Анжелика Щербакова
Кратковременная образовательная практика «Пробочки в коробочке».
▼ Скачать + Заказать документы
Программа краткосрочной образовательной практики
«Пробочки в коробочке»
Составила воспитатель:
Щербакова Анжелика Павловна
МБДОУ детский сад "Сказка" г. Оса, Пермского края
Возраст воспитанников: 3-4 года.
Срок реализации: 15 встреч.
Количество детей: 10 чел.
Материал: пробки цветные от пластиковых бутылок.
Пояснительная записка:
Период дошкольного детства 3-4 года является сенситивным периодом в развитии мелкой моторики, сенсорного восприятия, манипуляций с предметами.
Публикация «Кратковременная образовательная практика „Пробочки в коробочке“,» размещена в разделах
Программа краткосрочной образовательной практики представляет собой курс развивающих упражнений, позволяющий удовлетворить потребности детей трехлетнего возраста. Манипулируя цветными пробками, у ребенка не только упрочиваются знания о цвете, развивается пространственная ориентировка, мелкая моторика кистей рук, а также начинают формироваться зачатки логического мышления.
Данная программа создана по примеру всеми известной головоломки «Судоку».
Судоку (яп. судоку) — головоломка с числами (иногда судоку называют магическим квадратом, является латинским квадратом 9-го порядка, решение судоку — популярный вид досуга.
Судоку представляет собой сетку из 9x9 клеток, каждая из которых может содержать ряд 1-9. Цель состоит в том, чтобы заполнить пустые клетки с номерами от 1 до 9 так, чтобы в каждой строке, столбце и 3x3 все области содержат цифры от 1 до 9.
Головоломка способствует повышению концентрации внимания, развивает зрительную память, наблюдательность, активизирует аналитические способности, мозговую активность.
Данная практика составлена на возраст от трех лет, с последующим усложнением уровней заданий.
Ребенок приобретает необходимый опыт, когда начинает настойчиво и регулярно воспроизводить одни и те же действия (выполнять упражнения, по итогам которых он получает результат, понимает принцип, связь упражнений. В конечном счете, этот опыт ляжет в основу более сложных мыслительных процессов, таких как наглядно-образное мышление и в дальнейшем - логическое мышление.
Цель практики: развитие свойств мышления у детей младшего дошкольного возраста через организацию дидактических игр с нетрадиционным материалом (оборудованием)
Задачи практики:
1. Способствовать развитию зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста;
2. Научить детей выполнять упражнение по алгоритму;
3. Формировать умение классифицировать предметы по существенному первичному признаку - цвету.
4. Содействовать развитию зрительно – двигательной координации.
5. Знакомить детей с принципами сериации:
- учить устанавливать последовательные взаимосвязи, упорядочивать различия.
6. Развивать ориентировку в микропространстве.
7. Формировать умения анализировать вероятность возможных вариантов решения головоломки.
Используемые методы и приёмы:
Сюрпризный момент выступает как средство активизации интереса детей и концентрации внимания. В данном возрасте преобладает такая форма взаимодействия как показ, объяснение, повторение. Задания созданы с учетом игровой мотивации. В силу возрастных особенностей развития детей педагог планирует занятие по принципу смены деятельности. (Пальчиковые игры концентрируют внимание, затем беседа задает игровую мотивацию, содержит объяснение. Повторение и показ на усмотрение педагога в зависимости от ситуации.)
Программа рассчитывает проведение каждого упражнения на трех занятиях. Первое занятие направлено на изучение, дается пробное не сложное упражнение, второе позволяет повторить, закрепить пройденный материал, третье занятие планируется с усложняющей задачей, задачи строятся с учетом индивидуальных способностей детей.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие зрительно – двигательной координации детей.
2. Развитие ориентировки детей в микропространстве.
3. Умение детей работать с алгоритмом.
4. Умение детей анализировать вероятность возможных вариантов решения головоломки.
5. Умение детей устанавливать последовательные взаимосвязи.
6. Умение классифицировать предметы по существенному первичному признаку – цвету.
7. Развитие зрительного восприятия.
Практическая полезность:
Данная практика позволяет развивать детей без покупки специальных дидактических игр, упражнения достаточно мобильны в их использовании. С детьми могут заниматься не только подготовленные квалифицированные педагоги, но и родители дома. Средства могут меняться под интересы ребенка, исходя из средств, окружающих факторов, условий. Например, на дворе лето, ребенок пронаблюдавший цветы дома может сам составить вазу с цветами по алгоритму, «Судоку», составленный на основе цветов и тп. воспользовавшись пробками (доступным материалом, в частности, камушками, ракушками цветными и тп.)
Приложение №1
Пальчиковая игра:
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперёд шагнули.
И пошли по переулку
На весёлую прогулку.
Пальцы – словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко.
Пальчиковая игра:
Пробкой я круги катаю
Взад – вперёд её гоняю,
Ей поглажу я ладошку
И сожму её немножко
Как сжимает лапой кошка.
Каждым пальцем я прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк-
Раз, два, три. Исчезла вдруг.
Приложение №2
Технологическая карта кратковременной образовательной практики по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста
Тема: «На картинку посмотрю и такую же сложу»
Цель практики: развитие пространственной ориентировки.
Тема: «У нашей тети Дуси порвал котенок бусы»
Рассчитано на три встречи для закрепления/
усложнения.
Задачи:
Дидактическая: упражнять детей в выкладывании сериационных рядов из двух цветов.
Развивающая: развивать у детей мелкую моторику рук.
Воспитательная: воспитывать усидчивость, умение выполнять упражнения до конца. -
Методы и приемы:
Беседа.
- демонстрация алгоритма выполнения задания.
- Пальчиковые игры.
- Поощрение выполненного до конца дела, полученного результата.
Форма организации:
Подгрупповое занятие по познавательному развитию.
Материалы:
1. Демонстрационный материал «Сериационный ряд»
2. Заготовки белых полосок с нарисованной полосой и начальным алгоритмом двух цветов.
3. Пробки соответствующих цветов
Предполагаемый результат:
- Дети будут учиться упорядоченно располагать предметы по алгоритму из двух цветов, устанавливать последовательность взаимосвязей.
- у детей будет развиваться мелкая моторика рук.
- дети будут выполнять упражнения до конца.
2. Тема: «Волшебный коврик»
Рассчитано на три встречи для закрепления/
усложнения.
Задачи:
Дидактическая: упражнять детей в выкладывании сериационных рядов от двух до четырех цветов по образцу не накладывая.
Развивающая:
- развивать умение ориентироваться на листе бумаги;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательная:
- воспитывать усидчивость, внимание, умение выполнять упражнения до конца.
Методы и приемы:
Беседа.
- демонстрация алгоритма выполнения задания.
- Пальчиковые игры.
- Индивидуальный подход.
- Поощрение выполненного до конца дела, полученного результата.
Формы и средства:
Индивидуальное занятие, направленное на познавательное развитие.
Материалы:
1. Дидактическая карточка с алгоритмом расстановки цветов.
2. Алгоритм индивидуально для каждого ребенка до 4 цветов, исходя из инд. способностей.
3. Пустая заготовка на каждого участника, до 4 цветов, исходя из инд. способностей.
4. Наборы соответствующих пробок.
Предполагаемый результат:
- Дети будут упражняться в составлении сериационных рядов от 2 до 4 цветов по образцу не накладывая.
- Дети будут учиться ориентироваться на листе бумаги.
- у детей будет развиваться мелкая моторика рук.
- дети будут внимательно выполнять упражнения до конца.
Технологическая карта кратковременной образовательной практики по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста.
Тема: «На картинку посмотрю и заплатку положу»
Цель практики: развитие сенсорного восприятия цвета.
«Заплатки»
Рассчитано на три встречи для закрепления/
усложнения.
Задачи:
Дидактическая: упрочить знания детей о цветах (красный, жёлтый, зелёный, синий).
Развивающая: развивать у детей мелкую моторик рук.
Воспитательная:
- воспитывать усидчивость, внимание, умение выполнять упражнение до конца.
- вызывать интерес к дидактическим играм (играм по правилам).
Методы и приемы:
Беседа. Рассказ. Показ.
Пальчиковые игры с пробками.
Поощрение выполненного до конца дела, достигнутого успеха.
Формы и средства:
Подгрупповое игровое занятие, направленное на познавательное развитие.
Материал:
1. Дидактические картинки «Заплатки».
2. Пробки основных цветов: желтые, синие, красные, зеленые.
Предполагаемый результат:
- Дети знают и правильно называют цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, умеют их соотносить, сравнивать методом наложения, освоят новый способ использования пробок в игре.
- у детей будет развиваться мелкая моторика рук.
- дети будут внимательно выполнять упражнения до конца.
- дети будут проявлять интерес к игре с правилом
«Выложи на рамочку яркую мозаичку».
Рассчитано на три встречи для закрепления/ усложнения.
Задачи:
Дидактическая:
- упрочить знания детей о цветах (красный, жёлтый, зелёный, синий).
- Упражнять в назывании цвета выбранной рамочки и цвета пробок для украшения рамки.
- расширить представления детей о способах игры с пробками;
Развивающая:
- развивать воображение и мелкую моторику рук.
Воспитательная: вызывать интерес к дидактическим играм (играм по правилам).
Методы и приемы:
Беседа. Рассказ. Демонстрация.
Самостоятельный выбор цвета.
Пальчиковые игры с пробками.
Выкладывание по образцу и без него. Вариативная часть: демонстрация возможных вариантов выкладывания.
Формы и средства:
Подгрупповое игровое занятие, направленное на познавательное развитие.
Материалы:
1. Дидактическая рамочка, демонстрационный материал, алгоритмы возможных вариантов выкладывания узора.
2. Заготовки картонных рамочек по кол-ву детей.
3. Корзинки с цветными пробками
(корзинка с желтыми пробками, корзинка с синими и тп)
Предполагаемый результат:
- Дети знают и правильно называют цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, называют цвета выбранной рамочки и цвета пробок для украшения рамки.
- у детей расширятся представления детей о способах игры с пробками;
- у детей будет развиваться воображение, мелкая моторика рук.
- дети будут проявлять интерес к игре с правилом
Технологическая карта кратковременной образовательной практики по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста
Тема: «У каждой пробки место в своей коробке»
Цель практики: развитие наглядно-действенного мышления детей младшего дошкольного возраста.
Тема: «У каждой пробки место на своей полке»
Рассчитано на три встречи для закрепления/ усложнения.
Задачи:
Дидактическая:
Формировать умения анализировать вероятность возможных способов решения головоломки.
Развивающая:
- развивать мелкую моторику рук;
Воспитательная: - воспитывать терпение, усидчивость,
- побуждать интерес к логическим играм,
- воспитывать желание доводить дело до конца и достигать успеха.
Методы и приемы:
Пальчиковые игры.
Обсуждение. Совместное решение головоломки.
Поощрение ситуации успеха.
Формы и средства:
Индивидуальное занятие, направленное на познавательное развитие детей.
Материал:
1. Наглядный демонстрационный материал дидактические карточки «коврики».
2. Индивидуальные картонные «Коврики» - квадраты:
2*2
3*3
4*4
3. Индивидуальные наборы пробок.
Предполагаемый результ т:
- Дети научатся находить недостающий цвет, вычленяя лишние.
- у детей будет развиваться мелкая моторика рук.
- дети будут проявлять интерес к логическим играм
- будут доводить дело до конца и достигать успеха.