Ирина Зак
Краткосрочный проект в средней группе «Наши шестиногие друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Экологическое образование - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. В современном мире ребенок кроме телевизора, компьютера и игровых приставок должен научиться замечать красоту окружающего мира. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Публикация «Краткосрочный проект в средней группе „Наши шестиногие друзья“» размещена в разделах
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Анализ ситуации
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная. В правильном осознании мира природы им могут помочь только компетентные взрослые.
Цель проекта :
познакомить детей с разнообразием насекомых, выделив их отличительные и общие признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища и усиков, формировать осознанное бережное отношение к природе, формировать начало экологической культуры.
Задачи проекта :
- формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения;
- воспитывать бережное отношение к живому;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать коммуникативные навыки;
- формировать навыки исследовательской деятельности.
- закрепление представления о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты.
-развитие творческих способностей, речи, мышления.
ЭОР: международный образовательный портал (maam.ru);социальная сеть работников образования (nsportal.ru); детский сад (https://detsad.narod.ru); журнал «Детский сад: теория и практика» (https://www.editionpress.ru/magazine_ds/html) и др.
Участники педагогического проекта :
- воспитатели средней группы
- дети среднего дошкольного возраста
- родители воспитанников, бабушки и дедушки
- узкие специалисты: музыкальный руководитель; учитель-логопед
Планируемый результат
Краткосрочный результат :
- дети знают и называют насекомых (5 видов);
- особенности внешнего вида, жизненные проявления, повадки;
- знают, какую пользу, вред приносят человеку насекомые;
- составляют последовательный рассказ о насекомом по планам – схемам с помощью воспитателя;
- умеют с помощью различного материала совместно с воспитателями создавать образ насекомого;
- активизировалась коммуникативная функция речи и познавательная деятельность детей;
Система работы
План мероприятий по реализации проекта.
Организационный этап.
(18.05.- 21.05.2015г.)
1. Подбор масок, эмблем
2. Подбор энциклопедий, журналов о насекомых
3. Оформление НОД
4. Подбор художественного слова
5. Подбор дидактических игр (лото, пазлы)
6. подбор дисков со звуками насекомых
Основной этап.
(22.05. – 27.05.2015г.)
Предполагаемая дата проведения мероприятия Место проведения мероприятия Наи Наименование
мероприятия Ответственный
за выполнение
22.05.2015г. В средней группе - Дидактические игры: «Узнай, чьё крылышко»,
«Подбери признак», «Соедини точки и узнай во что превратиться гусеница»;
Настольные игры: «Найди пару», «Собери картинку», «Кто это?»; Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «День и ночь», «Поймай комара».
- НОД: «Путешествие к друзьям насекомым»; «Насекомые»; «В мире насекомых»; «Божья коровка» и др. Воспитатели средней группы
25.05.2015г. Бузулукский бор
- Экскурсия в лес. Наблюдение за насекомыми. Беседы о внешнем виде и повадках насекомых. После экскурсии совместно с детьми сделать на участке муравейник и муравьев из бросового материала. Воспитатели старшей группы, родители, старший воспитатель.
26.05.2015г. В музыкальном зале детского сада Драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» для второй младшей группы. Воспитатели средней группы; муз. руководитель
27.05.2015г. Организация выставки поделок из подручного материала «Насекомые». В музыкальном зале. Воспитатели средней группы, родители.
Заключительный этап.
(28.05. – 29.05.2015г.)
1. Закрепить знания детей о насекомых на заключительном этапе (их названия, особенности внешнего вида, как передвигаются, какой звук издают, как зимуют, какую пользу и вред приносят людям, находить сходства и различия между ними). Обработать результаты реализации проекта.
2. Оформить методические рекомендации «Памятка для родителей, желающих участвовать в проекте»; Консультации для родителей: «Если ребенка ужалила пчела», «Если ребенок боится насекомых».
3. Провести конкурс рисунков «Мое любимое насекомое»
4. Оформить выставку поделок для участка: «Шестиногие малыши».
5. Разработать стенд «Насекомые». Родители с детьми составляют и записывают рассказ о насекомых, помогают оформить рисунками, фотографиями.
6. Коллективная работа (коллаж) - «На лесной полянке».
7. Оформить уголок природы поделками, сделанными своими руками.
Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители не всегда осознанно, ненавязчиво способствуют:
- развитию личности ребенка, его творческих способностей
- приобщению детей к общечеловеческим ценностям
- формированию творческого воображения
- развитию любознательности
Для успешной реализации проекта также проводилась работа с родителями:
- консультации в уголке для родителей и индивидуально: «Как привить любовь к природе»; «Первая помощь при укусах насекомых»; «Если ребенок боится насекомых»; «Насекомые в жизни человека» и др.
- оформление альбома родителями вместе с детьми о любимом насекомом (наполнить альбом рисунками, фотографиями, рассказами, стихами, загадками).
Анкета для родителей: «Экологическое воспитание детей»
ФИО ребенка.
Возрастная группа.
1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?
2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?
3. Интересует ли Вас лично данная проблема?
4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОО много внимания уделяется экологическому воспитанию?
В чем это проявляется?
- Ребенок много рассказывает, - просит завести животное, - растение дома,
- обращает внимание на окружающую его природу, - просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное, подчеркнуть)
5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? Чем можете оказать помощь ДОО по экологии?
6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОО работу по экологическому воспитанию дошкольников?
В чем это проявляется?
- Беседовали с ребенком о природе; - оборудовали в семье уголок природы;
- приобрели животных; - подкармливаете птиц, - выбираетесь чаще на природу; - проводите наблюдения с детьми за природными объектами; - сажаете деревья, - охраняете природу (нужное, подчеркнуть).
7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе?
Нужно ли это делать?
8. В чем Вам нужна помощь ДОО по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми.).
9. Как оцениваете работу ДОО по данному вопросу?
10. Ваши предложения, пожелания.
«Экологическое образование в семье»
1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)
2. Есть ли комнатные растения? Какие?
3. Кто ухаживает за животными или растениями?
4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает? – Подчеркнуть или дописать.
5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?
6. С какой целью?
7. Где ребенок обычно проводит лето?
8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?
9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.
Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»
1. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?
2. Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?
3. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего села, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы? Как часто, вы вместе с ребенком, совершаете выезды на природу?
4. Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?
5. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе?
6. Как вы считаете, в нашем селе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?
Информационно – методическое обеспечение:
- дополнительная литература
- образовательные ресурсы
- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни
- формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом
- выход за пределы группы
- выход за пределы ДОО
- выход в Интернет
Результативный этап:
Малышей привлекает все живое, движущееся, они хотят познать этот мир. Дети часто берут в руки разных насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Благодаря этому проекту дети узнали, как нужно обращаться с насекомыми. В результате работы над проектом у детей появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности. Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе. Дошколята хотят еще больше получать информацию о насекомых. Дети были очень довольны. Больше всего им нравилось лепить, рисовать и делать поделки прямо на улице. Большой восторг вызывали подвижные игры, т. к. шапочки для игроков они делали совместно с воспитателем. Некоторые дети с большим желанием воспроизводили услышанные произведения в театрализации. Но самое главное восхищение детей было видеть свои работы на выставке. Они просили сходить на выставку каждый день, с гордостью показывали на свои творческие работы, и совместные работы с родителями. Благодаря этому проекту, жизнь в детском саду была насыщенной интересной деятельностью, прогулками и положительными эмоциями. Дети многое узнали.
«Список используемой литературы»
1. Аллаярова Р. Ф. Ознакомление с природой родного края через экологическую тропу//Дошкольная педагогика. –2011.– № 6.–С. 27–28.– План работы на экологической тропе в средней группе.
2. Аллаярова Р. Ф. Взаимодействие воспитателя-эколога с педагогами по ознакомлению средних дошкольников с природой родного края [ДОУ «Олененок» г. Новый Уренгой]/ Р. Ф. Яллаярова, О. А. Василихина//Дошкольная педагогика. – 2014.–№ 6.–С. 23–26.– Рекомендации эколога для педагогов средней группы; Примерное программное содержание работы по циклу занятий «Времена года».
3. Андриенко Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников//Дошкольная педагогика. –2012.– № 1.–С. 10–12.– Классификация игр.
4. Антипина Г., Чупрова Л., Калараш Е. Войди в лес другом!//Дошкольное воспитание. –2011.– № 8.–С. 34–39.
5. Апполонова Н. И. "Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!" : [проектная работа с дошкольниками]/ Н. И. Апполонова, Г. Ф. Балатанова//Ребенок в детском саду. –2011.– № 3.–С. 63–66.
6. Афимьина В. С. Маленькие экологи: Занятия: Средняя группа группа//Ребенок в детском саду. –2014.– № 6.–С. 53–59.
7. Ашикова Т., Ашиков С. Природа, творчество и красота: [Занятия на тему «Цветы и бабочки» в форме театрализованной игры]//Дошкольное воспитание. –2013.– № 7.–С. 2–8.–(Воспитание и обучение).
8. Балаценко Л. И. Занятия по экологии: [«Чудесный подарок», «Лесной доктор» (средняя группа)]//Ребенок в детском саду. –2012.– № 3.–С. 67–69.–(Практика).
9. Баранникова Э. Э. Игры-сказки в экологическом образовании/ Э. Э. Баранникова, И. Л. Румянцева, Н. И. Апполонова//Современный детский сад. –2010.–№ 4.–С. 65–69.