Виктория Каргина
Краткосрочный творческий игровой проект «Мир профессий в средней группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовил воспитатель:
Каргина В. Б.
МБДОУ №6 «Улыбка»
Г. Пролетарск, Ростовской области
Проблема:
Одной из основных задач воспитания и образования является развитие связной речи и формирование речевой культуры дошкольников. Однако, развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра, так как именно в ней интенсивно развивается речевая активность детей.
Публикация «Краткосрочный творческий игровой проект „Мир профессий в средней группе“» размещена в разделах
- Проекты
- Проекты творческие
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность: В процессе сюжетно-ролевой игры дети не только познают окружающий мир, но и сами являются его творцами, отражают в нем свои знания об известных им реальных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним, которое может быть ошибочным и требует коррекции.
Сюжетно-ролевая игра, является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности
Цель: является теоретическое обоснование сюжетно-ролевой игры как средства формирования и развития речи у детей среднего дошкольного возраста исходя из поставленной цели, были определены следующие
Задачи:
• Расширение активного и пассивного словаря дошкольников.
• Развитие диалогической речи дошкольников
• Развитие монологической речи дошкольников.
• Уточнение, систематизация и углубление знаний по теме сюжетно-ролевой игры.
• Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к сверстникам.
• Помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта при участии в сюжетно-ролевой игре.
Участники проекта :
Воспитатель: Каргина В. Б., дети, родители.
Вид проекта : Краткосрочный(15 .11.2022 - 25. 11.2022г.)
Тип проекта : обучающий, развивающий, игровой.
Формы и методы работы с детьми:
Специально организованная деятельность
- диалог
- ситуативный разговор
- речевая ситуация
- игровая обучающая ситуация : ситуации – иллюстрации, ситуации -
упражнения, ситуации проблемы, ситуации – оценки
- составление и отгадывание загадок
- игры (сюжетные, с правилами)
- обсуждение: мультфильмов, произведений художественной литературы,
иллюстрированных энциклопедий
- разучивание стихотворений
- инсценировка драматизация сказок
- решение проблемной ситуации
- оформление выставок детского творчества
- игры – соревнования
- подвижные игры, дидактические игры с правилами
- создание альбомов, встреча с людьми разных профессий, наблюдения за трудом
взрослых
2. Самостоятельная деятельность детей в центрах развития, на участке, спортивной площадке.
3. Интеграция с другими образовательными областями: здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, художественное творчество.
4. Взаимодействие с семьей: организация совместного праздника, наглядная агитация по вопросам ознакомления с профессиями, анкетирование, вовлечение родителей в данный проект.
Работа с родителями:
Совместная творческая деятельность детей и родителей, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, помощь в оформлении игровых уголков, участие в создании выставок, рекомендации родителям о посещении совместно с ребенком парикмахерской, аптеки, библиотеки и пр.
Продукты реализации проекта :
• Игра-развлечение «Профессии наших родителей»
• Презентация проекта.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап.
• Постановка цели и задач работы над проектом.
• Подбор художественной литературы, стихов, загадок, альбомов с иллюстрациями о профессиях.
• Подготовка информации для родителей.
• Разработка картотеки дидактических игр, пальчиковых игр на тему «Профессии».
• Подбор настольных игр по теме.
• Подготовка мультимедийных презентаций по теме «Профессии».
2. Основной этап.
Формы взаимодействия с детьми.
1. Беседы о профессиях родителей и сотрудниках детского сада.
Беседа «Службы «01», «02», «03» всегда на страже» (пожарник, полицейский, мед. работники) .
Беседа «Какие бывают магазины» (продавец).
Беседа «Кто построил новый дом?» (строители).
Беседа «Кем ты будешь, когда вырастешь»
2. Чтение художественной литературы:
- В. Маяковский «Кем быть?»,
- М. Познанская «Пойдем на работу»,
- Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы»,
- Д. Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла»,
- С. Михалков «А что у вас?»,
- В Лифшиц «И мы трудиться будем».
Пожарный: С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»,
Полицейский, военный: С. Маршак «Мы военные», С. Михалков «Дядя Степа- милиционер», З. Александрова «Дозор»,
Мед. работники: А. Кардашова «Наш доктор», И. Турчин «Человек заболел»,
Шофер, работник Железной дороги, ГИБДД: Н. Калинина «Как ребята переходили улицу», М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице», М. Коршунов «Едет, спешит мальчик».
Строитель: С. Баруздин «Кто построил новый дом», Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим», Б. Заходер «Строители»
3. Отгадывание загадок по теме «Профессии».
4. Рассматривание альбомов «Профессии людей», «Кем быть», «Инструменты».
5. Организация игр:
Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Угадай кто это», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии», «Я начну, а ты продолжи», «Что сначала, что потом», «Где можно это купить?», «Кому что нужно для работы», «Инструменты для людей разных профессий», «Что пригодится при строительстве дома», «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем».
Настольные игры: лото «Все работы хороши», «Профессии», «Мы играем в магазин», «Кем быть?», «Дорожные знаки»; развивающая игра «Профессии», «Я изучаю профессии».
Пальчиковые игры: «Профессии», «Строители»
Подвижные игры: «Самолет», «Охотник», «Цветные автомобили», «Доктор», «Поезд», «Такси».
Сюжетно-ролевые игры: «Строители», «Больница», «Повар», «Автобус», «Магазин», «Парикмахерская».
6. Просмотр презентаций: «В мир профессий», «Угадай, кем работает мама?»
7. Организованная деятельность по ознакомлению с профессиями :
• ОД по аппликации «Дома на нашей улице»;
• ОД по лепке «Угощение»;
• ОД по социальному миру «Все профессии важны»;
8. Составление рассказов о профессиях родителей.
Просмотр мультфильмов о профессиях.
Самостоятельная художественно – творческая деятельность :
Рисование: «Мама на работе»; работа с раскрасками: «Профессии людей».
Взаимодействие с родителями:
Папка-передвижка «Все профессии нужны, все профессии важны».
Оформление альбома «Профессии наших родителей».
Составление с детьми рассказов о своей профессии.
Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм.
3. Заключительный этап.
1. ОД по познавательному развитию «Путешествие в страну «Профессии»
2. Оформление альбома «Стихи о профессиях».
3. Создание альбома «Профессии моих родителей»
Ожидаемый результат:
На основе интеграции образовательных областей, в процессе речевого развития у детей среднегодошкольного возраста будет наблюдаться положительная динамика в развитии речи.
- дети овладеют средствами общения со взрослыми и сверстниками, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
Будет сформирован познавательный интерес в сюжетно-ролевой игре;
Развитию познавательных интересов через сюжетно-ролевую игру у детей будет способствовать тому, что полученные знания дети смогут применять в игре: станут более уверенными, у детей повысятся коммуникативные навыки
Список литературы:
1. Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т. В. Потапова – М: Сфера,
2005. – 64с.
2. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового
воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Р. С.
Буре. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 136 с.
3. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью
взрослых [Текст] / Н. А. Баранова [и др. ] // Молодой ученый. – 2015. – №7.
4. Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и
методические рекомендации [Текст] / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю.
Павлова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 90 с.
5. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий. Учебно-
методическое пособие. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. – 52 с.
6. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы
с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Л.
В. Куцакова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 128 с.
7. Маханева, М. Д., Скворцова, О. В. Учим детей трудиться [Текст] / М.
Д. Маханева, О. В. Скворцова. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 64с.
8. Шорыгина, Т. А. Профессии, какие они? Изд-во ГНОМ и Д, 2010. – 93с.
9. Дыбина, О. Игра - путь к познанию предметного мира// Дошкольное воспитание. -№ 4.-2005.- с. 14-23
10. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 8-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 416 с.
11. Короткова, Н. А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) //Ребёнок в детском саду, 2006, № 5.- С. 83.
12. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Издание 2-е. /Н. В. Краснощекова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
13. Менджрицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре/Д. В. Менджрицкая. - М. : Просвещение, 1982.
14. Миленко В. Нужно ли учить детей играть игры// Дошкольное воспитание. - № 4.- 2005.-с. 119-123
15. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова - М. : Аванта+, 1997
16. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. /Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребенком. - М. : Педагогика, 1990
17. Михайленко, Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание. - №4.- 1989.- с. 38-45
18. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М. : Линка-Пресс, 2009. - 96 с.
19. Немов, Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2 Психология образования/ Р. С. Немов. - 2-е изд. - М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.
20. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. /С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, - 2000, - 712 с.
21. Солнцева, О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание. - № 4.- 2005.- с. 33-37
22. Спиваковская, А. С. Игра - это серьезно/А. С. Спиваковская. - М. : Карапуз, 1981
23. Шмаков. С. В. Учимся, играя. / С. В. Шмаков. - М. : ЦГЛ, 2004
Результаты проекта :
Можно утверждать, что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, разговаривает с другими участниками игры, согласовывает совместные действия, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью речи от вещей и предметных действий к свободе слова от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом «освобождении слова» и состоит значение игры со сверстниками для речевого развития детей. Сюжетно-ролевая игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот. Сюжетно-ролевая игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик - лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать сюжетно-ролевая игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников среднего возраста. Отсюда постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения сюжетно-ролевой игры в воспитании и развитии ребёнка, становлении у него творческих способностей.
/
.