ИРИНА СМИРНОВА
Круглый стол: доклад «Методический кабинет — творческая мастерская педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 1:
Мудрая китайская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь». Жить и работать с интересом и максимальной эффективностью в детском саду можно, если рассматривать методический кабинет прежде всего как творческую педагогическую мастерскую, где воспитатель может получить практическую помощь в организации работы с детьми. Кабинет должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства.
Публикация «Круглый стол: доклад „Методический кабинет — творческая мастерская педагога“» размещена в разделах
- Круглый стол для педагогов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Т. е. методический кабинет должен быть многофункциональным.
СЛАЙД 2:
Методический кабинет ДОУ – это :
центр сбора педагогической информации (нормативные документы, педагогическая и методическая литература, передовой педагогический опыт и т. д.); центр повышения квалификации педагогов (обеспечение их творческой работы, самообразования и совершенствования педагогического мастерства, центр анализа и обобщения опыта методической работы, накопленного в образовательном учреждении;
научно-методический центр (методическое сопровождение педагогов, осуществляющих инновационную и экспериментальную деятельность).
СЛАЙД 3:
Принципы организации материалов педагогического кабинета :
Доступность- методический кабинет должен быть доступен каждому педагогу, иметь гибкий график работы;
Научность- методический кабинет должен обеспечивать эффективное и своевременное информирование о новых разработках в психолого – педагогической науке и передовой практике, о нормативно – правовом и методическом обеспечении системы дошкольного воспитания;
Наглядность- методический кабинет должен содержать документальное сопровождение воспитательно – образовательного процесса в ДОУ (годовой план, материалы педсоветов и пр.);
Эстетичность-оформление методического кабинета должно быть выполнено в едином стиле, со вкусом, располагать к беседе, творческой работе;
Креативность- методический кабинет современного ДОУ, по мнению К. Ю. Белой, должен рассматриваться как «… творческая мастерская, где педагог может получить конкретную методическую помощь в организации воспитательно-образовательного процесса».
СЛАЙД 4:
Модель методического кабинета ДОУ
БЛОК ВНЕШНЕЙ ИНФОРМАЦИИ Нормативно-правовые документы Законодательства Российской Федерации (Закон «Об образовании» в Российской Федерации
Трудовой кодекс, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ и т. д.)
Организация методической работы в дошкольном учреждении;
Развитие ребенка в образовательном пространстве дошкольного учреждения;
Организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и школой;
Информация периодических изданий дошкольного образования;
БЛОК ВНУТРЕННЕЙ ИНФОРМАЦИИ Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность МБДОУ (Устав МБДОУ, программа развития, образовательная программа и т. д.)
Планирование деятельности МБДОУ (годовой план работы)
Организация и руководство образовательной деятельности МБДОУ;
Контроль и регулирование образовательной деятельности МБДОУ
Материал методического кабинета можно рассортировать на несколько разделов:
• нормативные и инструктивные материалы,
• методические материалы и рекомендации,
• документация по содержанию работы д/с
• методическая и справочная литература,
• дидактический и наглядный материал,
• художественная литература;
• выставки
• ТСО.
Для удобства я рассортировала весь материал в методическом кабинете на следующие разделы:
СЛАЙД 5:
5 блоков, которые соответствуют пяти образовательным областям (в них входят методические материалы и рекомендации, дидактический и наглядный материал, проектная деятельность)
СЛАЙД 6:
Нормативно- инструктивный блок – собраны и систематизированы нормативно-инструктивные материалы, издаваемые органами управления образования и другими вышестоящими организациями, основные документы, регламентирующие образовательную деятельность ДОУ («Международная конвенция о правах ребенка», закон РФ «Об образовании в РФ», образовательная программа детского сада, программа развития, годовой план, документы по преемственности в работе со школой, документация по аттестации педагогов, протоколы педсоветов, и др. в соответствии с изменениями, происходящими в образовательной политике РФ в настоящее время.
Контрольно-диагностический блок содержит материалы, отражающие особенности развития детей рекомендации по проведению педагогического мониторинга с примерными картами, схемами, анкетами его проведения и обработки его результатов. В конце каждого учебного года этот раздел пополняется аналитическими справками освоения образовательной программы, данные о готовности детей к школе, которые представляют воспитатели групп. А я делаю общий анализ освоения образовательной программы детьми.
Консультативно - просветительный блок: изучение профессиональной деятельности воспитателей и специалистов, а также родителей, результаты этого изучения фиксируются в индивидуальных картах педагогов, в тематических справках. Разработки перспективных и календарных планов воспитательно-образовательной работы с детьми разных возрастных групп, совместные комплексно-тематические планы воспитателей и специалистов. Включает в себя материалы по повышению квалификации и самообразования педагогов, и родителей ДОУ, консультаций, семинаров. А также результаты разного вида контроля. Также собран опыт педагогов.
СЛАЙД 7:
Медио-библиотечный блок: здесь представлены энциклопедии, справочники, толковые словари, методическая литература, которая располагается по образовательным областям. Библиотечный фонд методического кабинета пополняется новинками методической литературы, журналами «Управление ДОУ», «Справочник старшего воспитателя», «Музыкальная палитра», «Дошкольное воспитание». Одним словом, для каждой категории педагогов выписывается свой журнал. Книжный фонд строго учитывается. Для этого систематически ведется специальная тетрадь учета литературы. На сегодняшний день технические средства обучения играют роль в деле воспитания дошкольников, поэтому в методическом кабинете имеется телевизор, проектор, музыкальный центр, фотоаппарат, компьютер, ксерокс. Собрана картотека видеофильмом, мультфильмов, презентаций., аудиозаписей. Обеспечен доступ к сети Интернет. Представлен список образовательных сайтов для работы в Интернет;
СЛАЙД 8:
Выставочный блок. В методическом кабинете, кроме стационарного методического материала, постоянно проходят выставки. Темы выставки зависят:
1. От годового плана и образовательной программы.
2. От реализуемых мероприятий детского сада и города.
3. От организации конкурсов и смотров.
4. От поступления литературы и дидактических материалов.
5. По текущей необходимости.
СЛАЙД 9:
Родительский блок- здесь собраны материалы по работе с родителями (план работы с родителями на год, протоколы общих родительских собраний, анкетирование и т. д.)
Особое внимание уделяется сбору и хранению материала в помощь педагогам по реализации приоритетного направления детского сада «Роль русской народной культуры в патриотическом воспитании дошкольников». (консультации, конспекты занятий, сценарии праздников, развлечений, информация о народах России и их быте, символике рекомендации по организации данной работы в соответствии с возрастными группами и особенностями развития).
СЛАЙД 10:
В методическом кабинете имеются информационные стенды, на которые вывешивается информация для педагогов : Внимание конкурс! В этом месяце… и т. д.
Методический кабинет должен быть доступен каждому педагогу, иметь удобный, гибкий график работы.
СЛАЙД 11:
Таким образом, методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада»,
центром сбора педагогической информации, «мозгом дошкольного учреждения»,
лабораторией творческого труда воспитателей, чтобы каждый приход сюда приносил
им новые знания, новые мысли и идеи, обогащал их опыт.
СЛАЙД 12:
Литература:
1. К. Ю. Белая. Методическая работа в детском саду Анализ, планирование, формы и методы Творческий центр. Москва,2006.
2. Л. М. Волобуева. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. Творческий центр. Москва, 2005
3. Н. С. Голицына Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2010