Ирина Белова
Кризис 7-летнего возраста. Как вести себя родителям, чтобы помочь ребенку легче преодолеть кризис
▼ Скачать + Заказать документы
Несмотря на то, что называется он кризисом 7-и лет, изменения в поведении ребенка замечают намного раньше (в 6, а иногда и в 5 лет). Данный кризис, по сравнению с предыдущим (кризис 3-х лет) и предшествующим (подростковый кризис) считается более спокойным, но это ни в коем случае не занижает его значимости.
Почему вообще возникает кризис?
В дошкольном возрасте ребенок получает очень много новых знаний, возникают новообразования по всем линиям психического развития. Но как пользоваться ими ребенок еще не знает. Он растет кардинально меняется его образ жизни, ведущая деятельность сменяется с игровой на учебную.
Публикация «Кризис 7-летнего возраста, Как вести себя родителям, чтобы помочь ребенку легче преодолеть кризис» размещена в разделах
Обычно кризис совпадает с первым учебным годом. В связи с изменениями возникает необходимость воспользоваться новыми способностями, чему он и учится в период кризиса.
Как проявляется кризис 7-и лет?
Проявляется он через протест, требовательность, непослушание, упрямство и раздражительность. Поведение ребенка становится демонстративным: может говорить не своим голосом, ходить кривой походкой, кривляться и паясничать (по Л. С. Выготскому). М. Г. Елагина отмечает, что ребенок в период кризиса играет некоторую социальную роль, роль взрослого. При этом родителям остается только догадываться какую роль применяет на себе ребенок в той или иной ситуации.
Ребенок стремится доказать, что он ужу не тот малыш, которого можно провести, он отказывается выполнять просьбы, а приказы тем более. Все чаще спорит и доказывает свою точку зрения.
Новообразования кризиса:
Появляется социальное «Я». На данном этапе развития, родитель для ребенка перестает быть идеалом.
Это происходит по двум причинам. Во-первых: появляется критичность и логичность в мыслительной деятельности ребенка. На просьбу поменять одежду после школы, ребенок может возразить, что в этом нет никакого смысла и вообще ты тоже часто не переодеваешься после работы.
Во-вторых: школьники начинают идеализировать учителей. Нередко можно услышать в ответ на замечание: «А Мария Ивановна говорит по-другому». Ребенок активно борется за возможность самому принимать решения. Он уверен, что справится с этим ни чуть не хуже родителей. Утрата детской непосредственности. По отношению к 7-и леткам уже не применима фраза: «Что на уме, то и на языке». Ребенок учится сначала подумать – потом сказать. Но в период кризиса, это будет проявляться лишь эпизодически и только на выходе, можно сказать, что у ребенка развился самоконтроль. Кроме того, дошкольник плачет если ему плохо, и смеется если ему хорошо, то школьник уже не реагирует непосредственно. Он может не среагировать плачем на обиду, но долго будет страдать от несправедливости
Осмысление собственных переживаний. Часто используются фразы: «я злой», «я добрый», «я грущу», «я радуюсь» и т. д. То есть переживания приобретают смысл. Теперь ребенок точно знает, когда он радуется, а когда злится, более того, он начинает понимать, что означает то или иное переживание.
Обобщение собственных переживаний – это очень важный и опасный момент, именно в этом возрасте у ребенка формируется самооценка и самолюбие. Для дальнейшего счастливого развития было бы прекрасно, если бы у ребенка сформировалась стабильная самооценка. Чтобы ребенок не связал свои проигрыши с собственной личностью и не обобщил: я плохой, если плохо я учусь, или я хороший, если мама мной довольна и т. д.
Как вести себя родителям, чтобы помочь ребенку легче преодолеть кризис:
1. Не запрещать ребенку применять на себя разные роли – при этом, правильно реагировать на них. То есть, если ребенок взял на себя роль разбойника и начал ломать и портить вещи, естественно следует объяснить ребенку, что это плохо. Не стоит входить с ребенком в спор и пытаться убедить его или оправдаться перед ним. Если его поступок неправильный, тихим и спокойным тоном объясняете свою точку зрения и настаиваете на своем требовании. ПОМНИТЬ! Плохой не ребенок, а поступок.
2. Много беседовать с ребенком, рассказывать ему про собственные планы, про чувства (при этом не стоит загружать ребенка своими проблемами и рассказывать про то, в каком ужасном мире мы живем). Интересоваться его мыслями и чувствами. Можно посоветоваться с ребенком в некоторых вопросах, спросить мнение и считаться с ним.
3. Всячески поддерживать порывы быть самостоятельным. Сам убрал со стола, сам оделся, сам приготовил, сам что-то смастерил, сам заплатил за мороженное и т. д. При этом очень важно дать оценку работе ребенка, если получилось откровенно плохо (ребенок сам будет это знать) не надо говорить: ой как некрасиво, лучше похвалить за старание и объяснить, где были допущены ошибки.
4. При возникновении конфликта не стоит повторять и объяснять ребенку по 100 раз одно и тоже. С памятью в этом возрасте все в порядке. Лучше привести новые доводы и желательно, чтобы они были более сложными и интересными.
5. Принимать ребенка таким, какой он есть, любить его безо всяких условий, позволить ему развиваться собственным темпом, при этом дать понять, что вы всегда рядом и готовы прийти на помощь, стоит ему только попросить.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!