отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина, умеет сравнивать и группировать их по этим признакам.
• Имеет обобщенные представления о предметах и явлениях, устанавливает простейшие связи между ними.
• Выделяет признаки предметов (цвет, форму, величину, вес).
• Рассказывает о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объясняет целесообразность изготовления предмета из определенного материала
• Устанавливает связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.
• Развито умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.);
• Подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).
• Развиты первичные навыки в проектно- исследовательской деятельности.
Ознакомление с миром природы:
• Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку.
• Умеет узнавать и называть 3–4 вида деревьев.
• Имеет представление о некоторых насекомых (муравей,
• бабочка, жук, божья коровка).
• Знает некоторые фрукты, овощи, ягоды и грибы.
• Называет времена года в правильной последовательности.
• Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
• Знает способы ухода за травянистыми растениями. Имеет представление об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).