Ольга Папшева
Круглый стол «Значение народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать +Заказ
Цель круглого стола - актуализация знаний родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей через приобщение к национальной культуре.
Задачи:
- Обогатить представления о формах, методах и средствах работы дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию;
- Развивать творческую активность и инициативу родителей;
Публикация «Круглый стол „Значение народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Круглый стол для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Повысить интерес родителей к расширению своих знаний о русской народной культуре;
- В игровой форме проанализировать компетенции родителей в области русского устного и прикладного народного творчества, обычаев и традиций древних славян.
- Вызвать интерес родителей к данной теме.
Форма проведения: Посиделки за круглым столом.
Предварительная работа: Изучение методической литературы, анкетирование родителей, подготовка материалов и оборудование для проведения круглого стола.
Материалы и оборудование: бабушкин сундук с набором атрибутов, набор масок-шапочек для инсценировки сказки «Репка», набор шумовых инструментов, аудиосистема, диск с фонограммами, пироги на подносе и другие угощения для проведения чаепития, национальные костюмы.
План проведения мероприятия:
1. Вступительное слово
2. Практическая часть
Задание 1: Скажи пословицу иначе
Задание 2: Игра «Живой оркестр»
Задание 3: Бабушкин сундук
Задание 4: Расскажи сказку
Задание 5: Знатоки старины
Задание 6: Колыбельная песня – удивительный дар прошлого.
3. Подведение итогов работы круглого стола
Добрый день, уважаемые коллеги!
Представляем вашему вниманию мероприятие – круглый стол «Значение народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников»
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине».
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края?
«Трудно предвидеть, каков будет человек через 1000 лет, но отнимите у современного человека этот медленно и трудно нажитый скарб обрядов, обычаев, всяких условностей – и он растеряется, утратит свое житейское уменье, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова».
Ключевский В. О.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры, песни формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Задача не только педагогов, но и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
Приглашаем за круглый стол родителей наших воспитанников
Ведущая: Здравствуйте уважаемые родители! Очень рада Вас видеть в нашем зале. Вы знаете, оказывается, в разных странах по-разному здороваются. Хотите узнать как? Вот, например, в одних странах в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди. В других обмениваются рукопожатиями и поцелуями в обе щеки. Жители Крайнего Севера трутся носами. Русские в качестве приветствия пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатием. В прежние времена этот жест означал : в моей руке нет оружия, мои намерения чисты (родители здороваются друг с другом).
2. Практическая часть
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь, это относится к нашему прошлому. Что заботило, радовало и тревожило людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели, что передавали своим детям и внукам?
С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили наши предки? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
Очень часто за событиями и за сутолокою дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
Стали более привычны нам полёты на Луну.
Вспомним старые обычаи!
Вспомним нашу старину!
Ведущая: Дорогие родители, а теперь предлагаю вам немного проявить свои интересы об обычаях и традициях наших предков. Первая страница нашего круглого стола называется :
Задание 1: Скажи иначе пословицу
Ведущая:
Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
1. «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».
2.«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».
3.«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
4. «Кто воду носит, тот и кувшин ломает» (турецкая) - «Не ошибается тот, кто ничего не делает».
5.«Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить» (лезгинская). «Бодливой корове Бог рогов не дает».
6.«Как постелешь, так и поспишь» (гагаузская). «Как аукнется, так и откликнется»
7. «На море много черного, но не все это тюлени» (финская). «Не все то золото, что блестит».
8. «Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (ассирийская). «У семи нянек дитя без глазу»
9. «Во рту козла – трава сладкая» (персидская). «На вкус и цвет товарища нет»
10. «Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская). «Муж и жена – одна сатана».
Следующая страница нашего круглого стола…
Задание 2: Игра «Живой оркестр»
Ведущая: Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга, полевые работы, рождение, свадьбу.
Педагог С. Миропольский говорил: «Народная наша музыка служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться. Музыка всегда отражала эмоции русской народной души.
Родителям предлагается выйти в середину зала и с помощью русских народных инструментов подыграть под мелодию «Барыня», «Калинка».
Задание 3: Бабушкин сундук
Ведущая: Славяне издревле отличались почитанием старших. Взаимоотношения детей и родителей в крестьянской семье строились на любви и ласке (к этому стремились, это считалось правильным, необходимым). Важным элементом народной педагогики было воспитание у детей уважительного отношения к старшим, и прежде всего к своим родителям, что отразилось и в целом ряде пословиц: «Почитай старших — сам стар будешь», «Старых почитай, молодых поучай», «Посади деда на печь, тебя внуки посадят», «Нет дружка против родного батюшки, нет подружки против матушки».
Уважаемые родители, сейчас мы с Вами поиграем в игру «Бабушкин сундук». Для игры используется сундук, в котором находятся несколько предметов, необходимых для успешного воспитания ребенка.
Ведущая поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов в воспитании детей. Родители вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.
В сундуке находятся:
- большая красивая книга русских народных сказок;
- альбом и краски;
- букварь;
- банка варенья, шоколад, конфеты;
- мягкая игрушка;
- старинные семейные фотографии;
- игрушки бабушек и дедушек;
- открытки достопримечательностей села;
- картинки с изображением орденов и медалей;
- пилотка;
- пряники, ватрушки;
- кулинарная книга;
- спортивные атрибуты;
- рыбий жир.
Задание 4: Расскажи сказку
Ведущая:
А сегодня предлагаем родителям стать актёрами. Родители при помощи масок – шапочек показывают сказку «Репка»
(Музыкальная сказка).
Задание 5: Знатоки старины
Ведущая: Народ проявлял свои творческие устремления и способности в труде и быту. В мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.
Сейчас я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них.
1. Какая самая распространенная на Руси обувь (Лапти)
2. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственного изготовления, которое невеста брала на посиделки. Что это? (Прялка)
3. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб)
4. Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)
5. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)
6. Назовите столицу былинной Руси (Стольный Киев-град)
7. Назовите современное значение старославянского слова Длань (Ладонь)
8. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их (Чёрный, красный, золотой)
9. Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)
10. Русский сосуд самобытной формы для питья, не встречавшийся ни в одной из других стран мира. (Ковш)
11. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку? (Косоворотка)
12. Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка)
13. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)
14. Какой языческий праздник связала народная молва с наступлением весны? (Масленица)
15. Старинный женский головной убор замужней женщины? (Кокошник)
16. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство (Лучина)
Задание 6: «Колыбельная песня – удивительный дар прошлого…»
Ведущая: Народ всегда жил с песней в те времена. Исполняли колядки, веснянки, масленичные, купальские песни, пели покосные, жатвенные песни, свадебные песни и другие. Но незаменимой была и остаётся колыбельная песня. Песня была проста, но высокохудожественна. Текст колыбельной песни так же нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить ничем молока матери для младенца…
В древности колыбельные песни считались защитным оберегом, который может передать только мать. На Востоке про неудачливого и не очень хорошего человека говорят: «Ему мать колыбельные песни не пела».
Предлагаем вашему вниманию колыбельные в исполнении родителей. (русская народная, мордовская, татарская)
3. Подведение итогов работы круглого стола.
Ведущая: Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. А ведь русский фольклор – песни, былины, сказки, православные праздники, проводимые с такой широтой, размахом, весельем, – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью : «Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего».
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»
Желаем всем здоровья, благополучия и мира.
Спасибо всем за внимание и участие в нашем мероприятии.