Житникова Оксана
Круглый стол «Преемственность ДОУ и школы — основы сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников»
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность ДОУ и школы — основы сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников
«Школьное обучение никогда не начинается с
пустого места, а всегда опирается на
определенную стадию развития, проделанную
ребенком».
Л. С. Выготский
Цель: способствовать активизации работы по решению проблем преемственности ДОУ и школы, выявить эффективные механизмы сотрудничества.
Ход проведения:
Публикация «Круглый стол „Преемственность ДОУ и школы — основы сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Круглый стол для педагогов
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
1) Актуальность проблемы преемственности между ДОУ и начальным звеном школы.
Что включает в себя понятие преемственность? (взгляд педагогов на вопрос преемственности).
Реализация преемственности ДОУ и начальной школы, как уровней единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья. Как правило, ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, и по окончании впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.
Преемственность в образовании – новое понятие. До недавнего времени речь шла о преемственности в обучении. При этом считалось, что предыдущая ступень обеспечивает готовность ребенка к обучению на следующей ступени в части накопления знаний, умений и навыков. А обучение на новой ступени строится с опорой на достигнутый уровень содержательной подготовки обучающегося. Такое положение преемственности в настоящей ситуации развития системы образования выглядит узко и не охватывает всей широты образовательного процесса, как ситуации взаимодействия детей и педагогов, педагогов и родителей. Именно поэтому, сегодня становится принятым говорить, о преемственности в образовании, а не только в обучении.
К настоящему времени в системе отечественного образования накоплены многочисленные теоретические исследования и практический опыт построения преемственности. Это труды Ананьева Б. Г.. А. В. Запорожца, А. П. Усовой и др.
- Задание: Зачитать несколько понятий преемственности, принадлежащие разным авторам, выбрать для себя наиболее правильное и зачитать.
2) Нормативно - правовая база по вопросу преемственности между ДОУ и начальным звеном
школы.
– В современных законодательных актах признано, что преемственность необходимое условие
всего образовательного процесса.
– Задание: назовите, какой нормативно–правовой базой вы пользуетесь, или попользовались при решении данного вопроса.
Федеральный уровень:
• Закон об образовании
• Семейный кодекс РФ
• Конвенция о правах ребенка
• Концепция модернизации Российского образования
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
• Методическое письмо Министерства Образования РФ №35-М от 25.03 1994 «об организации преемственности в программах дошкольного и начального общего образования»
• Письмо министерства Образования РФ № 237/23-16 от 09.08.2000 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»
Уровень МБДОУ
• Договор с родителями
• Договор со школой
• Образовательная программа
3) Проблемы современного общества, связанные с преемственностью ДОУ и школы.
– Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования ни у кого не вызывает сомнений, однако на практике до сих пор наблюдается нарушение преемственных связей по основным компонентам образовательной системы.
– Задание для участников круглого стола: назовите трудности, проблемы с которыми сталкивались при подготовке детей к школе, или, на примере своих старших детей, проблемы в начальный период обучения в школе.
– Задание: назовите причины, из-за которых, вы думаете, возникают эти трудности.
• Отсутствие преемственных программ дошкольного и начального образования
В контексте данной причины хочется сказать об образовательной системе «Школа 2000…», разработанной под руководством Л. Г. Петерсон, в которой реализован деятельностный метод обучения. Данный метод предполагает, такой способ организации образовательного процесса, когда ребенок не получает новое знание в готовом виде, а добывает его сам в процессе собственной деятельности. Ведущая концептуальная идея программы «Мир открытий» состоит в практической реализации современных целей образования с позиции его непрерывности на всех ступенях жизни человека (начиная с рождения, в дошкольном детстве, затем в начальной и средней школе, пед. колледже и вузе, успешной самореализации в мире труда и дальнейшего профессионального саморазвития, использование общих законов организации и развития любой деятельности, которые выявлены и описаны в последние десятилетия в российской методологической школе (Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов и др.)
• Подготовка детей, не охваченных дошкольным образованием
• Большое многообразие видов и типов учреждений, где используют самые различные программы, и реализация данных программ не требует жестких стандартов.
• Отсутствие в программах сносок, ссылок на регион.
4) Готовность к школьному обучению – показатель преемственной связи ДОУ и школы.
– Как мы уже с вами увидели, преемственность это многоаспектная проблема. Мы выделили для себя самое главное – это уровень готовности к школе. Все, и родители, и учителя, и воспитатели хотят узнать ответ на вопрос – готов ли ребенок к школе. Школьная готовность складывается из нескольких показателей, это и физическая, специальная (педагогическая, и психологическая, к которой относятся мотивационная, интеллектуальная, произвольная и речевая готовности. Результаты физической и психологической готовности.
-- Задание: Какая из перечисленных выше готовностей, наиболее важна для подготовки к школе?
-- Итак, готовность к школе – это определенный уровень социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; уровень развития тех функций, без которых затруднено обучение или невозможно; и определенный уровень личностного развития. Хочется сказать, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится коммуникации.
5) Преемственные формы и методы организации образовательной деятельности в ДОУ и школе.
– Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми детям в первом классе, и в соответствии с ними должны готовить дошкольников к системному обучению в школе, используя специальные учебные задания и упражнения, постепенно повышая степень их трудности и тем самым формируя предпосылки учебной деятельности.
– С рекомендациями по преемственности выступит учитель СОШ № 20,.
- Предложить задать вопросы, которые есть у воспитателей, педагогов.
– С другой стороны педагоги школ должны иметь представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду. Необходимо осуществлять организацию учебной деятельности с включением игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации к школьному обучению. Считается, что единственная программа, обеспечивающая преемственность от детского сада до школы «Школа 2000…», построена на игровых технологиях. Мы разработали свою образовательную программу с учётом программы «Детство».
-- Выступление ___ «Игровые технологии в ДОУ». Все желающие также могут поделиться опытом работы.
6) Обобщение итогов круглого стола.
– Задание для всех: назовите формы осуществления преемственности.
Работа с детьми:
• Экскурсии в школу;
• Посещение школьной библиотеки, школьного музея;
• Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
• Выставки рисунков и поделок;
• Совместные праздники и соревнования.
Взаимодействие педагогов:
• Совместные педагогические советы;
• Семинары, мастер-классы, круглые столы;
• Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• Проведение диагностики по определению готовности к школе.
Сотрудничество с родителями:
• Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• Консультации с педагогами ДОУ и школы, в том числе и заочные, с использованием ИКТ;
• Встречи родителей с будущими учителями;
• Дни открытых дверей;
• Творческие мастерские;
• Анкетирование и тестирование родителей.
Проект решения:
1. В настоящей ситуации развития системы образования, с учетом ФГОС, преемственность в обучении слишком узкое понятие, и теперь мы будем говорить о преемственности в образовании.
2. Несмотря на то, что данная тема давно и постоянно рассматривается, некоторые проблемы преемственности до сих пор не решены, и требуют пристального внимания.
3. Один из аспектов преемственности, готовность ребенка к школьному обучению. Для того чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой, и должны формироваться в совокупности.
4. Педагоги и школы, и детского сада должны работать в тесном сотрудничестве, учитывая специфику организации деятельности друг друга, обязательно привлекая родителей.
Заключительное слово, настрой на дальнейшее позитивное сотрудничество.
Используемая литература:
1. Астапов В. М. Определение готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
2. Бабаева Т. И. У школьного порога. – М., 1993.
3. Безруких М. М. Ступеньки к школе. – М., 2001.
4. Болотина Л. Р., Микляева Н. В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.
5. Венгер Л. А. как дошкольник становится школьником. // Дошкольное воспитание. – 1995 - №8.
6. Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства. / Под ред. Н. В. Микляевой. – М., 2011.
7. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников. / Под ред. Е. П. Арнаутовой. – М., 2006.
8. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе. / Под ред. Н. В. Микляевой. – М., 2011.
9. Черникова Т. В. Школа и детский сад: лицом друг к другу (организация образовательной среды для выпускников детского сада).// Управление ДОУ. – 2005 - №4.