Анна Сидоренкова
Кружок «Чудесница». Знакомство детей с различными техниками рукоделия
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок . Знакомство детей с различными техниками рукоделия
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка» г. Семилуки
КРУЖОК «ЧУДЕСНИЦА»
(знакомство детей с различными техниками рукоделия
бесшовный печворк, квилинг, тестопластика, декупаж)
Программа по развитию у детей творческих способностей
средствами художественного продуктивного творчества
рассчитана на 2 года обучения
Возраст детей 5-7 лет
Программа разработана
педагогом Сидоренковой А. В.
Публикация «Кружок „Чудесница“, Знакомство детей с различными техниками рукоделия» размещена в разделах
г. Семилуки
2018 год.
Содержание
Пояснительная записка
Актуальность
Цель и задачи программы
Прикладные техники
Содержание занятий
Материальное обеспечение
Формы работы
Работа с родителями
Предполагаемый результат
Содержание кружковой работы
Примерный тематический план занятий
Список литературы
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Наше время требует творческих, нестандартных, мыслящих и действующих во благо развития личности и общества людей. Поэтому социальный заказ общества – развитие у детей творческих способностей, умения мыслить не по шаблону, не бояться высказывать мнение отличающиеся от общепринятого, видеть необычное в обычном. Занятия с детьми продуктивными видами деятельности являются необходимой частью развивающего обучения. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память, т. е. разносторонние психические процессы, воспитывается легкость и быстрота овладения знаниями и умениями. Таким видом художественно-творческой деятельности является декорирование. Оно включает в себя несколько направлений: тестопластику, лоскутную аппликацию, квилинг, декупаж и др.
«Декорировать» – придавать чему-либо красивый вид, художественное оформление. Занятия декорированием с детьми старшего дошкольного возраста дают возможность научиться работать с разнообразным материалом, фантазировать, делать своими руками симпатичные поделки, благоприятны для развития социальных взаимоотношений. Кроме развития творческих способностей использование нетрадиционных техникспособствует воспитанию усидчивости, внимания, умению действовать по инструкции, профилактике гиперактивности детей.
Актуальность
Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе изготовления творческой работы.
Цели и задачи кружка
Цель: Работа кружка направлена на развитие художественно – творческой деятельности детей 5-7 лет в ДОУ.
Основные задачи кружка :
1. Познакомить детей с техникой работы : с тканью, нитками, клеем, салфетками и др. вспомогательными материалами.
2. Обучить детей различным приемам преобразования бумаги и ткани с использованием дополнительного материала.
3. Научить детей пользоваться наглядным материалом.
4. Обучить подбору сочетающихся между собой материалов.
5. Приучать детей преодолевать трудности.
6. Познакомить детей с правилами техники безопасности в работе с различными материалами (тканью, нитками, клеем, ножницами, салфетками и др.).
7. Развивать интерес к созидательному труду.
8. Развивать у детей фантазию, творчество, воображение, умение видеть необычное в обычных предметах.
9. Способствовать развитию конструктивных умений.
10. Развитие художественно - творческих способностей детей.
11. Развивать мелкую моторику пальцев.
12. Предоставить детям большую свободу в выборе материала.
13. Развивать умение создавать образ, композиции и т. п. дополняя более мелкими, характерными деталями, делая работу более выразительной.
14. Научить детей переживать чувство радости от самостоятельно выполненной работы.
15. Воспитывать у детей художественно – эстетический вкус.
Прикладные техники
Бесшовный печворк - шитье из остатков ткани. Сочетание разных лоскутов, их цветов и форм позволяет создавать настоящие живописные картины. Доказательство тому – бесшовные картины в этой технике. Возникли они во времена, когда в Японии ввели ограничение на импорт китайских тканей. Суть "рисования тканью" заключается в следующем: в качестве заготовки бралась гладкая дощечка. На нее наносился контурный рисунок. По контурам прорезались небольшие узкие бороздки. Благодаря им ткань и держалась на будущем полотне. Далее работа мастера заключалась в том, чтобы вырезать нужного цвета и размера лоскут и заправить его в подготовленные борозды. Кусок ткани как будто натягивался на деревянной заготовке. Картины в этой технике, которая называется кинусайга, немного напоминают витражи, с той лишь разницей, что они непрозрачны. В наши дни это искусство немного преобразилось. Сегодня в качестве заготовки используется пенопласт, который не требует предварительного проделывания бороздок. Конечно, изделия в технике кинусайга имеют исключительно прикладной характер.
Квилинг-то, прежде всего, рукоделие, которое не занимает много времени. Кроме того, оно совершенно несложное в исполнении. Квиллинг-поделки создаются путем скручивания цветной бумаги особым способом. Еще одним названием квиллинга является бумажная мозаика. Сравнить это искусство можно с ювелирным. Его суть – придать бумажным полосам необходимую форму, с помощью которой в дальнейшем можно будет создать очаровательную композицию.
Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера. Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.
Декупаж - техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету и далее покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта.
Содержание занятий первого года обучения:
1. Занятия направлены на развитие творческих способностей детей старшей группы.
2. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
3. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
4. Интегрировать виды деятельности в разных вариантах их сочетания между собой.
5. Развивать чувство формы, цвета, композиции, пропорции.
6. Создание условий для коммуникативной деятельности детей.
7. Развитие связной речи.
8. Воспитывать интерес к изобразительному искусству, эстетическое отношение к окружающему миру, обогащать эмоциональную сферу ребенка.
Содержание занятий второго года обучения :
1. Занятия направлены на развитие умения экспериментировать с различными материалами, инструментами, изобразительными техниками.
2. Развития творческих способностей детей подготовительной группы, второго года обучения. Проведение и закрепление ранее изученных технических характеристик отдельных видов творчества (занятия с использованием различных техник).
• Способствует уверенности в своих силах.
• Помогает детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
• Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
• Способствует возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
• Развитию описательной, комментирующей функции речи.
Материальное обеспечение:
• Компьютер – для показа готовых работ изготовленных в данной технике;
• лоскутки ткани, пенопласт; клей, ножницы;
• полоски для квилинга, зубочистки, шаблоны из бумаги; цветной картон, цветная бумага, клей карандаш;
• мука, соль, крахмал, гуашь и кисти; цветные салфетки, акриловый лак для фиксации.
Формы работы (индивидуальные, подгрупповые, групповые) :
Игра – использование игры, позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Беседа, работа с наглядным материалом.
Практические упражнения для отработки необходимых навыков. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии.
Задача каждого занятия – освоение нового технологического приема или совершенствование ранее изученных приемов. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел.
Работа с родителями
В работе кружка принимают участие и родители воспитанников. Руководитель кружка организует совместные занятия для детей и родителей. Родители на практике видят, каких результатов добились их дети и приобретают знания для дальнейшего их развития в семье. Ребенок чувствует себя более уверенно в роли воспитателя, обучающего своих маму и бабушку, испытывает гордость за них.
Ожидаемые результаты
В результате обучения в кружке дети должны уметь :
правильно пользоваться необходимыми инструментами для обработки материалов;
самостоятельно изготавливать изделие по образцу, схеме;
выполнять работы в технике айрис-фолдинг;
выполнять работы в технике квилинг;
изготавливать лоскутные аппликации из ткани.
Формы подведения итогов реализации программы:
- выставки работ детей в детском саду;
-дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
-творческий отчет руководителя кружка на педсовете.
Литература:
1. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 256с.
8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий. /Под ред. Грибовской А. А. – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
9. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
10. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
11. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – С. -Пб. : «Детство Пресс», 2004. – 128с.
14. Колль М. -Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144
15. Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».