Папки-передвижки

Круглый стол «Преемственность ДОУ и школы — основы сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников»

Житникова Оксана
Круглый стол «Преемственность ДОУ и школы — основы сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников»
▼ Скачать + Заказать документы

Преемственность ДОУ и школы — основы сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников

«Школьное обучение никогда не начинается с

пустого места, а всегда опирается на

определенную стадию развития, проделанную

ребенком».

Л. С. Выготский

Цель: способствовать активизации работы по решению проблем преемственности ДОУ и школы, выявить эффективные механизмы сотрудничества.

Ход проведения:

Публикация «Круглый стол „Преемственность ДОУ и школы — основы сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников“» размещена в разделах

1) Актуальность проблемы преемственности между ДОУ и начальным звеном школы.

Что включает в себя понятие преемственность? (взгляд педагогов на вопрос преемственности).

Реализация преемственности ДОУ и начальной школы, как уровней единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья. Как правило, ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, и по окончании впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.

Преемственность в образовании – новое понятие. До недавнего времени речь шла о преемственности в обучении. При этом считалось, что предыдущая ступень обеспечивает готовность ребенка к обучению на следующей ступени в части накопления знаний, умений и навыков. А обучение на новой ступени строится с опорой на достигнутый уровень содержательной подготовки обучающегося. Такое положение преемственности в настоящей ситуации развития системы образования выглядит узко и не охватывает всей широты образовательного процесса, как ситуации взаимодействия детей и педагогов, педагогов и родителей. Именно поэтому, сегодня становится принятым говорить, о преемственности в образовании, а не только в обучении.

К настоящему времени в системе отечественного образования накоплены многочисленные теоретические исследования и практический опыт построения преемственности. Это труды Ананьева Б. Г.. А. В. Запорожца, А. П. Усовой и др.

- Задание: Зачитать несколько понятий преемственности, принадлежащие разным авторам, выбрать для себя наиболее правильное и зачитать.

2) Нормативно - правовая база по вопросу преемственности между ДОУ и начальным звеном

школы.

– В современных законодательных актах признано, что преемственность необходимое условие

всего образовательного процесса.

– Задание: назовите, какой нормативно–правовой базой вы пользуетесь, или попользовались при решении данного вопроса.

Федеральный уровень:

• Закон об образовании

• Семейный кодекс РФ

• Конвенция о правах ребенка

• Концепция модернизации Российского образования

• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)

• Методическое письмо Министерства Образования РФ №35-М от 25.03 1994 «об организации преемственности в программах дошкольного и начального общего образования»

• Письмо министерства Образования РФ № 237/23-16 от 09.08.2000 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»

Уровень МБДОУ

• Договор с родителями

• Договор со школой

• Образовательная программа

3) Проблемы современного общества, связанные с преемственностью ДОУ и школы.

– Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования ни у кого не вызывает сомнений, однако на практике до сих пор наблюдается нарушение преемственных связей по основным компонентам образовательной системы.

– Задание для участников круглого стола: назовите трудности, проблемы с которыми сталкивались при подготовке детей к школе, или, на примере своих старших детей, проблемы в начальный период обучения в школе.

– Задание: назовите причины, из-за которых, вы думаете, возникают эти трудности.

• Отсутствие преемственных программ дошкольного и начального образования

В контексте данной причины хочется сказать об образовательной системе «Школа 2000…», разработанной под руководством Л. Г. Петерсон, в которой реализован деятельностный метод обучения. Данный метод предполагает, такой способ организации образовательного процесса, когда ребенок не получает новое знание в готовом виде, а добывает его сам в процессе собственной деятельности. Ведущая концептуальная идея программы «Мир открытий» состоит в практической реализации современных целей образования с позиции его непрерывности на всех ступенях жизни человека (начиная с рождения, в дошкольном детстве, затем в начальной и средней школе, пед. колледже и вузе, успешной самореализации в мире труда и дальнейшего профессионального саморазвития, использование общих законов организации и развития любой деятельности, которые выявлены и описаны в последние десятилетия в российской методологической школе (Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов и др.)

• Подготовка детей, не охваченных дошкольным образованием

• Большое многообразие видов и типов учреждений, где используют самые различные программы, и реализация данных программ не требует жестких стандартов.

• Отсутствие в программах сносок, ссылок на регион.

4) Готовность к школьному обучению – показатель преемственной связи ДОУ и школы.

– Как мы уже с вами увидели, преемственность это многоаспектная проблема. Мы выделили для себя самое главное – это уровень готовности к школе. Все, и родители, и учителя, и воспитатели хотят узнать ответ на вопрос – готов ли ребенок к школе. Школьная готовность складывается из нескольких показателей, это и физическая, специальная (педагогическая, и психологическая, к которой относятся мотивационная, интеллектуальная, произвольная и речевая готовности. Результаты физической и психологической готовности.

-- Задание: Какая из перечисленных выше готовностей, наиболее важна для подготовки к школе?

-- Итак, готовность к школе – это определенный уровень социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; уровень развития тех функций, без которых затруднено обучение или невозможно; и определенный уровень личностного развития. Хочется сказать, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится коммуникации.

5) Преемственные формы и методы организации образовательной деятельности в ДОУ и школе.

– Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми детям в первом классе, и в соответствии с ними должны готовить дошкольников к системному обучению в школе, используя специальные учебные задания и упражнения, постепенно повышая степень их трудности и тем самым формируя предпосылки учебной деятельности.

– С рекомендациями по преемственности выступит учитель СОШ № 20,.

- Предложить задать вопросы, которые есть у воспитателей, педагогов.

– С другой стороны педагоги школ должны иметь представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду. Необходимо осуществлять организацию учебной деятельности с включением игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации к школьному обучению. Считается, что единственная программа, обеспечивающая преемственность от детского сада до школы «Школа 2000…», построена на игровых технологиях. Мы разработали свою образовательную программу с учётом программы «Детство».

-- Выступление ___ «Игровые технологии в ДОУ». Все желающие также могут поделиться опытом работы.

6) Обобщение итогов круглого стола.

– Задание для всех: назовите формы осуществления преемственности.

Работа с детьми:

• Экскурсии в школу;

• Посещение школьной библиотеки, школьного музея;

• Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

• Выставки рисунков и поделок;

• Совместные праздники и соревнования.

Взаимодействие педагогов:

• Совместные педагогические советы;

• Семинары, мастер-классы, круглые столы;

• Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

• Проведение диагностики по определению готовности к школе.

Сотрудничество с родителями:

• Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

• Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

• Консультации с педагогами ДОУ и школы, в том числе и заочные, с использованием ИКТ;

• Встречи родителей с будущими учителями;

• Дни открытых дверей;

• Творческие мастерские;

• Анкетирование и тестирование родителей.

Проект решения:

1. В настоящей ситуации развития системы образования, с учетом ФГОС, преемственность в обучении слишком узкое понятие, и теперь мы будем говорить о преемственности в образовании.

2. Несмотря на то, что данная тема давно и постоянно рассматривается, некоторые проблемы преемственности до сих пор не решены, и требуют пристального внимания.

3. Один из аспектов преемственности, готовность ребенка к школьному обучению. Для того чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой, и должны формироваться в совокупности.

4. Педагоги и школы, и детского сада должны работать в тесном сотрудничестве, учитывая специфику организации деятельности друг друга, обязательно привлекая родителей.

Заключительное слово, настрой на дальнейшее позитивное сотрудничество.

Используемая литература:

1. Астапов В. М. Определение готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.

2. Бабаева Т. И. У школьного порога. – М., 1993.

3. Безруких М. М. Ступеньки к школе. – М., 2001.

4. Болотина Л. Р., Микляева Н. В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.

5. Венгер Л. А. как дошкольник становится школьником. // Дошкольное воспитание. – 1995 - №8.

6. Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства. / Под ред. Н. В. Микляевой. – М., 2011.

7. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников. / Под ред. Е. П. Арнаутовой. – М., 2006.

8. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе. / Под ред. Н. В. Микляевой. – М., 2011.

9. Черникова Т. В. Школа и детский сад: лицом друг к другу (организация образовательной среды для выпускников детского сада).// Управление ДОУ. – 2005 - №4.

Публикации по теме:

«Круглый стол» как одна из форм работы с родителями в ДОУ (опыт работы) "Круглый стол" - как одна из форм работы с родителями в ДОУ (опыт работы) Ведущим направлением работы педагогического коллектива детского.

Стенгазета «Родителям будущих первоклассников»Стенгазета «Родителям будущих первоклассников» Вот и пролетела беззаботная дошкольная пора, и ребята нашей группы прощаются с детским садом и готовятся к новому жизненному этапу –.

Фотоотчёт «Экскурсия будущих первоклассников в школу»Фотоотчёт «Экскурсия будущих первоклассников в школу» Фотоотчёт "Экскурсия будущих первоклассников в школу"Адаптация к школьной жизни у первоклассников проходит по-разному. Одни дошколята ждут.

Круглый стол «Использование ИКТ при организации образовательного процесса в ДОУ» (СЛАЙД №1) -Здравствуйте, уважаемые участники семинара. (СЛАЙД №2) Согласно требованиям ФГОС ДО образовательная деятельность строится на.

Памятка родителям будущих первоклассников! Уважаемые родители! Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном.

Преемственность в работе педагога ДОУ и школы в условиях реализации ФГОС Школа всегда была для детского сада «старшим братом», на которого равнялись, у которого учились, с которого брали пример. И порой подготовка.

Работа с родителями. Круглый стол по подготовке к новогоднему празднику в подготовительной группе Предлагаю вариант встречи с родителями для обсуждения совместной работы по подготовке к новогоднему празднику в подготовительной группе.

Родителям будущих первоклассников! Второй год подряд из дверей детского сада «Тургай» будут выпускаться «будущие первоклассники». Как педагог – психолог должна отметить, что.

Стенгазета «Приключения будущих первоклассников»Стенгазета «Приключения будущих первоклассников» Сказка, придуманная детьми. Наша школа была самой лучшей. В ней учились самые замечательные ученики: Волчонок, Лисенок, Бельчонок, Зайчонок,.

Занятие с родителями будущих первоклассников Цель:Подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе. Задачи: 1. Знакомство, сплочение группы, настрой на совместную работу; 2.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Круглый стол «Преемственность ДОУ и школы — основы сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников»
Опубликовано: 8 октября 2017 в 10:59
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Круглый стол «Преемственность ДОУ и школы — основы сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников»» (включая файлы) размещена пользователем Житникова Оксана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД