Марина Токарева
Краткосрочный проект в разновозрастной старшей подготовительной группе «Мини-музей магнитов «С миру по нитке»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок»
Краткосрочный проект в разновозрастной старшей подготовительной группе
«Мини-музей магнитов «С миру по нитке»
Подготовила :
воспитатель Токарева Марина Викторовна
г. Бор
2023 год
Актуальность.
Публикация «Краткосрочный проект в разновозрастной старшей подготовительной группе „Мини-музей магнитов „С миру по нитке“» размещена в разделах
- Конструирование, поделки из ниток
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2023
На оформление мини-музея в группе детского сада меня натолкнули строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей, – сказала мне сестра». Ведь наш детский сад находится в сельской местности где поблизости не имеется музея. К сожалению, не только мы сталкиваемся с такой проблемой. Из многих окраинных поселков района не так-то просто добраться с маленьким ребенком до центра нашего города, где расположен музей. Именно поэтому я решила создать собственный музей, пусть и маленький. Считаю, что со временем это направление приобретет большую популярность, так как сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.
Что такое музей думаю понятно всем. Но что такое мини-музей знает не каждый. Во-первых, «мини» говорит о том, что музей в детском саду будет занимать небольшое количество места. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, приемной, коридора, музыкального зала и д. р. Во-вторых, он создается для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются в настоящим музеям. Важно, чтобы при создании мини-музея принимали активное участие не только дети, но и их родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Именно они помогают в оформлении экспозиции, приносят экспонаты, собирают коллекции.
Как правило раньше в музее было запрещено своим посетителям прикасаться к экспонатам. Сейчас уже многие их них работают с детьми и не только разрешают, но и всячески рекомендуют юным посетителям прикоснуться и поближе разглядеть экспонаты. В мире высоких технологий музеи стали интерактивными. Но если «взрослые» музеи только переходят на интерактивный формат, то детсадовские мини-музеи с начала своего существования становятся такими. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять домой на время, что безусловно, очень привлекает детей.
Вид проекта : краткосрочный, групповой
Срок реализации: неделя.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Тип проекта : Познавательно-исследовательский, творческий.
Цель проекта :
- познакомить детей с историй развития музеев, развивать у детей интерес к музеям, воспитывать у детей желание самому принимать активное участие в подготовке и возникновении мини-музея.
- учить детей правилам поведения в общественных местах в частности в мини-музее, воспитывать у детей культуру поведения.
- учить детей самостоятельному рассказу о магнитах, которые они принесли в мини музей, вспомнить, где они приобрели этот магнит, развивать у детей самостоятельность в рассказе, воспитывать интерес к экспонатам музея.
- рассказать детям о магнитах, кто их изобрел и придумал, где использовали эти магниты и для чего они нужны в нашей жизни.
-рассказать детям о людях, которые коллекционировали магниты всю свою жизнь, развивать у детей интерес к магнитному хобби.
Проектный продукт : мини-музей магнитов «С миру по нитке» знакомство с экспонатами, создание мини-музея магнитов детьми с помощью педагогов и родителей.
Задачи проекта :
Образовательные:
- познакомить детей с историей возникновения магнитов;
- обогатить словарный запас по данной теме (владеть понятиями – хобби, путешествие, достопримечательность, экскурсия и т. д);
- побуждать в детях желание познавать окружающий нас мир, принимать на себя роль экскурсовода.
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать и анализировать;
- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
- развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и бережное отношение к экспонатам.
Ожидаемый результат:
-Получение информации из личного опыта, других источников;
-Продукты детской деятельности (рисунки, поделки).
Формы работы:
•Беседы
•Рассматривание магнитов
•Наблюдения
•Работа с родителями
•Оформление мини-музея.
•Игры
•Продуктивная деятельность.
Образовательный этап
- Заинтересовать детей и родителей данной темой.
- Планирование работы по организации мини-музея для всестороннего развития детей.
Этапы осуществления проекта :
1 этап – Аналитический
С педагогами и родителями:
-Провести анкетирование среди педагогов и родителей о целесообразности создании-мини музеев.
-Изучить вопросы по теории музейной педагогике.
-Разработать и создать Положение о мини- музеи.
-Составить алгоритм создания мини-музея в группе.
-Пополнить материально- техническую базу детского сада экспонатами будущих мини- музеев.
С детьми:
Прежде чем, организовать мини- музей в группе,педагог должен заинтересовать детей, дать понятие, что такое музей, для этого необходимо:
-Провести экскурсию в настоящий музей города (краеведческий, исторический, художественный).
-С помощью интерактивных технологий провести мини- видио- экскурсии
- Совместно с родителями и детьми наметить проект по созданию мини-музея в группе.
Постановка цели. Решение о создании проектного продукта. Составление плана работы над проектом (с учётом помощи со стороны родителей воспитанников).
Мотивировать дальнейшее стремление создавать другие мини музеи.
2-й этап – Организационный.
-Разработать Правила поведения детей в мини-музее.
-Начать создание мини-музея в группе, выбрать с детьми место в группе для мини-музея начать и постоянное его пополнения экспонатами.
-Активизировать помощь родителей по пополнению мини-музея экспонатами, литературой.
-Организовать с детьми поисково-познавательную, коммуникативную деятельность в мини-музеях ДОУ с экспонатами на их отличие, сравнение по цвету, форме, величине, длине, материалу, узору, цвету и т. п.
-Пополнение знаний воспитанником о традициях родной культуры, об экспонатах.
- В мини- музеи групп организуется игровая деятельность детей, использование экспонатов в играх, в организованной образовательной деятельности по счету, в ознакомлении с художественной литературой, в театрализованных играх и др.
- Закрепляются знания детей об экспонатах мини- музея через продуктивную совместную и самостоятельную деятельность детей в изодеятельности, конструировании. (полученные знания в мини- музее отображают в коллажах, рисунках, аппликации, лепке, конструировании)
3-й этап - Заключительный
Задачи, решаемые в процессе деятельности в рамках мини-музея, созвучны с основными задачами современных комплексных программ. Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии. И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
• выявление творческих способностей детей;
• расширение представлений о содержании музейной культуры;
• развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
• создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные : проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях.
Можно организовать проведение экскурсии в мини-музее для детей других групп (экскурсоводы- дети). Подготовка презентации «Мини- музей нашей группы», с которой воспитатель выступает перед родителями на родительском собрании и педагогами ДОУ.
На заключительном этапе через сюжетно- ролевую игру «Музей» можно выявить заинтересованность детей, их мотивацию, и полученные знания, приобретенные через организацию мини- музея в группе : дети с интересом, самостоятельно организуют игру, распределяют между собой роли, общительны, коммуникабельны, у них богатый словарь, они с уважением относятся к прошлому своего народа, ценят экспонаты старины.
В итоге проделанной работы можно провести конкурс мини-музеев групп ДОУ и оценить активность совместной работы педагогов и родителей.
Вывод
В ходе осуществления проекта «С миру по нитке» дети познакомились с историей возникновения магнитов, получили информацию о людях, коллекционирующих магниты, поделились рассказами о том где побывали вместе с родителями.
В результате бесед, познавательных занятий совершенствовались навыки речевого общения. Дети овладели основными понятиями хобби, путешественник, достопримечательность, экскурсия, что так же помогло их общению в ходе проекта.
Знания, полученные в ходе проекта, ребята применяли во время общения друг с другом, делились эмоциями от путешествий. Таким образом, в ходе данного проекта были созданы условия для развития познавательных и творческих способностей детей.
Приложение
Анкета для родителей
«Использование музейной педагогики в ДОУ»
1. Что вы понимаете под термином «музей»?
2. Посещаете ли вы музеи, выставки нашего города? Если нет, то почему?
3. Возможно ли создание мини-музеев в детском саду?
4. Какие цели можно реализовать при создании мини-музеев?
5. Как вы считаете, кто может участвовать в создании мини-музеев в детском саду?
- воспитатели;
- родители;
- дети.
6. Какие качества развиваются у ребенка в процессе работы мини-музея?
- наблюдательность;
- любознательность;
- усидчивость;
- познавательность.
7. Как вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с семейными традициями и родословной семьи?
8. Хотели бы вы, чтобы ваши дети участвовали в создании и участии мини-музея в детском саду?
9. Хотели бы вы участвовать в создании мини-музея в детском саду?
Приложение
Алгоритм по созданию мини-музеев в группах :
1) выбор темы мини-музея
2) определение места размещения мини-музея
3) планирование экспозиций
4) выбор дизайна оформления мини-музея
5) подбор экспонатов
6) оформление паспорта мини-музея
7) разработка форм работы с экспозициями мини-музеев
8) разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей
9) планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях ДОУ.
Приложение
Правила поведения в мини- музее.
• В нашем музее экспонаты разрешено трогать руками!
• Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.
• Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
• Можно и даже нужно задавать вопросы.
• Можно пополнять музей новыми интересными экспонатам.