Елена Дмитриева
Краткосрочный проект в старшей группе на тему: «Русская народная культура и традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект в старшей группе на тему: «Русская народная культура и традиции»
Разработала: воспитатель Дмитриева Е. Н. МБДОУ д/с №20, Чехов
Содержание
Этапы проекта
I. Постановка проблемы:
1. Тема.
2. Актуальность.
3. Цель.
4. Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные).
5. Ожидаемые результаты.
II. Организационный:
1. Участники.
Публикация «Краткосрочный проект в старшей группе на тему: „Русская народная культура и традиции“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты
- Русские народные традиции и обычаи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
2. Создание условий для реализации (предметно-образовательная среда).
III. Практический (формирование ЗУН, реализация поставленных задача).
1. Непосредственно образовательная деятельность.
2. Образовательная деятельность в режимных моментах.
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Работа с родителями.
IV. Подведение итогов:
1. Презентация.
2. Рефлексия.
Вид проекта: практико-ориентированный
Срок реализации: краткосрочный: вторая - четвертая неделя марта.
I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Тема.
Русская народная культура и традиции.
Актуальность.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.
Цель:
Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской народной культуре и традициям.
Задачи:
1. Пробудить интерес к истории,культуре и традициям России.
2. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах.
3. Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
4. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
5. Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
6. Сформировать чувство национального достоинства.
7. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детских садах уютной домашней обстановки с предметно – развивающей средой
Ожидаемые результаты:
Пробуждение интереса к культуре и традициям своей Родины, любви к родному краю. Формирование чувств национального достоинства. Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.
Широкое использование всех видов фольклора. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре. Будут созданы условия для приобщения детей к русской национальной культуре, для создания атмосферы национального быта, использования фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.) .Познакомятся с народным искусством, с русскими народными играми, с традиционными и обрядовыми праздниками. Дети научатся рисовать народную роспись, лепить их глины поделки.
II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
Участники проекта: дети от 5 до 6 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители
Создание условий: предметно-развивающая среда, программно-методическое и дидактическое обеспечение.
Вид проекта: практико-ориентированный.
Срок реализации: краткосрочный: вторая - четвертая неделя марта 2022 г.
Участники проекта: дети от 5-до 6 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители
Создание условий: предметно-развивающая среда, программно- методическое и дидактическое обеспечение.
III. ПРАКТИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКСНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Совместная деятельность педагога с детьми
Самостоятельная деятельность детей
Непрерывно-образовательная деятельность
Образовательная деятельность в режимных моментах.
ДЕКАБРЬ Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром
Тема: «Культура и традиция русского народа»
Тема: Рассказ о возникновении Гжельской росписи.
Тема: Кукла –самоделка «Народная игрушка».
Просмотр презентации «Русская народная игрушка матрешка»»
Фольклорный праздник.
Исследовательская деятельность:
«Знакомство со свойствами песка и глины». Опыт: Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.
Формирование элементарных математических представлений
Тема: В сказочном городе.
«Найди матрешку» -Ориентировка в пространстве.
«Какая по счету матрешка?»
Речевое развитие
Развитие речи
Тема: Пословица- не мимо молвится
Тема: Старая сказка на новый лад.
Тема: Пересказ р. н. с. «Лисичка –сестричка и серый волк».
Тема: «Чудо-дерево».
Художественно-эстетическое развитие
Рисование
Тема: Украсим колыбель (декоративное)
Тема: Моя любимая сказка
Тема: Укрась ложку (хохломская роспись)
Тема: Натюрморт (старинная домашняя утварь)
Тема: Рисование растительных узоров (хохломская, горо-децкая роспись)
Тема: Роспись птиц из глины
Лепка
Тема: Лепка птиц из глины
Тема: Посуда из глины
Аппликация.
Тема: Ветряная мельница.
Тема: «Укрась полотенце»
Музыка
Тема: Музыкально-ритмические движения хоровод «Я по лугу», детский оркестр «Во кузнице»
Тема: Слушание песни «В низенькой светелке», игра на ложках.
Тема: Слушание р. н. песни «Валенки», разучивание хоро-вода «Со вьюном я хожу»
Тема: Пение песни «Прялица», «Приходи весна», «Жаворонки»
Физическое развитие
Физическая культура (в помещении и на воздухе)
Тема: Веселые старты
Тема: Делу время- потехе час
Тема: Сильные, смелые, ловкие.
Социально-коммуникативное развитие
ОБЖ
Беседа: «Польза деревянных и глиняных предметов, посуды для человека».
Беседа «Огонь - друг, огонь- враг».
Чтение художественной литературы
Песенки, потешки, заклички:
«Ранним рано поутру», «Грачи-киричи», «Уж я колышки тешу»
Сказка: «Хаврошечка», «Царевна- лягушка», «Крылатый, мохнатый да масляный»
Заучивание: «По дубочку постучишь».
Разучивание произведений устного народного творчества, связанные с праздниками народного календаря.
Знакомство с народными приметами
Познавательно-исследовательская деятельность
Опыт №1. Цель: познакомить детей со свойством глины, - хрупкость. Опыт № 2 Цель: показать детям отличие сырой глины от сухой. Опыт № 3 Цель: познакомить детей с особым свойством глины - не пропускать воду. Опыт № 4
Цель: показать детям, что на обожженной (или высушенной) глине можно рисовать.
ОБЖ
Беседа
Тема: «Чистые руки», «Почему нельзя сыпать песок» «Береги свои глаза»
Конструктивно-модельная деятельность
«Игрушка из цилиндра», «Игрушка из пряжи»
Игровая деятельность
Дидактические:
Д/и «Собери самовар», «Собери утварь», «Подбери слово»
Проектная деятельность «Путешествие в страну волшебной прялки», «Угадай, на чем играю» (муз. инструмент)»
Разрезные картинки «Народная игрушка», «Собери воина в поход», «Одень девицу, молодца», «Собери узор».
Сюжетно-ролевые игры:
С/р игра «К нам гости пришли», «Магазин народных игрушек»
Подвижные:
Тема: Гуси-лебеди.
Народные игры «Гори, гори ясно».
Досуг: «Отравимся в гости к мишке».
«Пустое место», «Палочка- выручалочка», «Жмур-ки», «Море волнуется» ,Хороводные игры «Пирог», «Каравай», «Горшки»
Театрализованные деятельность:
Драматизация. р. н. с. «Жихарка», «Гуси-лебеди».
«Постучим в теремок»
Трудовая деятельность
«Накрой на стол к завтраку»
Конструктивная
Изготовление птиц из бумаги
Вышивание салфеток, плетение ковриков из бумаги, изготовление масок для игр-драматизаций
Музыка
Пение весенних закличек.
Развивающее общение
Беседа «Небылица в лицах» (знакомство с русскими народными народными небылицами).
Тема: Рассказ о возникновении изделий хохломской росписи.
«Русские народные инструменты»
«Хлеб – всему голова»
Беседа: Потешные промыслы наших предков
Знакомство с пословицами и поговорками
Беседы: «Баня в русской жизни», «В здоровом теле- здоровый дух», «Щи да каша – пища наша»
Беседа по теме: «Русская матрешка»
Рисование
Роспись по трафаретам народных игрушек.
Рисование по трафаретам : Посуда – роспись элементами гжельской росписи»; роспись матрешки элементами дымковских узоров, Полховский Майдан.
«Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».
Рассматривание иллюстраций Народныный промысел
Рисование по замыслу.
Рисование по трафаретам : разукрашивание узорами матрешки, дымковскойигрушки и т. д. Настольно-печатные игры
Игры со строителныым конструктором
С деревянным конструктором «Сказка»
Работа с родителями.
КВН по декоративно-прикладному искусству.
Организация выставки детских рисунков.
Мастер- класс «Игры –забавы в воспитании детей».
Мастер класс «Кукла –самоделка» (из пряжи)
Результативность.
У детей появился интерес к изучению русской народной культуры. Сформировался необходимый минимум исторических знаний. Сформировались чувства национального достоинства. Пополнились знания о декоративно – прикладном искусстве России. Расширились знания о традициях русского народа. Возросло желание детей изучать фольклор русского народа во время свободного досуга. Познакомились с народным искусством, с русскими народными играми, с традиционными и обрядовыми праздниками. Дети научились рисовать народную роспись. Различают роспись.
Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа. Организованна выставка творчества детей : «Народная роспись», «Народные игрушки». Показана презентация «Народная игрушка матрёшка». Проведен фольклорный праздник.
Вывод:
Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.