Светлана Келарева
Краткосрочный проект «Экология речи как средство, мотивирующее эстетику речи и культуру речевого поведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы привыкли считать, что экология - это наука о взаимоотношениях растений, животных и человека. Само слово ЭКОЛОГИЯ образовано от двух греческих слов ЭКОС – дом, ЛОГОС –учение. И если это – «учение о доме», так почему же оно относится только к биологии. Нам кажется, что это учение должно рассматривать и гуманитарные проблемы. Нас заинтересовала эта тема, так как проблема ЭКОЛОГИИ в наше время стоит очень остро. Проблема загрязнения, засорения не только окружающей среды, но и нашей речи, на наш взгляд, очень актуально.
Публикация «Краткосрочный проект „Экология речи как средство, мотивирующее эстетику речи и культуру речевого поведения“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
Экология речи - это правильность употребления, произношения слов и использование слэнга и других нелитературных оборотов речи. Факт: из русского языка на сегодняшний момент сделан "интернето-интернационально-сленговый" слепок, которым начинают пользоваться всё больше и больше людей. Слова заменяются (вместо "здорово, замечательно, восхитительно" - "клево, класс. ", искажаются (начиная от ударений в словах, заканчивая смыслом слов, вводятся слова-паразиты ("типа", "вот".) и т. д. Весь Интернет кишит смайлово-сленговым выражением своих мыслей, а художественная литература преподносит жаркие словца и опять-таки "слова нового русского". Распространение моды на иностранные слова, стремление большинства людей, населяющих современный социум, использовать иноязычные слова как более модные, красиво звучащие, более престижные (например, презентация - вместо представление, эксклюзивный – вместо исключительный, консенсус - вместо согласие и т. п.);
Необходимо привести и следующее противоречие: с одной стороны появление новых слов расширяет словарный запас носителей русского языка, а с другой в связи с употреблением огромного количества неоправданных заимствований происходит засорение русского языка, утрачивается его самобытность и неповторимая красота.
Родоначальником понятия экологии языка (эколингвистики) принято считать американского лингвиста Эйнара Хаугена, который в 1970 г. в докладе "Экология языка" отмечал: "Экологию языка можно определить как науку о взаимоотношениях между языком и его окружением. Язык существует только в сознании говорящих на нём и функционирует только при взаимоотношениях с другими говорящими и с их социальным и естественным (природным) окружением". Хауген рассматривает две стороны экологии языка - психологическую, т. е. взаимодействие языка с другими языками в сознании говорящего и социологическую - взаимодействие языка с обществом, в котором он функционирует как средство коммуникации.
В отечественной науке о "лингвоэкологии" заговорили в конце 80-х, появился целый ряд публикаций, посвященных лингвоэкологии, поскольку состояние современного русского языка, его дальнейшая судьба не могли не волновать лингвистов, литературоведов, культурологов, философов. Появилось целое культурологическое течение, которое в последние годы постепенно разрастается и все более набирает силу благодаря работам академика В. В. Виноградова, Л. И. Скворцова, В. П. Григорьевой, С. И. Виноградовой, В. В. Колесовой, Ю. Н. Караулова и других. Что такое экология слова – определить не просто ввиду широты и юности этого понятия. Экология слова: это сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты, здоровья; это наука о целостности языка, о его связи с культурой своего народа; это наука об энергетике слова, о его творящей силе, о его отношениях с биосферой, с языком живой природы; это, наконец, понятие о духовном значении слова, о глубокой взаимосвязи с личностью, с характером и судьбой народа, с высшими духовными сферами.
Предметами лингвистической экологии являются культура мышления и речевого поведения, воспитание лингвистического вкуса, защита и "оздоровление" литературного языка, определение путей и способов его обогащения и совершенствования, эстетика речи.
Современные представления о речевой среде как системообразующем факторе развития и коррекции речи предполагают личностно ориентированный, проективно насыщенный, эмоционально развёрнутый ресурс. В эпоху информации же слово зачастую обесценивается. А слово о словах в работе логопеда требует новых, необычных средств, интригующих факторов доходчивости и привлекательности.
Мы хотим познакомить вас со своим проектом «Экология русской речи», девиз которого “Следи за чистотой языка!” прошедшего в МБДОУ №41 с 25 по 29 ноября 2019г. в рамках НЕДЕЛИ ЛОГОПЕДИИ «Эко-логопедический калейдоскоп».
Калейдоскоп (от греч. — красивый, — вид, — смотрю, наблюдаю) — оптический прибор-игрушка, в переносном смысле — быстрая смена явлений, лиц, событий. Мы постарались сделать ту праздничную неделю яркой, веселой, насыщенной разнообразными событиями.
Основная идея: формирование речевой культуры у дошкольников, их родителей и педагогов через средства логопедических игр, досугов, тренингов, информационной деятельности, через анализ собственной речевой деятельности и через общение с другими людьми.
Цель: Показать многовариантность организационных форм логопедической работы, её развивающий характер и разнообразие методических приёмов, используемых в каждой области логокоррекционной работы, побуждать интерес к родному языку, многообразию языковых форм и средств коммуникации.
Задачи:
• Сформировать и расширить единое пространство семьи и образовательного учреждения.
• Способствовать созданию позитивного эмоционального единства всех участников.
• Сформировать интерес взрослого человека к миру ребенка.
• Создать для участников коррекционного процесса эмоционально позитивного восприятия логопедических мероприятий.
• Способствовать личностному росту педагогов, родителей и воспитанников.
• Развивать эрудицию, расширить кругозор участников коррекционного процесса.
Принципы:
• Неделя логопедии должна быть целостной и законченной;
• Каждый день должен быть целостным и законченным, то есть содержать некоторое центральное мероприятие;
• Мероприятия недели не должны, по возможности, мешать учебному-воспитательному процессу, по крайней мере, это необходимо сделать минимальным и строго оговоренным с педагогами и администрацией.
• Исходя из основной идеи и вышеперечисленных принципов, были определены центральные мероприятия каждого дня Недели логопедии «Эко-логопедический калейдоскоп».
• Неделя логопедии «Эко-логопедический калейдоскоп» продолжалась 5 дней. Все мероприятия недели логопедии не отвлекали детей от учебно-воспитательного процесса, а, напротив, способствовали формированию благополучного эмоционального настроя и позитивной мотивации взрослых и детей.
Основные цели проекта для старших дошкольников:
• использование потенциальных возможностей дошкольников в совершенствовании устной речи;
• развитие у детей чувства коммуникативной целесообразности высказывания;
• развитие у дошкольников осознанного отношения к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных ценностей.
Задачи проекта:
1. учить видеть дошкольников в слове не только средство общения, но и орудие, способное влиять на собеседника как положительно, так и негативно; практически реализовывать главную идею курса - бережно относиться к слову, с которым мы обращаемся к собеседнику;
2. способствовать разрушению психологического барьера, возникающего при общении ребенка с собеседником в разных речевых ситуациях;
3. познакомить дошкольников с наиболее употребительными (для данного возраста) устными речевыми жанрами;
4. совершенствовать невербальные средства общения;
В соответствии с целями и задачами курса основные линии проекта таковы:
• нравственный аспект речевого поведения;
• речевой этикет в разных ситуациях общения (формы приветствия и прощания, формы выражения благодарности и извинения, разговор по телефону и др.);
• средства выразительности устной речи (интонация; темп, скорость речи; громкость звучания, тембр и т. д.)
• культура слушания;
• невербальные средства общения (мимика, жесты, телодвижения).
Принципы проекта
В основу организации образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Технологии обучения
Здоровьесберегающая, игровая.
Итак, понедельник.
В старшей группе прошло игровое занятие «Слово-предмет, как оно звучит». На занятии дети упражнялись в определении слов-предметов, самостоятельно называли живые и неживые предметы, тренировали артикуляционную и двигательную моторику; развивали речевое дыхание; мелкую моторику рук, учились правильно задавать вопросы.
В подготовительной группе на занятии учителя-логопеда и воспитателей «С Золушкой на бал» дети учились внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией, упражнялись в умении образовывать существительные в родительном падеже в единственном и множественном числе, в подборе слов к заданным определениям, составляли фразовые высказывания различной структуры.
Во вторник
На занятии в старшей группе с использованием биоэнергопластики детям понравилось увлекательное путешествие на лесную полянку.
Дети подготовительной к школе группы на занятии по психогимнастике учились различать добро и зло, тренировались в узнавании эмоционального состояния по мимике, жестам, пантомимике, анализировали поступки, определять их причину.
А вечером для родителей состоялся тренинг общения «Общаться с ребенком КАК», где они узнали о новых способах общения со своим ребёнком, как в доступной форме донести до своего чада свои мысли и чувства и просто получили положительный заряд от общения друг с другом.
Середина недели была посвящена речевому окружению ребёнка «языковая среда».
Речевой этикет. Занятие – игротерапия общения «Разные настроения» прошло в старшей группе, где дети учились использовать невербальные средства общения (мимики, жестов, снимать мышечное напряжение, способствовать получению начального опыта рефлексии (самоанализа);
Речевой этикет. Занятие с использованием игротерапии «Маковое зернышко» в подготовительной к школе группе: учились прислушиваться к себе, развивали рефлексию и саморефлексию.
А для педагогов мы провели консультацию с презентацией «Влияние языковой среды на речевое развитие дошкольников».
Четверг был посвящён игровому занятию «Звуки чисто я скажу, со скороговорками дружу».
Завершить неделю логопедии мы решили праздничными мероприятиями:
• логопедический КВН «Наш родной язык» (подготовительная группа);
• игра-драматизация русской народной сказки «Колобок» (старшая группа).
Таким образом, мы считаем, что содержание проведенной недели логопедии, использованные методы и приёмы, технологии, формы организации и чередование разнообразных видов деятельности - позволило обеспечить активность, высокую работоспособность, удержать внимание и интерес детей к речевой деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало повышению его результативности и успешному решению поставленных задач.
В ходе проведенной недели затруднений не выявлено по причине соответствия поставленных задач возрасту и индивидуальным психофизиологическим особенностям детей. Мероприятия носили высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект. Дети были активными участниками на протяжении всей недели. Цель достигнута, поставленные задачи решены.