Ольга Деева
Кроссворды в работе с детьми 6–7 лет с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важных задач в общей системе обучения ребенка родному языку.
Публикация «Кроссворды в работе с детьми 6–7 лет с ОНР» размещена в разделах
- Кроссворды для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
На сегодняшний день перед логопедом все чаще встают вопросы, связанные с тем, что большая часть детей с ОНР имеют проблему развития фонематического восприятия. Это отрицательно влияет не только на устную (импрессивную и экспрессивную, но и на письменную речь.
То, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет на становление речевой системы в целом, было подтверждено в исследованиях ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д. Б. Эльконин, А. Р. Лурия, Д. Н. Богоявленский, Ф. А. Сохин, А. Г. Тамбовцева, Г. А. Тумакова и др.).
Преодоление нарушений развития фонематических процессов требует целенаправленной логопедической работы с использованием специальных игровых заданий. Только в результате такого обучения дети с ОНР могут приблизиться по уровню развития языковой способности к показателям нормально развивающихся детей. Формирование фонетико-фонематической системы необходимо проводить комплексно, опираясь на системы языковых ориентировок.
В практике я использовала разные дидактические упражнения и игры по развитию у детей навыков элементарного фонематического анализа («Определи место звука в слове», «Цепочка слов», др., хочу поделиться приемом составления кроссвордов детьми с ОНР подготовительной к школе группы. Сначала познакомила детей с понятием «Кроссворд». «Кроссворд» - загадка про слова, которая обычно принимает форму квадрата или прямоугольника. «Кроссвордами» называются головоломки, в которых слова могут пересекаться и не пересекаться (хотя это основное правило кроссворда). На первом этапе брала слова без пересечений. При составлении кроссвордов, учитывала различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе. Составление кроссвордов помогло закреплять знания о буквах, соотносить звук и букву.
Цель кроссворда состоит в том, чтобы отгадать слово, опираясь на одну букву, вписанную в клетку.
На первом этапе обучения, когда дети с ОНР подготовительной к школе группы, только начинают изучать буквы задача детей не писать буквы, а определить какое слово «зашифровано» на каждой полоске квадрата (прямоугольника). На этапе изучения гласных букв для анализа предлагаются слова из 3-5 звуков, в клетки вписана только изучаемая гласная буква. Дети соотносят звук и букву. По мере изучения гласных букв, в клетках появляются 2 (затем 3) гласных буквы. Все кроссворды сопровождаются картинками тех слов, звуковой анализ которых предлагается выполнить детям.
• При изучении согласных букв, дети тоже отгадывают кроссворды. При этом соблюдается определенная последовательность: сначала учу выделять последний согласный звук (букву) в слове, ребенку это легче сделать, затем в начале и в середине слова.
• После проведения консультации с родителями о значении овладения детьми с ОНР звуковым анализом слов, изучения с ними правил составления кроссвордов, они подключаются к составлению кроссвордов с детьми дома. Кроссворды дети приносят в детский сад, выбирают самый интересный, разгадывают кроссворды друг друга.
Применение предложенных игровых приемов позволяет детям значительно повысить интерес к речевому общению и сформировать осознанное восприятие языковых процессов. Все это положительно влияет на процесс развития фонематического восприятия у детей с ОНР уровня. Решение кроссвордов развивает интерес к чтению; совершенствует технику чтения; формирует навык письма печатными буквами; развивает логическое мышление, речь, мелкую моторику руки; расширяет словарный запас и кругозор ребенка.