Получи документы

Краткосрочный проект в разновозрастной группе «Хлеб — всему голова»

Любовь Филимонова
Краткосрочный проект в разновозрастной группе «Хлеб — всему голова»

В каждом зёрнышке пшеницы

Летом и зимой, Сила солнышка хранится, И земли родной. И расти под небом светлым, Строен и высок, Словно Родина бессмертный, Хлебный колосок. Орлов В.

Краткосрочный проект в разновозрастной группе:

«Хлеб - всему голова»

Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: с 30.09. по 04.10.2024 года

Актуальность: Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будние и в праздничные дни. Без него не обходится ни один прием пищи. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить.

У современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Дети перестали ценить хлеб, как главный продукт питания для русского человека. И чтобы его вырастить необходимо, приложить много сил и труда. Поэтому вместе с ребятами разновозрастной группы мы решили, проследить весь путь хлеба от зернышка до нашего стола.

Ожидаемые результаты:

• сформировать у детей представления о ценности хлеба;

• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

• воспитывать бережное отношения к хлебу.

Цель: - формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.

Задачи:

Образовательные:

• изучить историю возникновения хлеба;

• познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;

• расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении.

Развивающие:

• развивать познавательно – исследовательскую деятельность;

• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

Воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;

• воспитывать желание делиться полученными знаниями.

• Познавательное развитие;

• Речевое развитие;

• Социально-коммуникативное развитие;

• Художественно-эстетическое развитие.

Задачи по работе с родителями:

- привлечь родителей к организации и реализации проекта;

- порекомендовать совместно с детьми выучить стихи, пословицы, поговорки о хлебе.

Этапы проекта.

Подготовительный этап:

- определение объектов изучения;

- подбор семян злаков, предметов ухода, формочек для теста, ручной мельницы;

- подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе;

- определение уровня знаний детей о хлебе;

- постановка целей и задач проекта.

Основной этап.

Комплексно-тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребёнка всех образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.

Познавательное развитие:

Беседы: «Как на наш стол хлеб пришел»;

«Кто такой хлебороб?»;

«Как растили хлеб в старину»;

«Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»;

«Какой бывает хлеб».

Просмотр презентаций: «Кто хлеб растил»

«Хлеб - батюшка»

«Как пекут хлеб»

Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»

Рассматривание картин И. И. Шишкина «Рожь», И. И. Машкова «Снедь московская», С. А. Куприянова «Посев», «Уборка».

Проведение НОД:

ФЦКМ: «Как хлеб пришёл на наш стол»

Чтение художественной литературы: В. Ремизов «Хлебный голос»

Просмотр мультфильмов: «Золотые колосья» белорусская сказка;

«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Г. Х. Андерсена

Знакомство с профессиями: агроном, комбайнер, пекарь, кондитер, продавец

Опытно-экспериментальная деятельность: замешивание теста

Чтение художественной литературы о хлебе:

• Сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»

• М. Глинская «Хлеб»

• Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;

• И. Токмакова «Что такое хлеб»;

• С. Погореловский «Вот он хлебушек душистый»

• С. Михалков «Булка»

• Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья»;

«Хлебный магазин»;

«Кулинария».

Дидактические игры:

«Четвёртый лишний»

«Назови профессию»

«Что сначала, что потом»

«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

«Как превратить муку в тесто?»

«Назови ласково».

Заучивание стихов о хлебе

Художественно-эстетическое развитие:

Изобразительная деятельность:

• Рассматривание картин и иллюстраций о хлебе;

• НОД «Золотые колоски хлеба» (аппликация)

• НОД «Каравай» (рисование,

«Колосок» (рисование)

Физическое развитие:

Пальчиковые игры: «Копна»,

«Печём блины»,

«Месим тесто»

Физкультурные минутки: «Каравай»,

«Колосок и зернышки»,

«Фрукты»

Подвижные игры: «Каравай»,

«Пирог»,

«Дружные зёрна»,

«Мышеловка».

Заключительный этап:

• обобщение результатов работы;

• оформление выставки рисунков и аппликации;

• памятка для родителей правила обращения с хлебом;

• создание альбома: «Хлеб – всему голова».

• развлечение «Вот он, хлебушко душистый»

Список используемой литературы:

1. Шорыгина, Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера,2016. – 80 с.

2. Расскажите детям о хлебе. Умные карточки для занятий в детском саду и дома, Мозаика-Синтез.

3. Кочкина, Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М. : – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

История появления хлеба.

Первыми возделываемыми человеком злаковыми культурами были пшеница и ячмень, принесенные в Древний Египет финикийцами. Во время правления фараона в долине Нила открыли секрет брожения зерновых, и стали производить не только пиво, но и первый дрожжевой хлеб. Древние пекари догадались применить для закваски осадок от изготовленного пива. Не исключено, что в первый раз дрожжи совершенно случайно попали в уже замешанное хлебное тесто. Вот именно с того момента и начинают различать дрожжевые и без дрожжевые хлебы.

Древнеегипетские традиции унаследовали греки, а так как в Европе пива не было, то для заквашивания теста стали применять смесь из муки и виноградного сока, которую предварительно сбраживали на свежем воздухе в теплом месте.

Хлебопекарные традиции завоеванной Греции были унаследованы воинственной Римской империей, где и получили дальнейшее развитие.

В качестве закваски остроумные и находчивые римляне стали использовать вчерашнее тесто, которое специально для этого оставляли. Позже они научились выпекать сладкий хлеб. В него добавляли молоко, мед, жир. Усложнённая технология производства делала этот хлеб достаточно дорогим.

Разнообразие тогдашних форм хлеба поражает воображение - пирамидальный, круглый, продолговатый, в форме плетенок, рыбок, сфинксов. На хлебе было принято ставить специальные метки в виде крестика, розы, знака рода или семьи. Хлеб для детей украшали изображениями индюка, петуха, котенка и других животных.

Традиции римского хлебопекарства просуществовали не один век, пока после покорения империи полчищами варваров Рим не открыл дорогу хлебу в остальную Европу.

Таким непростым, долгим и интересным был путь хлеба к столу европейцев.

РАЗВЛЕЧЕНИЕ

Тема: «Вот он, хлебушко душистый»

Цель: Закрепление представления детей о хлебе

Задачи:

1. Расширять и систематизировать представлений о том, как рождается хлеб.

2. Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме: «Хлеб».

3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей.

4. Развивать физические качества - ловкость, быстроту, быстроту реакции

Оборудование: музыкальный центр; мультимедиа; колоски ржи и пшеницы; 2 флажка (разных цветов); 2 ложки; 2 игрушки грузовика; 2 обруча, мелкие игрушки.

2 иллюстрации мельницы; сюрприз - пряники (булочки, печенье по количеству человек).

Методические приемы: беседа с детьми, загадки, подвижные игры, музыкальное сопровождение, дидактическое упражнение «Какой хлеб».

Предварительная работа: чтение сказки «Колосок», просмотр иллюстраций о хлебе. Игра волшебный мешочек. Игра расставь по порядку.

Словарная работа: пшеничный, ржаной, обмолачивать, комбайн, сеялка, элеватор, хлебобулочные изделия.

Ход занятия

Дети входят в зал под музыку, на проекторе слайды изображения хлебобулочных изделий (мультимедиа) Дети садятся на стульчики.

Ведущий: - Ребята, посмотрите на картинки (выставлены иллюстрации с изображением хлебобулочных изделий) Рада вас приветствовать на нашем развлечении! Вы мне ответите, отгадав загадку.

Разгадайте загадку.

Он у нас такой душистый,

Вот он теплый, золотистый

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! (хлеб)

- Ребята, что вы сегодня ели на завтрак?

- А вчера?

- А что было на обед?

- Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером?

- Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб. Ребята, а вы любите хлеб?

- Какой хлеб вы любите? (Белый, булки с изюмом, мягкий и т. д.).

- Давайте с вами подумаем и назовём, каким бывает хлеб? (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный)

- Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.

Стихи о хлебе рассказывают дети:

На полях поспела рожь.

Каждый колосок хорош.

Туча просит: не зевай!

Хлеб скорее убирай,

Чтоб у каждого стола

С хлебом хлебница была.

В каждом зёрнышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И расти под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Хлеб душистый, хлеб румяный,

На столе он самый главный

Прямо с пылу, прямо с жару

Хлеб притопал к самовару.

- Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл? (Мама купила в магазине)

- А, как он в магазин попал, хотите расскажу? (мульти медиа)

- Сначала зёрнышко пшеницы сажают в землю, специальными машинами-сеялками.

- Потом вырастают вот такие колоски (показать колоски ржи пшеницы - спросить чем отличаются колоски, какой хлеб получается из колосков ржи и пшеницы)

- Пшеницу и рожь собирают комбайны, обмолачивают и машины увозят зерна на элеватор. Там зерно хранят и потом отвозят на мельницу.

- Зёрна перемелют в муку. Из этой муки на хлебозаводе (завод, где пекут хлеб) пекут хлеб, хлебобулочные изделия (булочки, пирожки и т. д.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В землю зернышко сажаем, (на ладошке шипки)

И из лейки поливаем. (поглаживания)

И растет, растет росточек (руки вверх)

Вырастает как грибочек. («домик»)

Вырастают колоски (руки в стороны)

Не бывалой высоты…. (руки под подбородок)

Тут комбайн приезжает (моторчик)

Да все зерна собирает. (хлопки)

И в машину все сгружает (с ладошки на ладошку)

Зерно на мельницу попадает (мельница)

Получаем мы муку (ладошки перед собой)

Вот такую красоту. (большой палец вверх)

Из муки мешаем тесто, (руки перед собой - сжать разжать кулачки)

А потом поставим в печь. (ладошки вверх, руки перед собой прямые)

Из печи когда достанем (сжать кулачки, руки к себе на уровне груди)

Хлеб румяный получаем. (показать хлеб)

1) Игра на внимание: «Не ошибись»

Правила игры.

Дети сидят на стульчиках.

Когда ведущий поднимает красный флажок - дети дружно хором должны сказать «Пшеница», а когда синий - «Рожь». А когда ведущий поднимает обе руки, все кричат: «Хлеб». Ведущий старается запутать детей.

2) «Отгадай загадки»

У лепешки, каравая, сушки,

Плюшки, пирожка

Мать от рождения седая

По имени (мука)

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены (колос).

Рос сперва на воле в поле

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна в муку и тесто,

В магазине занял место. (хлеб)

Корабль – великан по земле идет,

Поле пройдет урожай соберет. (комбайн)

Пятница – юрица на ветер глядит,

Крыльями машет, сама ни с места. (ветряная мельница)

ЭСТАФЕТЫ

3) «Комбайнеры»

Давайте с вами представим, что мы попали на поле, а на нем растет пшеница, (мультимедиа с пшеничным полем) а мы с вами комбайны. Посмотрите - у нас выросла пшеница. А комбайнерам ее надо собрать, и засыпать в грузовик (игрушки). На столе (поле) лежит пшеница (в обруче) - дети подбегают с ложкой, зачерпывают из кучки зернышки, и уносят на другой стол (в машину). Так по очереди. На время - кто больше зерен перенесет.

4) «Перевези зерно»

Внимание, внимание! Комбайны пока перевозили - рассыпали зерна по дороге. Сейчас мы все вместе соберем зернышки. И увезем их на мельницу, чтобы там получилась мука.

Зерна рассыпаются на полу в обруч в 1 общую кучу. Дети, пока звучит музыка, все вместе подбегают и набирают зерно из общей кучи и «увозят» его к себе в «Мельницу». (изображение мельницы на мольбертах). Каждая команда собирает зерно на свою «мельницу».

Хоть и собрано зерно,

Да не хлеб еще оно.

Здесь такое с ним творится!

В оборот его берут

И в муку его сотрут.

5) Игра: «Кто назовет больше сортов хлеба?»

Две команды – ведущий по очереди бросает мяч игрокам то одной, то другой команды, поймавший мяч, называет разновидности хлебобулочных изделий, проигрывает команда, не сумевшая назвать вариант или можно вести счет.

Булка, батон, сайка, слойка, блин, бублик, баранка, кекс, пирожок, кулебяка, пирожное, торт, пирог, калач, каравай, пряник, кольцо, лепешка…

- А сейчас мы посмотрим мультфильм про одну девочку.

Мультфильм: «История о девочке, наступившей на хлеб»

- Слава Миру на земле!

Слава Хлебу на столе!

В нем – Здоровье наше, сила,

В нем – Чудесное тепло.

Сколько рук Его растило,

Охраняло, Берегло!

Людям – хлеб, Детям – мир

Пусть начнётся дружный пир.

Крикнуть нам сейчас пора Хлебу дружное «УРА!»

Вручаются детям пряники (печенье).

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

О пользе хлеба.

1. Хлеб-источник белков, углеводов и витаминов. Он даёт энергию для нашего мозга.

2. В нём содержится клетчатка. Он играет важную роль в предотвращении таких заболеваний как ожирение, диабет.

3. Видов хлеба много, выпекая его сами, мы можем выбрать тот рецепт, который нам по душе.

Правила обращения с хлебом:

• Хлеба нужно брать столько, сколько потребуется;

• Хранят хлеб в специальных хлебницах. Можно для этой цели использовать и полиэтиленовые пакеты;

• Никогда не бросай хлеб;

• Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд;

• Не оставляй недоеденных кусков;

• Береги хлеб, он дорого достается.

Как использовать остатки хлеба.

1. Сделать сухарики (их можно добавить к бульонам, супам, чаю).

2. Приготовить квас, на основе чёрных молотых сухарей.

3. Испечь торт, из молотых белых сухарей.

4. Сделать панировочные сухари (в них обваливают котлеты, рыбу, мясо перед тем как жарить, а ещё присыпают пироги, запеканки пудинги)

5. Покормить птиц, бездомных животных.

6. Использовать как удобрение.

История Хлеба.

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб- посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.

Изменяется жизнь, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остаётся самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт, с хлебом встречали с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернётся.

У каждого свой хлеб. Каждый по - своему помнит, ценит и воспринимает его.

Но есть для всех исключений одно общее: хлеб - это жизнь. Наш народ хлебосолен. Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду 120 профессий.

Помните!

Хлеб - не только дар природы,

Хлеб - наш труд, не забывай!

Береги же наш народный

Драгоценный каравай!

У хлеба долгая память,

он не прощает неряшливости

и безответственного к себе отношения.

Публикации по теме:

Фотоотчет по проекту «Хлеб всему голова» в старшей разновозрастной группеФотоотчет по проекту «Хлеб всему голова» в старшей разновозрастной группе [b]Проект «Хлеб всему голова».[/b] В России относились к хлебу всегда по-особому. Но в наше время у детей недостаточно сформированы знания.

Фотоотчет о реализации проекта в разновозрастной группе «Хлеб — всему голова»Фотоотчет о реализации проекта в разновозрастной группе «Хлеб — всему голова» Фотоотчет проекта в разновозрастной группе «Хлеб - всему голова». Елена Владимирова Доброе время суток! Уважаемые коллеги! Представляю вашему.

Фотоотчёт об экспериментальной деятельности в разновозрастной группе в рамках проекта «Хлеб всему голова». Часть 1Фотоотчёт об экспериментальной деятельности в разновозрастной группе в рамках проекта «Хлеб всему голова». Часть 1 В нашей группе стартовал интересный и познавательный проект "Хлеб всему голова".Первое занятие было посвящено знакомству и изучению колосков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краткосрочный проект в разновозрастной группе «Хлеб — всему голова»
Опубликовано: 17 октября 2024 в 12:45
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Краткосрочный проект в разновозрастной группе «Хлеб — всему голова»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Филимонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День отца. Передвижка

День отца в России отмечается в третье воскресенье октября. Этот праздник учрежден, чтобы привлечь внимание к важнейшей роли мужчины в семье и обществе, поддержать семейные ценности и традиции.


20 октября. День повара. Передвижка «Готовим вместе с ребенком»

20 октября во всем мире ежегодно празднуют День повара — свой профессиональный праздник отмечают представители одной из самых востребованных профессий в мире.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД