МААМ-картинки

Круглый стол «Значение народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников»

ольга папшева
Круглый стол «Значение народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников»

Цель круглого стола - актуализация знаний родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей через приобщение к национальной культуре.

Задачи:

- Обогатить представления о формах, методах и средствах работы дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию;

- Развивать творческую активность и инициативу родителей;

- Повысить интерес родителей к расширению своих знаний о русской народной культуре;

- В игровой форме проанализировать компетенции родителей в области русского устного и прикладного народного творчества, обычаев и традиций древних славян.

- Вызвать интерес родителей к данной теме.

Форма проведения: Посиделки за круглым столом.

Предварительная работа: Изучение методической литературы, анкетирование родителей, подготовка материалов и оборудование для проведения круглого стола.

Материалы и оборудование: бабушкин сундук с набором атрибутов, набор масок-шапочек для инсценировки сказки «Репка», набор шумовых инструментов, аудиосистема, диск с фонограммами, пироги на подносе и другие угощения для проведения чаепития, национальные костюмы.

План проведения мероприятия:

1. Вступительное слово

2. Практическая часть

Задание 1: Скажи пословицу иначе

Задание 2: Игра «Живой оркестр»

Задание 3: Бабушкин сундук

Задание 4: Расскажи сказку

Задание 5: Знатоки старины

Задание 6: Колыбельная песня – удивительный дар прошлого.

3. Подведение итогов работы круглого стола

Добрый день, уважаемые коллеги!

Представляем вашему вниманию мероприятие – круглый стол «Значение народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников»

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине».

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края?

«Трудно предвидеть, каков будет человек через 1000 лет, но отнимите у современного человека этот медленно и трудно нажитый скарб обрядов, обычаев, всяких условностей – и он растеряется, утратит свое житейское уменье, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова».

Ключевский В. О.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры, песни формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

Задача не только педагогов, но и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Приглашаем за круглый стол родителей наших воспитанников

Ведущая: Здравствуйте уважаемые родители! Очень рада Вас видеть в нашем зале. Вы знаете, оказывается, в разных странах по-разному здороваются. Хотите узнать как? Вот, например, в одних странах в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди. В других обмениваются рукопожатиями и поцелуями в обе щеки. Жители Крайнего Севера трутся носами. Русские в качестве приветствия пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатием. В прежние времена этот жест означал: в моей руке нет оружия, мои намерения чисты (родители здороваются друг с другом).

2. Практическая часть

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь, это относится к нашему прошлому. Что заботило, радовало и тревожило людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели, что передавали своим детям и внукам?

С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили наши предки? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.

Очень часто за событиями и за сутолокою дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

Стали более привычны нам полёты на Луну.

Вспомним старые обычаи!

Вспомним нашу старину!

Ведущая: Дорогие родители, а теперь предлагаю вам немного проявить свои интересы об обычаях и традициях наших предков. Первая страница нашего круглого стола называется:

Задание 1: Скажи иначе пословицу

Ведущая:

Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

1. «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».

2.«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».

3.«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

4. «Кто воду носит, тот и кувшин ломает» (турецкая) - «Не ошибается тот, кто ничего не делает».

5.«Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить» (лезгинская). «Бодливой корове Бог рогов не дает».

6.«Как постелешь, так и поспишь» (гагаузская). «Как аукнется, так и откликнется»

7. «На море много черного, но не все это тюлени» (финская). «Не все то золото, что блестит».

8. «Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (ассирийская). «У семи нянек дитя без глазу»

9. «Во рту козла – трава сладкая» (персидская). «На вкус и цвет товарища нет»

10. «Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская). «Муж и жена – одна сатана».

Следующая страница нашего круглого стола…

Задание 2: Игра «Живой оркестр»

Ведущая: Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга, полевые работы, рождение, свадьбу.

Педагог С. Миропольский говорил: «Народная наша музыка служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться. Музыка всегда отражала эмоции русской народной души.

Родителям предлагается выйти в середину зала и с помощью русских народных инструментов подыграть под мелодию «Барыня», «Калинка».

Задание 3: Бабушкин сундук

Ведущая: Славяне издревле отличались почитанием старших. Взаимоотношения детей и родителей в крестьянской семье строились на любви и ласке (к этому стремились, это считалось правильным, необходимым). Важным элементом народной педагогики было воспитание у детей уважительного отношения к старшим, и прежде всего к своим родителям, что отразилось и в целом ряде пословиц: «Почитай старших — сам стар будешь», «Старых почитай, молодых поучай», «Посади деда на печь, тебя внуки посадят», «Нет дружка против родного батюшки, нет подружки против матушки».

Уважаемые родители, сейчас мы с Вами поиграем в игру «Бабушкин сундук». Для игры используется сундук, в котором находятся несколько предметов, необходимых для успешного воспитания ребенка.

Ведущая поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов в воспитании детей. Родители вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.

В сундуке находятся:

- большая красивая книга русских народных сказок;

- альбом и краски;

- букварь;

- банка варенья, шоколад, конфеты;

- мягкая игрушка;

- старинные семейные фотографии;

- игрушки бабушек и дедушек;

- открытки достопримечательностей села;

- картинки с изображением орденов и медалей;

- пилотка;

- пряники, ватрушки;

- кулинарная книга;

- спортивные атрибуты;

- рыбий жир.

Задание 4: Расскажи сказку

Ведущая:

А сегодня предлагаем родителям стать актёрами. Родители при помощи масок – шапочек показывают сказку «Репка»

(Музыкальная сказка).

Задание 5: Знатоки старины

Ведущая: Народ проявлял свои творческие устремления и способности в труде и быту. В мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.

Сейчас я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них.

1. Какая самая распространенная на Руси обувь (Лапти)

2. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственного изготовления, которое невеста брала на посиделки. Что это? (Прялка)

3. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб)

4. Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)

5. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)

6. Назовите столицу былинной Руси (Стольный Киев-град)

7. Назовите современное значение старославянского слова Длань (Ладонь)

8. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их (Чёрный, красный, золотой)

9. Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)

10. Русский сосуд самобытной формы для питья, не встречавшийся ни в одной из других стран мира. (Ковш)

11. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку? (Косоворотка)

12. Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка)

13. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)

14. Какой языческий праздник связала народная молва с наступлением весны? (Масленица)

15. Старинный женский головной убор замужней женщины? (Кокошник)

16. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство (Лучина)

Задание 6: «Колыбельная песня – удивительный дар прошлого…»

Ведущая: Народ всегда жил с песней в те времена. Исполняли колядки, веснянки, масленичные, купальские песни, пели покосные, жатвенные песни, свадебные песни и другие. Но незаменимой была и остаётся колыбельная песня. Песня была проста, но высокохудожественна. Текст колыбельной песни так же нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить ничем молока матери для младенца…

В древности колыбельные песни считались защитным оберегом, который может передать только мать. На Востоке про неудачливого и не очень хорошего человека говорят: «Ему мать колыбельные песни не пела».

Предлагаем вашему вниманию колыбельные в исполнении родителей. (русская народная, мордовская, татарская)

3. Подведение итогов работы круглого стола.

Ведущая: Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. А ведь русский фольклор – песни, былины, сказки, православные праздники, проводимые с такой широтой, размахом, весельем, – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего».

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»

Желаем всем здоровья, благополучия и мира.

Спасибо всем за внимание и участие в нашем мероприятии.

Публикации по теме:

Консультация для родителей о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «Мы помним!» Уважаемые родители каждый год в одно и тоже время мы с вами и наши детки отмечаем один праздник, «День победы!», но что это за праздник.

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Круглый стол с учителями начальной школы «Методическое объединение — центр коллективного творчества» Круглый стол «Методическое объединение-центр коллективного творчества» Цель: обсудить проблемы, возникшие при организации работы методического.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Круглый стол «Значение народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников»
Опубликовано: 10 октября 2024 в 20:17
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Круглый стол «Значение народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем ольга папшева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД