Борина Елена Вадимовна
Краткосрочный проект в старшей группе «Зимушка-зима»
Проект «Зимушка-зима».
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста
Характер проекта - краткосрочный.
СОДЕРЖАНИЕ:
Актуальность проекта
Цели, задачи, предполагаемые результаты и продукты
Этапы реализации проекта программы
План проведения проекта
Результаты
Приложения
Публикация «Краткосрочный проект в старшей группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность: Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Идеей создания проекта послужило желание предоставить ребенку-дошкольнику возможность в течение двух недель работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Цель: дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Зимушка-зима».
Задачи:
1. Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений, анализировать, делать выводы;
2. Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность;
3. Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы, свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий);
4. Уточнять и расширять знания об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи, способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни;
5. Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду;
6. Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников;
7. Развивать коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности;
8. Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой;
9. Воспитывать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю погоду.
Предполагаемый результат:
- У детей сформировано умение устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе;
- Правильное отношение к растениям и животным;
- Расширены знания о природе зимой, укреплен исследовательский интерес к природе;
- Участие семей группы в конкурсе поделок «Зимушка-зима в гости к нам пришла!».
- Участие семей в акции «Кормушка для птиц».
- Участие семей группы в фотовыставке «Зимушка-зима в гости к нам пришла!»
- Оформление групповой комнаты к Новому году;
- Проведение утренника к Новому году.
Этапы реализации проекта «Зимушка-зима»
Подготовительный этап:
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Разработка и накопление методических материалов.
- Создание развивающей среды.
- Подбор художественной литературы по теме.
- Разработка мероприятий.
Тип проекта:
По числу детей — групповой (коллективный).
По доминирующему методу — игровой, познавательно-творческий.
По предметным областям - познание, социализация, художественное творчество, физическое развитие, безопасность, музыкальное развитие, коммуникация
Объект проекта: времена года.
Предмет проекта: зима.
План работы с детьми по осуществлению проекта
«Зимушка-зима»
Образовательные области. Формы работы с детьми.
Познавательное развитие.
1 «.Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу»;
2. «Какого цвета снег».
Художественное творчество. Рисование.
1. «Деревья зимой»;
2. «Зимние забавы».
Беседы: «Мороз снег лед», «Что бывает белого цвета?», «Какими видами спорта можно заниматься зимой?», «Как зимуют наши пернатые друзья», «Снег — это хорошо или плохо?».
Цикл наблюдений:
за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом, метелью);
сравнительное наблюдение за жизнью птиц зимой: за воробьем и синицей;
за птицами зимой;
за хвойными и лиственными деревьями, растущими на территории детского сада.
Экспериментирование: проведение опытов и экспериментов со снегом.
Ситуативная беседа: «Как звери к зиме готовятся», «Пришла зима холодная», «С кем ель дружит», «Приметы и поговорки о зимних месяцах».
Мультимедийные технологии.
Демонстрация электронных изображений по темам: «Зимушка-зима», «Деревья зимой», «Зимние забавы», «Что за праздник Новый год?».
Речевое развитие.
Рассматривание картин и иллюстраций о зиме и составление по ним описательных рассказов:
«Приметы зимы»;
«Кому нужна зима»;
«Зимующие птицы»;
Рассматривание картин русского художника И. Шишкина с изображением зимних пейзажей: «Иней», «Еловый лес», «Зима».
Ситуативный разговор:
«Если бы не было зимой снега…»;
«Откуда берутся сосульки?»;
«Что будет, если есть снег?»
Словесные игры: «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Назови ласково», «Назови родственные слова».
Дидактические игры: «Составь узор из цветных льдинок», «Зимующие и перелетные птицы», «Найди отгадку на картинке», «Найди и назови, какие животные впадают в спячку».
Чтение художественной литературы:
Стихотворения: А. Барто «В защиту Деда Мороза», С. Я. Маршак «Декабрь», А. Яшин «Покормите птиц зимой»
Рассказы: Г. Снегирев «Пингвиний пляж», Г. Скребицкий «На лесной полянке. Зима», Н. Носов «На горке», Э. Успенский «Проказы старухи зимы», В. Бианки «Лес зимой».
Русские народные сказки: «Снегурочка», «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Морозко»
Литературные сказки: В. Ф Одоевский «Мороз Иванович», П. П. Бажов «Серебряное копытце».
Выставка книг о зиме.
Стихи, загадки, пословицы о зиме.
Социально – коммуникативное развитие.
Сюжетно-ролевые игры: «У нас гости», «Устроим концерт для елочки», «Прощание с елочкой до следующего года».
Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы», «Найдите и покормите зимующих птиц», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом», «Зима-хорошо, зима-плохо».
Трудовая деятельность: Изготовление «Кормушек для птиц» совместно с родителями, заготовка корма для птиц, подкармливание птиц, расчистка дорожек от снега во время прогулки, сгребание снега лопатой, постройки из снега.
Беседа: «Пришел мороз – береги ухо и нос», «Если хочешь быть здоров – закаляйся»
Ситуативный разговор: «Что будет, если одеться не по погоде».
Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой.
Самостоятельная художественная деятельность: изготовление снежинок, рисование по замыслу по теме «Зима», раскраски по теме «Зима», «Дорисуй снежинку».
Слушание музыкальных произведений:
«Времена года» П. И. Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Досуги, развлечения:
Новогодний утренник «Проделки Бабы Яги».
Физическое развитие
Беседы: «Одевайся по погоде, а не по моде».
Дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку».
Подвижные игры: «Два мороза», «Мороз красный нос», «Раз, два, три — к дереву беги», «Попади снежком в цель», «Хитрая лиса».
Мероприятия по работе с родителями:
- Информирование родителей о необходимости одевать детей по погоде;
- Фотовыставка «Зимушка-зима в гости к нам пришла!»
- Конкурс семейных новогодних поделок «Зимушка-зима в гости к нам пришла!»
- Акция «Кормушка для птиц».
Результаты проектной деятельности:
- оформлена выставка творческих работ детей;
- оформлена фотовыставка «Зимушка-зима в гости к нам пришла!»;
- оформлена выставка поделок «Зимушка-зима в гости к нам пришла!»;
- оформлена групповая комната в новогоднем стиле;
- проведена акция «Кормушка для птиц»;
- проведен новогодний утренник «Проделки Бабы Яги».
Дети получили новые знания о зиме как об одном из времен года; расширили представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность; приняли участие в оформлении группы к Новому году; научились устанавливать связи между живой и неживой природой, анализировать, делать выводы; познакомились с явлениями неживой природы, свойствами снега; расширили знания об образе жизни диких животных зимой; расширили представления о разнообразии птиц, способах добывания ими пищи, приспособлении к зимним условиям жизни. Также дети получили эмоциональный отклик, рассматривая фотовыставку «Зимушка-зима в гости кнам пришла!», участвуя в создании выставки зимних поделок и в новогоднем утреннике. У ребят появилось желание ухаживать за животными и растениями, помогать птицам зимой. Дети научились работать в команде, приобщились к традициям празднования Нового года.
Родители поучаствовали в фотовыставке «Зимушка-зима в гости к нам пришла!», в конкурсе зимних поделок и в акции «Кормушка для птиц». Также родители получили положительные эмоции, делая фотографии и поделки вместе со своими детьми.
Приложения.
- Акция "Кормушка для птиц"
- Рисование "Деревья зимой"
- Конкурс поделок «Зимушка-зима в гости к нам пришла!»