Ольга Юртаева
Краткосрочный творческо-исследовательский проект «Что нам осень подарила?»
▼ Скачать + Заказать документы
Что нам осень подарила?
Актуальность данной темы мы видим в том, что у большинства детей к 4-м годам не сформировано целостного восприятия осени как времени года. Их знания и представления об осенних изменениях в природе отрывочны, противоречивы и поверхностны. Дети знают, например, что осенью листья изменяют свою окраску, идут дожди, тучи на небе, но не знают и не могут рассказать, что даёт человеку осень : это время урожая, сбора и заготовки овощей и фруктов на зиму; осень – самое плодородное время года. Данная тема требует, на наш взгляд, длительного, систематического и всестороннего изучения. Поэтому мы в своём проекте исследуем следующую тему: что даёт осень человеку, чем она полезна и хороша для него.
Публикация «Краткосрочный творческо-исследовательский проект „Что нам осень подарила?“» размещена в разделах
- Дары осени, урожай. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Тип проекта : творческо-исследовательский
Участники проекта : воспитатель средней группы Юртаева О. А, воспитанники средней группы, родители воспитанников.
Цель проекта : формировать у детей целостную картину осенних изменений, их значения для человека.
Задачи проекта :
- закреплять знания о сезонных (осенних) изменениях в природе; дать представления о пользе природных витаминов; формировать представления об объектах осеннего леса.
- учить отражать полученные знания и представления в творческой деятельности (изобразительное и словесное творчество).
- формировать бережное отношение к окружающей природе; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
- формировать и развивать у детей желание исследовать данную тему, самостоятельно заниматься исследовательской и творческой деятельностью.
Место проведения проекта : МДОУ «Детский сад №14 общеразвивающего вида»
Сроки проведения: 15 сентября – 15 ноября 2014 г.
Этапы и содержание деятельности.
Этапы осуществления проекта Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
1-й этап: выбор темы, постановка целей и задач. - Педагог предлагает детям тему для творческого исследования : «Чем нам нравится осень, что она даёт человеку?»
- педагог формулирует (для себя) основную цель и задачи планируемого проекта.
- Дети в ходе бесед с педагогом демонстрируют свои знания по заданной теме, выражают желание исследовать тему осени. - При обсуждении выбранной темы дома родители поощряют своего ребёнка к ознакомлению с ней, предлагают свою помощь.
2- этап: поиск и выбор путей и средств осуществления проекта. - педагог составляет план реализации проекта : намечает планы и тематику мероприятий, подбирает литературу, оборудование, игровые атрибуты. - дети совместно с родителями подбирают информацию об осенних явлениях в природе (книги, картинки, фотографии и др.). С этой целью родители организуют поход с ребёнком в библиотеку, книжный магазин и т. п. Совместно с родителями, дети рисуют рисунки на тему: «Яблоко с листочком», «Падают, падают листья», аппликацию из осенних листьев.
3-й этап: непосредственная деятельность по реализации проекта (образовательная, исследовательская, творческая).
- организует беседы для родителей по темам : «Осенние изменения в природе», «Организация прогулки с ребёнком в осенний лес», «Осенние дары природы»;
- организует фотосессии и фотовыставки на тему: «Золотая осень», «Осень – это весело!».
Создаё т вместе с детьми коллажи на тему: «Осенние листья», «Как звери готовятся к зиме», делают гербарий из сухих осенних листьев. - дети используют полученные знания в игровой, продуктивной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности;
- на прогулках наблюдают за изменениями в природе, самостоятельно или по просьбе воспитателя описывают их, устанавливают элементарные связи между объектами и явлениями природы;
- совместно с воспитателем изготавливают альбом творческих работ на тему : «Что нам осень подарила?» - родители способствуют проявлению познавательной и творческой активности ребёнка, поощряют его;
- совместно с детьми осуществляют прогулки в лес, парк, во время которых родители беседуют с детьми об осенних изменениях в природе, наблюдают за объектами природы, описывают их;
- собирают природный материал с целью его дальнейшего использования на занятиях по рисовании.
Вместе с детьми дома выполняют работы на тему: «Яблоко с листочком», «Падают, падают листья», аппликацию из осенних листьев.
4- этап: презентация проекта. Подведение итогов.
- завершающее мероприятие – «Праздник Осени».
Реализация целей проекта.
(вид деятельности)
1. Образовательная. (НОД)
1. «Что нам осень принесла?»
Задачи: Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.
2. «У медведя во бору грибы, ягоды беру…».
Задачи: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.
3. Заучивание стихотворения «Листопад»
Задачи: Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение; упражнять в подборе определений к заданному слову, побуждать выражать свои впечатления в рисунках и движениях.
4. Игровое упражнение: «Что привёз нам грузовик» (фрукты).
Задачи: Формировать обобщающее понятие «Фрукты», развивать внимание, память, воспитывать интерес к НОД, самостоятельность.
5. «Ветер песенку поёт, осень в гости зовёт».
Задачи: Познакомить детей с отличительными признаками окраски деревьев: берёза, клён; расширять знания о растительности в период осени; развивать наблюдательность, память, речь, воспитывать любовь к природе.
6. Беседа о приметах ранней осени.
Задачи: Закрепить знания об осенних явлениях природы; учить описывать раннюю осень; находить различие между летом и осенью; развивать внимание, мышление; воспитывать любовь к природе; дать представления о необходимости одеваться по погоде.
2. Творческая. (НОД, образовательная деятель-
ность детей в режимных моментах)
1. «Яблоко» (лепка)
Задачи: Закрепить знания о фруктах и блюдах из них; упражнять в использовании знакомых приёмов лепки; развивать м/м рук; воспитывать самостоятельность; уточнить представление о здоровом питании.
2. «Овощи» (рисование)
Задачи: Учить рисовать овощи, передавая характерные особенности; закрепить приёмы рисования цветными карандашами; развивать цветовое восприятие, воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность.
3. «Витрина овощного магазина» (аппликация)
Задачи: Уточнить представления о работе продавца, закрепить знания об овощах, упражнять в использовании знакомых приёмов, побуждать красиво располагать элементы на листе бумаги, аккуратно пользоваться клеем, развивать м/м рук.
4. «Веточка рябины» (лепка)
Задачи: Закрепить знания о форме предметов (круглые). Учить лепить предметы круглой формы., передавать в лепке впечатления об окружающем. Воспитывать аккуратность в работе.
5. «Падают, падают листья» (рисование)
Задачи: Учить детей рисовать предмет, состоящий из прямых вертикальных и наклонных линий, располагать изображение в центре листа бумаги, рисовать во весь лист.
6. «Грибы для ёжика» (лепка)
Задачи: Закрепить представления о грибах, дать знания о ядовитых грибах, закрепить умение лепить знакомые предметы, используя приёмы раскатывания между ладонями прямыми и круговыми движениями, сплющивание ладонями, развивать самостоятельность, воспитывать аккуратность в работе.
7. «Оденем берёзку в осенний наряд» (аппликация).
Задачи: Продолжать учить детей наклеивать готовые формы, аккуратно пользуясь кистью, и клеем. Упражнять в различении основных цветов. Воспитывать любовь к природе.
3. Наблюдение.
1. За деревьями и кустарниками.
Дети рассматривают деревья, выделяют и описывают их составные части (ствол, ветки, листья). Сравнивают дерево и куст, отмечают, что у дерева один длинный толстый ствол, у кустарника- много тонких стволов. Воспитатель предлагает детям рассмотреть деревья и рассказать какие они (дерево высокое, у него красивые листья);
2. За осенними листьями.
Дети рассматривают листья рябины, берёзы, клёна, рассказывают какие листья (красивые, зелёные, жёлтые,оранжевые,большие, маленькие, с резными краями). Собирают из листьев букеты, играют с листочками (д/и «С какого дерева лист?», «Найди такой же лист», подвижные игры «Дует, дует ветер», «Листочек найди своё дерево») Дети наблюдают за листопадом, отмечают его красоту;
3. За цветами на клумбе.
Воспитатель знакомит детей с «осенними» цветами- астрами, хризантемами, бархотками. Дети описывают понравившийся цветок, в группе зарисовывают его;
4. Экскурсия на огород.
(проводится в сентябре, в начале октября). В сентябре воспитатель обращает внимание детей на то, как много овощей растё т на огороде: свёкла, картофель, лук, капуста, морковь, зелень. Во время экскурсии воспитатель предлагает выкопать по одному овощу с каждой грядки. В группе в вечернее время проводится беседа на тему: «Витамины на грядке» с показом овощей. В октябре во время экскурсии воспитатель обращает внимание детей на то, что огород опустел, просит детей подумать, что стало с овощами.
5. Экскурсия по территории детского сада.
Тема экскурсии «Осень золотая». Дети наблюдают за растениями, любуются красотой осенней природы, делятся впечатлениями, рассказывают об увиденном.
6. Наблюдение в группе.
Рассматривание иллюстраций, картин, демонстрационного материала с изображением осенней тематики (осенние пейзажи, овощи,фрукты, ягоды, осенние явления природы и т. д). Воспитатель организует с детьми беседы по наглядному материалу, по результатам прогулок, экскурсий. В дождливую и ветреную погоду организует наблюдение за природными явлениями из окна. Результаты наблюдений дети формулируют в речи, воспитатель стимулирует детей к речевому взаимодействию.
4. Самостоятельная деятельность детей.
Рассматривание детьми картинок, иллюстраций с объектами живой и неживой природы в осенний период (серии картин «Лесные звери», «Деревья», «Кустарники», «Травы», «Птицы», «Цветы», «Овощи и фрукты», «Грибы и ягоды», осенние пейзажи и т. д)
Подвижные игры «У медведя во бору…», «Листочек найди своё дерево», «Овощи и фрукты», «Бегите под зонт».
Дидактические игры «Времена года», «Как зовут тебя деревце», «С какого дерева лист?».
Рисование и лепка по замыслу (в вечернее время)
Слушание детьми литературно-художественных произведений в утреннее и вечернее время.
5. Взаимодействие с родителями.
Беседы с родителями «Осенние изменения в природе», «Организация прогулки с ребёнком», «Осенние дары природы»;
Выставка из овощей «Дары природы»;
Домашнее задание для детей и родителей- совместные рисунки на тему «Яблоко с листочком», «Падают, падают листья», создание аппликации из осенних листочков «Осенний калейдоскоп».