Марина Александровна Майорова
Кризис трех лет. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель консультации: дать родителям представление о симптомах и причинах кризиса трех лет, о способах взаимодействия с ребенком, переживающем кризис трех лет.
Третий год жизни ребенка… Кажется, что совсем недавно перед Вами лежало беспомощное существо. Теперь Ваш ребенок многое умеет: он ходит, говорит, задает вопросы, рассуждает, мечтает и борется за свою самостоятельность. Конец раннего возраста – еще один трудный период в совместной жизни взрослого и ребенка. Это связано с тем, что малыш становится намного самостоятельнее, чем раньше. Он менее зависим от взрослого, имеет достаточно устойчивую самооценку, позволяющую отстаивать свои права.
Темочки:
Давайте посмотрим, что отличает ребенка в период кризиса 3 лет.
Негативизм
Это не просто нежелание выполнять какие-то указания взрослого, не просто непослушание, а стремление делать все наоборот. Ребенок не делает чего-то только потому, что его об этом попросили.
Упрямство
Ребенок добивается своего потому, что так захотел, и не желает изменить свое мнение.
Строптивость
Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Нежелание идти рядом с мамой за ручку, капризы по любому поводу – выражение этого симптома.
Своеволие
Ребенок все хочет делать сам и борется за это.
Кризис 3 лет относится не только к трудному периоду детства, состоящему лишь в негативном отношении к взрослым. Он ведет к становлению новых личностных качеств, перестройки личности ребенка.
Так в чем же кроется причина кризиса, симптомы которого мы обрисовали?
На 3 году жизни меняется отношение ребенка к своей деятельности. Если раньше малышу гораздо важнее был процесс, то сейчас результат своих действий. Ребенок начинает осознавать, что пол подметается только для того, чтобы на нем не было мусора, что посуда должна быть чистой и т. п. Малыш стремится достичь желаемого результата. Но полученный результат он еще не в состоянии оценить правильно, и оценка взрослого становится мерилом успеха или неуспеха.
С этим связана самооценка ребенка. При правильном воспитании она должна быть двух видов:
Абсолютная – при которой он, несмотря ни на что чувствует, что его любят.
Конкретная – которая зависит от ситуации и может быть как положительная, так и отрицательной.
Но все же абсолютно положительное отношение к себе доминирует у ребенка и часто входит в противоречие с порицаниями взрослых. Вот здесь и кроется причина кризиса 3-х лет.
В этом возрасте ребенок уже хорошо представляет себе то, что делает, и знает, зачем это делает. Малыш очень хочет, чтобы взрослый чаще замечал его успехи и достижения, ценил его самостоятельность.
Следует напомнить, что кризис – это явление, которого можно избежать или существенно смягчить его проявления.
Как это сделать?
Взрослый должен сохранять и оберегать общее положительное отношение ребенка к самому себе. Если он не может справиться с каким-то заданием, не следует давать отрицательную оценку его личности. Это гасит его инициативу и любознательность. Лучше подбодрить: «Ты уже много умеешь делать. Ты молодец. Я уверен, что и этому ты научишься. Смотри, как это делается, и попробуй еще раз. Если захочешь, то я помогу тебе».
Не следует также сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей. Это вызовет только негативные чувства к тому, кого хвалят, а не желание стать лучше. Всегда сравниваете ребенка с ним самим
В тех случаях, когда малыш слишком часто упрямится, не вступайте с ним в споры. Там, где это возможно, дайте ему право самому выбирать, что и как он будет делать. Например, спросите ребенка: «Ты сегодня будешь надевать сначала левую рукавичку или правую?», «Заплести тебе хвостики или косички?».
Нельзя идти на поводу желаний ребенка, когда он устраивает истерики. Добившись этим способом желаемого, в дальнейшем истерическое поведение ребенок закрепит его, и оно будет устойчивым, постоянным. Старайтесь сдержаться, сделать вид, что Вас это не волнует. Не уговариваете ребенка: в этот момент он вас не слышит и более того, это заставляет его настаивать на своем. Оставайтесь в поле его зрения, но не смотрите на него. Когда ребенок успокоится, то скажите ему, что Вы расстраиваетесь, когда он так себя ведет. При истерике в людных местах возьмите на руки и унесите его. Тактильный контакт с ограничением свободы движений (крепкое объятие) позволяет ребенку быстрее успокоиться за счет внешнего контроля взрослого.
Старайтесь не драматизировать кризисную ситуацию и смягчать конфликтные моменты, внося в них долю юмора. Уважайте замыслы малыша, внимательно слушайте его вопросы и отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал Вашу заинтересованность. Неприятные процедуры, которые необходимо делать малышу (обтирание прохладной водой, зарядка, уборка игрушек, переведите в увлекательную игру.
Помните и о том, что упрямство детей существует только вместе с потребностью родителей обязательно добиться беспрекословного подчинения детей. Чем больше родители видят вариантов решения спорных вопросов, тем легче протекает кризис.
Кризисные моменты могут пройти почти незаметно, если с первых лет жизни малыша Вы будете учитывать его потребности, правильно организовывать общение с ним, уважать его личность, то научите его уважать и любить других.