Наталья Розенберг
Круглый стол для родителей младшей группы «Сенсорное воспитание-фундамент умственного развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: познакомить родителей с особенностями сенсорного развития детей 3-4 лет; расширить педагогический опыт родителей; укреплять сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Публикация «Круглый стол для родителей младшей группы „Сенсорное воспитание-фундамент умственного развития ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Сенсорное воспитание служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития ребенка.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Важнейший метод сенсорного развития - обучение в форме игр-занятий с дидактическими игрушками и материалом.
Сенсорное воспитание направлено на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, расположение в пространстве, высоту звуков, ими издаваемых и т. п.)
Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Возраст от 3 до 4 лет является наиболее благоприятным периодом для развития восприятия, совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире предметов и явлений.
Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Дидактическая игра – игра познавательная, направлена на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем мире, способствует развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, в том числе, сенсорных. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время у них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не владеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.
Важным принципом организации процесса обучения является систематичность проведения дидактических игр. Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр по их содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Особого внимания требует вопрос о повторности проведения дидактических игр. В результате повторений дошкольники учатся видеть не только целое, но и часть, выделять в предметах признаки, качества (назначение, форму, цвет, величину, количество, свойства, материалы из которых сделаны окружающие их предметы; учатся целесообразно пользоваться этими предметами. Необходимость повторности игр определяется и тем, что не все дети одинаково успешно усваивают то, что составляет обучающее содержание игры, игровые действия и правила. Только при условии овладения всеми элементами дидактических игр они переходят в фонд самостоятельных игр. Это обеспечивает умственную активность детей в играх.
Правила игры определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Дают возможность закреплять уже пройденный материал и познавать что-то новое. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.
Систематическое проведение дидактических игр позволяет более качественное и полноценное познание и восприятие детьми окружающей действительности.
Дидактические игры, направленные на развитие представлений у детей о цвете предметов, величине, форме провожу в процессе непрерывной образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности в первую и вторую половины дня.
Дидактические игры на воспитание восприятия цвета :
«Воздушные шары»- предполагается подобрать каждому шарику ленточку в тон и привязать ее к плоскостному шарику.
«Ежик-художник» - предлагается ребенку для каждого вагона подобрать колеса того же цвета, что и вагон.
Дидактических игр на воспитание восприятия формы :
«Соберем бусы»- предлагается ребенку чередовать одинаковые по форме, но разные по цвету предметы; закреплять умение накладывать на их контурное изображение на бумаге.
«Подбери фигуру» - предлагается детям разложить геометрические фигуры на карточки так, чтобы они спрятались. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания.
«Составь рисунок»- упражнять в составлении силуэта рисунка из отдельных частей (геометрических фигур).
Дидактические игры на воспитание восприятия величины :
«Матрешка» - закрепить умения детей устанавливать отношение 3 предметов по величине при составлении матрешки.
«Большой, средний, маленький» - ребенку предлагается разложить предметы по величине.
Таким образом, ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших дошкольников.