Папки-передвижки

Круглый стол с родителями на тему «Кризис 3-х лет»

Екатерина Семенова
Круглый стол с родителями на тему «Кризис 3-х лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Круглый стол с родителями на тему :Кризис трех лет. Как быть?

Цель - познакомить родителей с особенностями проявления кризиса, обсудить возможные пути выхода из трудных ситуаций.

Приветствие. В жизни каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг превращается из розовощекого, очаровательного карапуза с пухлым ручками и ножками в самостоятельного и независимого человечка. Как правило, такие изменения происходят в 3 года. Психологи называют этот сложный период кризисом трех лет.

Публикация «Круглый стол с родителями на тему „Кризис 3-х лет“» размещена в разделах

Если родители его заметили и поняли, что пора перестроиться и изменить прежнее отношение к ребенку, этот период может пройти достаточно гладко и безболезненно. В случае, когда между родителями и ребенком теплые, дружеские отношения, в семье царит доброжелательная атмосфера, родители даже удивятся, если им кто-то скажет, что их ребенок находится на сложном этапе развития.

Но если родители не осознали, что прежние методы общения с ребенком уже неактуальны на новом возрастном этапе, тот может превратиться в совершенно неуправляемого маленького упрямца, который видит свою главную задачу в том, чтобы противоречить окружающим и капризничать.

1. Что должны уметь дети к 3 м годам

"Классический" список умений и навыков ребенка 3-х лет

(родителям предлагается перечень основных умений, которые должны быть сформированы к 3-м годам) идет обсуждение.

•Ест самостоятельно, аккуратно, умеет хорошо пережевывать пищу, использует ложку и чашку.

•Одевается самостоятельно (без застегивания): надевает нижнее белье, носки, штаны, обувь, шапку и т. д.

•Самостоятельно моет и вытирает руки и лицо, начинает пользоваться носовым платком.

•Просится в туалет, используя слова, умеет самостоятельно справляться со своими нуждами.

•Знает свои вещи.

•Начинает самостоятельно убирать игрушки, иногда убирает их с помощью взрослого.

Индивидуальные особенности:

•Употребляет в речи местоимения «я», «мой».

•Понимает слова «нельзя», «надо».

•Любит, когда ему читают книжки.

•Рассматривает картинки, может рассказать короткими предложениями, что на них изображено.

•Любит слушать музыку, танцевать.

•Любит рисовать.

Развитие общения и игры:

•В игре подражает действиям взрослых, может развивать несложный сюжет.

•Любит строить из деталей конструктора.

•Любит играть с другими детьми в подвижные и настольные игры.

•Вступает в общение с окружающими взрослыми и другим детьми.

•По просьбе взрослого может оказать помощь: подать или пру нести что-либо.

•Умеет соблюдать нормы и правила группового взаимодействия

Развитие речи:

•Понимает обращенную к нему речь.

•Самостоятельно строит предложения из 3-4 слов.

•Умеет пересказать сюжет любых сказок.

•Может ответить на вопросы взрослого.

•Может составить небольшой рассказ (3-4 простых предложения).

Сенсорное развитие:

•Знает основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый). •

•Знает домашних и диких животных, фрукты и овощи. |

•Владеет эталонами величины (большой - маленький, широкий - узкий, высокий - низкий и др.).

Продуктивная деятельность:

•Самостоятельно делает постройки (дом, шалаш).

•Умеет рисовать несложные изображения (солнышко, елочка, снеговик и др.).

•Умеет лепить из теста (неваляшка, тортик, уточка и др.).

Итог обсуждения: не зря кризис 3-х лет проходит под девизом «я сам!», если у ваших детей нет каких то умений, то ваша задача- ненавязчиво помочь их приобрести (а что они должны знать и уметь- вы теперь знаете).

2. Что же это за кризис и как реагировать взрослым на его проявления?

Психолог рассказывает об основных симптомах, характерных для поведения ребенка в период кризиса трех лет и выделенных Л. С. Выготским (Монина Г. Б., Лютова Е. К. Проблемы маленького ребенка. СПб. : Речь 2002.). При этом использует наглядные пособия, где каждый признак обозначен на цветном листе.

Негативизм. Многие родители жалуются на своих детей, которые вдруг стали делать все наперекор взрослому. Дети поступают против своего желания и наперекор взрослому, его просьбе.

Проявление негативизма в поведении ребенка отличается от обычного непослушания. Бывает, что малыш отказывается выполнить просьбу мамы или папы только потому, что он занят в это время чем-то другим. В данном случае мама не должна была спешить с замечанием, а дать возможность ребенку самому справиться с возникшей ситуацией.

Бывает и так, что ребенок отказывается выполнить просьбу только определенного человека, в этом случае взрослому, следует проанализировать характер взаимоотношений с малышом. Быть может, он слишком требователен к ребенку, слишком строг с ним или непоследователен в своих поступках.

При резком проявлении ребенком негативизма общение с ним может приобрести крайнюю форму, когда на любое высказывание взрослого ребенок отвечает наперекор: «Убери игрушки». - «Не буду», «Пойдем гулять». - «Не пойду», «Чай горячий».- «вспышки негативизма.

Упрямство. Эту особенность отмечают многие родители, причем большинство из них не знает, как перебороть малыша в этом случае. Если ребенок упрямится, он будет долго настаивать на чем- нибудь только потому, что он так сказал, он так потребовал, а вовсе не потому, что ему очень этого хочется. Он плачет от бессилия, от злобы, от того, что давно уже замерз, но не знает, как достойно выйти из создавшейся ситуации, отказаться от своего слова.

Взрослые, которые находятся рядом с ребенком в такой момент, должны научить малыша, как надо поступить в этом случае, а не загонять его в угол своими требованиями. Конечно, бабушка может «выиграть битву», заставив внука делать то, что она требует. Но лучше взрослому не вставать на позицию «кто кого». Это приведет только к усилению напряжения и, возможно, к истерике ребенка. Кроме того, ребенок может усвоить манеру поведения взрослого и будет действовать подобным образом в дальнейшем.

Строптивость. В отличие от негативизма она направлена не на человека, а против прежнего образа жизни, против тех правил, которые были в жизни ребенка до трех лет. Авторитарное воспитание в семье, когда родители часто используют приказы и запреты, способствует яркому проявлению строптивости.

Очень часто родители трехлетних детей жалуются на то, что ребенок вдруг начинает проявлять свою самостоятельность. Он кричит, что сам завяжет шнурки, сам нальет в тарелку суп, сам перейдет через дорогу. Причем зачастую он не умеет этого делать, тем не менее требует полной самостоятельности. Родители в зависимости от ситуации, от индивидуальных особенностей ребенка, семейных традиций могут решать проблему разными способами: отвлечь его, уговорить, позволить действовать самостоятельно. Но, если это действие опасно для жизни и здоровья малыша, взрослые могут твердо запретить ему делать самостоятельно что-либо: переходить дорогу, включать газ и т. п.

Обесценивание. Бывает, что ребенок в период кризиса трех лет часто ссорится со всеми в доме, находясь с окружающими и состоянии войны. Именно в этом возрасте малышу свойственно обесценивание: вдруг обесцениваются старые привязанности к вещам, к людям, к игрушкам. Может к ужасу родителей, может начать употреблять бранные слова.

Родителям следует быть терпеливыми, стараться не замечать внезапных изменений, своим примером показывать правильное и сдержанное поведение и постараться найти новые интересные занятия для малыша.

Деспотизм. Такое явление часто встречается в семье с единственным ребенком. Малыш любыми путями старается добиться, чтобы исполнялось каждое его желание, он хочет стать «хозяином положения». Средства, которые он будет использовать в этом случае, могут быть самыми разнообразными, в зависимости от «слабого места» в поведении родителей.

В таком случае родителям следует придерживаться единой линии поведения и взаимодействия с ребенком и выполнять их всегда. Важно находить компромиссные решения для всех участников семейного воспитания.

Ревность. Эта особенность проявления кризиса часто встречается, если в семье несколько детей.

В данном случае родители должны более чутко относится к потребностям каждого ребенка в семье. Иногда лучше отложить какие-то домашние дела, но обязательно в течении дня полчаса пообщаться с каждым из детей, не отвлекаясь на телефонные звонки и домашние дела.

Задача родителей в данный период - показать детям, что они их любят, каждый из детей им дорог и по-своему хорош ним них. Любой ребенок нуждается в том, чтобы мама и папа в течение пусть самого непродолжительного времени «принадлежали» только ему одному, когда не надо делить родительскую любовь ни с кем бы то ни было.

И так, вот все основные негативные проявления, наблюдаемые во время кризиса трех лет. Обобщенно в интерпретации Л. С. Выготского они представлены ниже.

Симптомы «плохого» поведения

Описание симптома (по Л. С. Выготскому)

Негативизм.«. Ребенок не делает чего-нибудь именно потому, что его об этом просят».

Упрямство Ребенок «настаивает на чем-либо не потому, что ему это сильно хочется, а потому, что он потребовал».

Строптивость Ребенок проявляет недовольство независимо от того, доволен ли он на самом деле.

Своеволие «Ребенок все хочет сделать сам».

Протест- бунт. «. Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».

Обесценивание Ребенок начинает ругаться, отказывается от игрушек и других предметов, которыми он пользовался раньше.

Деспотизм/ревность «Ребенок изыскивает тысячи способов, чтобы проявить власть над окружающими»:

- в отношении со взрослыми;

— в отношении с младшими и старшими братьями и сестрами.

Таким образом, во время кризиса трех лет маленький забавный малыш вдруг превращается в неуправляемого, строптивого, упрямого, деспотичного ребенка. Взрослым трудно принимать и любить его таким, какой он есть, они часто стараются «переделать», перевоспитать его. Однако это далеко не всегда приносит положительные результаты. Ребенок изменился, и взрослым тоже следует изменить свое отношение к нему, характер взаимодействия. Возрастает самостоятельность ребенка — значит, необходимо увеличить степень свободы в его действиях. Он бунтует против прежних правил в семье - надо сделать эти правила более гибкими, приспособит их к новым потребностям малыша.

Кризис трех лет (как, впрочем, и любой другой кризис) будет протекать остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать изменений, происходящих с ребенком и во что бы то ни стало стараются сохранить прежний характер взаимоотношений в семье, которые ребенок уже перерос. В это случае родители пытаются сдержать активность и самостоятельность малыша. Результатом могут стать только нарастающее взаимное непонимание, частые конфликты в семье между мамой и папой, мамой и бабушкой, ребенком и взрослыми. Следствие же этого - отсутствие контакта, взаимопонимания между ними и проблемы у ребенка в подростковом периоде.

Если же взрослые реагируют на изменения, происходящие с их ребенком, чувствуют его настроение, корректируют стиль взаимодействия, то все это благоприятно сказывается на протекании кризиса трех лет и приводит к сглаживанию ярких проявлений симптомов данного возрастного кризиса.

Публикации по теме:

«Школа молодого родителя». Перспективный план работы в младшей группе Сентябрь 1. Индивидуальные беседы с родителями об условиях жизни ребенка в семье, состояние его здоровья, особенности его характера, режим,.

Семинар — практикум для родителей «Кризис трех лет».Семинар — практикум для родителей «Кризис трех лет». Семинар-тренинг «Кризис 3-х лет». Семинар - практикум с родителями детей младшего дошкольного возраста проводится в нашем саду сразу после.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Круглый стол с родителями на тему «Кризис 3-х лет»
Опубликовано: 14 января 2015 в 16:45
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Круглый стол с родителями на тему «Кризис 3-х лет»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Семенова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД