Оксана Бассауэр
Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе «Удивительный мир бактерий»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы: «Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости» - так гласит народная мудрость. В наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Статистика бьет тревогу.
Мы считаем, что важно формировать у детей дошкольного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья. Для реализации данного направления педагогической деятельности был разработан проект «Микробы» для детей старшего дошкольного возраста. Жизнь человека неотделима от жизни микробов. Мы существуем с ними бок о бок, используя свойства полезных и, нейтрализуя опасные микробы и вирусы.
Публикация «Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе „Удивительный мир бактерий“» размещена в разделах
Цель проекта : формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о микробах, оказывающих вредное и полезное влияние на здоровье человека.
Задачи проекта :
• получить некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат);
• узнать, что микроорганизмы бывают полезными и вредными;
• получать новые знания с помощью микроскопа;
• подвести к пониманию значения бережного отношения к своему здоровью;
• познакомиться с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы детьми в окружающей их жизни.
Продолжительность проекта : 1 неделя
Тип проекта : исследовательско-творческий.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Возраст детей: 6 -7 лет.
Этапы проекта :
I. Подготовительный.
1. Постановка проблемы, определение цели и задач работы. Активизировать интерес детей к здоровью человека и своему собственному.
2. Подбор методической литературы, дидактических игр, иллюстрированного материала по данной проблеме.
3. Привлечение внимания родителей к проблеме оздоровительной работы с детьми.
II. Основной.
1. Использование разработанных мероприятий в работе с детьми.
III. Заключительный.
1. Тематическая выставка детских проектов «Все о микробах».
2. Предполагаемый результат:
Появление интереса детей к здоровому образу жизни; сохранение и укрепление здоровья детей; активное включение родителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1этап – подготовительный.
Создание проблемной ситуации, планирование работы. Создание проблемной ситуации «Для чего нужно мыть руки»
Выявление знаний у детей о микробах
Рассматривание иллюстраций.
Составление плана работы.
2 этап - поиск информации
Поиск информации. Рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий, чтение детям книг: К. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», А. Барто «Девочка чумазая», З. Петрова «Спасибо зарядке», Л. Зильберг «Потому, что принимаю витамины А, В, С, D»
Проведение опытов, экспериментов
НОД «Микробы и методы борьбы с ними»
Дидактическая игра «Полезные продукты»
Беседа «Нам микробы не страшны, с чистотой мы все дружны»
Игровая ситуация «Как защититься от микробов?»
Беседа «Что едят микробы»
Загадки про здоровый образ жизни
Чтение и заучивание пословиц и поговорок о здоровом образе жизни.
3 этап – заключительный. Подведение итогов.
Выводы: по завершению проекта дети должны усвоить, что такое микробы и как не допустить попадания их в организм человека, познакомиться с оптическим прибором – микроскоп. Научится применять полученные знания в свободном общении со взрослыми и сверстниками.
В заключение хочется сказать, что в ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста
-Знаете ли вы, что слово «здравствуйте» не только вежливое слово-приветствие, но и слово-пожелание, пожелание здоровья. Я желаю вам здоровья! Здравствуйте! Будьте здоровы! А здоровье нам сейчас очень понадобиться, ведь на улице осень. Холодно. В осенний период люди часто болеют.
Дети, кто из вас знает, что такое микробы?
- Микробы – это очень маленькие живые существа. Ребята, чтобы узнать больше о микробах – вредителях нашего здоровья, мы должны вначале их увидеть. С помощью чего можно это сделать? Как вы думаете? (Ответы детей)
ОПЫТ №1 «МИКРОБЫ В ВОДЕ»
Цель: учить ребенка пользоваться микроскопом.
Материал: микроскоп, пипетка и вода из водоема.
Ход эксперимента: Рассматривание капельки воды под микроскопом.
Вывод: даже в маленькой капельке воды, живет много микробов, поэтому воду из водоема пить нельзя.
Можно микробы увидеть и без микроскопа. Для этого мы провели опыт с хлебом.
ОПЫТ №2 «ПЛЕСЕНЬ»
Цель: с помощью кусочка хлеба получить плесень.
Материалы: два кусочка хлеба, полиэтиленовый пакет, тарелка.
Ход эксперимента: кусок хлеба поместили в полиэтиленовый пакет. Через пять дней он покрылся плесенью. Плесень – это один из видов микробов. Есть такой продукт нельзя – он испорчен.
Вывод. Микроорганизмы вызывают порчу продуктов. Плесень очень страшна. Она заразила весь хлеб.
- Дети, а что едят микробы? Микробы едят всё : хлеб, фрукты, овощи, суп, деревья, листья, краску, землю.
Давайте вернёмся к нашему кусочку хлеба, на котором поселились особые микроорганизмы, которые называются плесенью. Она может быть опасной для человека.
Но есть микробы, которые для людей не опасные, даже, наоборот, они бывают очень полезными. Например, с помощью молочных микроорганизмов делают кефир, простоквашу, йогурт, творог, сыр и многие другие вкусные вещи.
Но есть ещё одни микробы, которые поселяются в человеке. В зависимости от того, в каком органе поселился микроб, возникает та или иная болезнь. Например, если микробы поселяются в горле, начинается ангина, если в ухе – воспаление уха, если в зубе – то кариес. То время, когда идёт эта борьба, называется - болезнью. Чтобы легче было бороться, человек помогает себе. Что он делает? (Пьёт лекарство, которое назначает врач, делает уколы).
- Кто кого победит? Конечно, чаще всего побеждает человек, но болеть всё равно очень неприятно. Человек теряет силы, поднимается температура, болит голова, горло. Это микробы специально стараются ослабить человека, чтобы им легче было, с ним справится. Но они спасаются бегством от тех, кто? (Правильно питается, чисто моется, занимается спортом).
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло.) Мойдодыру я родня,
Отверни-ка ты меня,
И холодною водою
Живо я тебя умою. До чего ж приятно это!
Дождик теплый, подогретый.
На полу не видно луж,
Все ребята любят. (душ).
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. Резинка Акулинка пошла гулять по спинке,
И пока она гуляла, спинка розовою стала. (Мочалка.)
У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получится много новых.
ОПЫТ №3. «РАЗМНОЖЕНИЕ МИКРОБОВ» Цель: проследить динамику размножения микроорганизмов.
Материалы: пластилин, доски для лепки. Ход эксперимента: отделили от общего куска кусочек пластилина, скатали из него шарик. Это будет один большой взрослый микроб (через некоторое время «микроб» делится пополам). Разделили шарик на две равные части (получится два новых микроорганизма). Но они питаются, растут, поэтому скоро становятся такими же, как и первый микроб. Оторвали еще немного пластилина от общего куска и прилепили его к нашим «молодым микробам» (как будто они выросли). И эти два «микроба» в свою очередь разделили на две части (каждый). Теперь их четыре. И эти микробы в свою очередь тоже скоро вырастут и разделятся пополам. Вот так их количество становится больше и больше.
Вывод: из одного микроба очень скоро получится много новых, таких же, как он, микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Потому что там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Их количество быстро увеличивается. В зависимости от того, в каком органе поселились микробы, возникает та или иная болезнь. Например, если микроб поселился в горле, бывает ангина, если в ухе – воспаление уха, если в зубе – кариес.
ОПЫТ № 4. «РАЗМНОЖЕНИЕ МИКРОБОВ В ОРГАНИЗМЕ». Воспитатель: Ребята, представьте, что графин с водой – это наш организм, а марганец – микробы. Сейчас в воду опустим марганец. Скажите, что происходит, почему так все окрасилось в розовый цвет? Дети: Потому что микробы попали в наш организм и стали быстро размножаться.
- У бактерий нет ни рук, ни ног, ни рта и носа. Нет желудка, сердца, лёгких. Это просто шарики или палочки. Как же они передвигаются? У некоторых есть хвостики, которые называют жгутиками. Жгутик вращается, как пропеллер, и микроб движется. У других микробов жгутиков нет. В жидкости они просто подпрыгивают – как мячик, который мы бьём ладошкой об пол. Там, где сухо, их переносит ветер. А часто их переносят люди и животные.
ОПЫТ №5 «ЧИСТЫЕ РУЧКИ» Цель: увидеть, как микробы передаются от человека к человеку.
Материалы: мука, мыло. Ход эксперимента: чтобы представить на руках человека микробы, которые мы не можем увидеть, мы посыпали руки мукой и показали, как микробы «передаются» от человека к человеку, оседают на предметы общего пользования, игрушки.
Вывод: для профилактики различных заболеваний необходимо соблюдать чистоту рук, тщательно мыть руки мылом.
ОПЫТ №6 «ЧИХ» Цель: наглядно увидеть распространение микробов.
Материалы: пульверизатор, вода. Ход эксперимента: с помощью пульверизатора (распыляя воду) «демонстрируем», что микробы при кашле и чихании распространяются по помещению и заражают детей.
Вывод: когда человек болен, чихает, микробы «разлетаются» повсюду, для этого необходимо для предотвращения прикрывать рот рукой или пользоваться носовым платком, а также пользоваться специальными масками. Стоит микробам попасть в организм человека, они начинают размножаться внутри. Человеку становится плохо, он заболевает. Микробы от больного человека, через кашель или чихание, могут попасть к здоровому. Но от вредных микробов можно защититься.
ОПЫТ №7 «ОПЫТ С ЗЕРКАЛОМ» Цель: наглядно увидеть распространение микробов и как от них защититься. Материалы: зеркало, ватно – марлевая повязка. Ход эксперимента: взяла зеркало и подышала на него – оно «запотело». Тогда я одела ватно – марлевую повязку и еще раз подышал на зеркало, оно осталось чистым. Вывод: повязка защищает от микробов. В помещении, где находятся люди, скапливается много микробов, поэтому нужно проветривать помещение, как можно больше времени проводить на свежем воздухе.
Заключение:
Вот ребята, мы с вами выяснили, что микробы опасны, но человек научился с ними бороться. Самое главное – быть крепким, здоровым, закаленным, заниматься спортом и соблюдать все правила гигиены. Тогда никакие микробы не страшны, даже если вокруг их будет очень много. Организм всегда справится с ними, если его научить, как это делать.