Оксана Владимировна
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Почему листья желтеют и опадают»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовительная группа №5 «Сказка».
Воспитатели: Соколова О. В.
Вид проекта : познавательно – исследовательский.
Срок реализации: краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта : дети, воспитатели, родители подготовительной группы.
Публикация «Краткосрочный проект в подготовительной группе „Почему листья желтеют и опадают“» размещена в разделах
Актуальность проекта : Деревья окружают нас повсюду, однако дети, как правило, мало обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Дерево - прекрасный объект для наблюдений. Они имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами. Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.
Дети легко называют признаки осени. Но никто из детей не знает, почему осенью, как по часам, листья деревьев меняют свой окрас?
Проблемные вопросы:
- Почему осенью желтеют листья?
- Почему осенью листопад?
- Зачем деревья сбрасывают листья?
- Как живет дерево зимой?
Цель проекта : Формировать у воспитанников основы целостного мировоззрения средствами наблюдения и физического эксперимента.
Задачи проекта : Расширять представления детей о природных явлениях осени: почему желтеют листья?
Развивать познавательный интерес детей к исследовательской деятельности в процессе наблюдения за объектами живой природы и экспериментирования и желание познавать новое.
Формировать у детей предпосылки универсальных познавательных действий: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, обобщать, проводить сравнение, анализировать.
Активизировать и обогащать словарь детей.
Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм.
Ожидаемые результаты:
Дети знают и называют осенние месяцы, периоды осени, приметы, умеют наблюдать, исследовать, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Умеют правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу; у детей сформированы навыки ответственного отношения к природе, как к основе экологических условий жизни.
Получили ответы на вопросы:
«Почему осенью листья меняют свою окраску?»
«Что такое листопад?»
«Куда исчезают опавшие листья?»
«Почему деревья сбрасывают листья?»
I этап – Подготовительный
1. Беседа с детьми. Наблюдения с детьми признаков осени.
2. Подбор информационных ресурсов, энциклопедической и художественной литературы, интернет-ресурсов.
3. Создание предметно-развивающей среды: сбор листьев различных деревьев, сбор природных материалов, пополнение уголка природы энциклопедической, художественной литературы по изучаемой теме.
4. Создание проблемной ситуации: почему желтеют листья?
II этап- Основной
1. Беседы с детьми на темы: «Что такое листопад?», «Растения вокруг нас. Деревья и кустарники».
2. Отгадывание загадок по теме «Осень».
3. Д/ и: «Да и нет», «Доскажи словечко».
4. Наблюдения с детьми на прогулке за деревьями, за изменениями погоды осенью.
5. Наблюдения за деревьями вне детского сада совместно с родителями.
6. Чтение детской художественной литературы по теме И. Соколова - Микитова «Листопадничек», А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», Г. Скребицкого «Четыре художника. Осень».
7. Просмотр иллюстраций по данной теме.
8. Рассматривание листьев с различных деревьев.
9. Эксперимент с листьями «Почему лист зеленый?» (выделение из листа хлорофилла, как самостоятельное красящее вещество).
III этап- Заключительный.
1. Выставка совместных работ родителей и детей «Осенняя фантазия».
2. Фотовыставка «Осень золотая».
3. Эксперимент в домашних условия родителей и детей с листьями «Добываем хлорофилл» (выделение из листа хлорофилла).
Вывод.
Проектная деятельность повысила интерес детей, их родителей к познанию окружающего мира путем наблюдения и экспериментирования. Использование в работе исследовательского метода позволило ребенку в ходе эксперимента и практической деятельности находить ответы на интересующие его вопросы, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Приложение.
Беседа "Что такое листопад?".
В-Дети, мы сейчас отправимся в лес. Что такое лес? (ответы детей)
Лес – это место, где много деревьев. В лесу растут кустарники, трава, грибы. В нем живут дикие животные птицы, насекомые. Послушайте стихотворение и скажите, в какой лес мы попали?
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И. Бунин
Правильно мы попали в осенний лес. Осенний лес - какое чудо! Листва ковром лежит повсюду. Деревья стройные стоят, Ветвями на ветру шумят. Как хорошо осенью в лесу!
Утром мы во двор идем Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят, И летят, летят, летят…
- А вы, знаете, почему желтеют листья? А хотели бы узнать эту тайну? (ответы детей)
-Тогда слушайте.
"ПОЧЕМУ ЖЕЛТЕЮТ ЛИСТЬЯ?" Осень. До трескучих зимних морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения. Перво-наперво листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки желтой краски. Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным - зеленым. Зеленый цвет листьям придает особое вещество - хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету.
Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается, разрушается и опять восстанавливается. Образование хлорофилла не отстает от его разрушения. Лист все время остается зеленым. Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листве убывает, и заметным становится желтый : лист желтеет. Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.
Осенний лес богат своими красками! Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода. Если осень затяжная, дождливая - окраска листвы от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной. Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать погоде сочными, яркими.
А вот с ольхи и сирени листва упадет зеленой, независимо от погоды. В их листьях, кроме хлорофилла, других красящих веществ нет.
КАК НАСТУПАЕТ ЛИСТОПАД? Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень - и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Уже в августе начинают желтеть листья березы и липы, а в первых числах сентября появляется золотой наряд у клена остролистного. В сентябре краснеет листва у рябин, в конце месяца надевают желтый и ярко-красный наряд осины. Все как по часам.
И действительно, у деревьев, как у всего живого, есть свои внутренние "часы". Эти "живые часы" чутко ощущают смену дня и ночи.
Укоротившиеся осенние дни как бы поворачивают в растении невидимый переключатель. Зеленый цвет заменяется желтым. Из листьев в ствол начинают оттягиваться питательные вещества. В черешках листьев тоже происходят изменения. Летом черешки листьев прочно скреплены с ветками.
А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком. Еще вчера листья не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами.
Что произошло? Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Теперь только несколько тонких волоконцев соединяют черешок листа с веткой. Даже легкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают.
Листья осыпались, люди подметают их и сжигают. Нужно ли сжигать листья? (ответы детей)
Ни в коем случае нельзя делать! Знаете почему? Когда-то эти листики были молодыми и зелёными. Но пришла осень, и листья опали, легли на землю густым ковром. Эти листья должны превратиться в перегной - очень ценное удобрение для тех же деревьев, с которых они слетели! Кроме того, ковёр из опавших листьев зимой защищает корни растений от мороза. А весной в этом толстом лиственном одеяле, как в губке, скапливается вода, которая постепенно поступает к корням деревьев и кустов, питая их. И вот ещё что важно! Под опавшими листьями живут разные насекомые: жуки и жужелицы, черви и бактерии, которые делают почву плодородной.
Если мы разведём костёр на лужайке, погибнут все насекомые живущие в траве, а так же и сама земля на месте кострища! И на этом месте в течение долгих лет обожжённая земля не зарастёт травой - посреди зелени так и будут чернеть ожоги. Есть еще одна причина. Мы говорили, что в листьях накапливаются разные вредные вещества и если мы их будем сжигать, то эти вещества с дымом разнесутся по воздуху, а мы будем этим воздухом дышать.
Беседа "Деревья и кустарники".
В- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лес - царство Деревьев. Ребята, а какие деревья и кустарники вы знаете?
Лес – это множество деревьев, растущих рядом на большом пространстве. Лес делится на несколько видов - лиственный, хвойный, смешенный.
В- Ребята, а как вы думаете, какие деревья растут в лиственном лесу? В лиственном лесу растут деревья с листьями…
В-Молодцы, лиственные деревья (берёза, дуб и другие).
- А в хвойном лесу? А в хвойном лесу деревья с иголками.
-Да, конечно, в хвойном лесу растут хвойные деревья (сосна, ель и другие).
-А в смешенном? В смешенном лесу растут разные деревья.
-Вы правы, в смешенном лесу растут и лиственные и хвойные деревья. То есть (берёза, дуб, сосна, ель и другие.
Как вы думаете, жители леса, деревья, относятся к живой природе (живой).
- Почему вы так решили? Давайте вспомним признаки живой природы. (дышит, двигается, размножается, растет, питается.)
- А нужна ли деревьям неживая природа? (Нужна)
-Правильно. Нужна. Солнце – источник света и тепла, вода – питание, воздух – деревья тоже дышат, почва нужна для прорастания семян, в ней находятся самые главные части деревьев – корни.
- Оказывается, в мире природы все взаимосвязано, и это главное правило природы.
- Скажите из каких частей состоит дерево? У дерева части: корень, ствол, ветви, листья, плоды;
-Из каких частей состоит кустарник? У кустарника: корень, тонкие стволы, ветки, листья, плоды.
-Чем похожи деревья и кустарники? У деревьев и кустарников есть корни и листья.
– Чем отличаются деревья и кустарники? У дерева один ствол, а у кустарника много.
- Как называют деревья, у которых растут листья? Лиственные.
- А деревья, у которых вместо листьев хвоинки? Хвойные.
Предлагаю вам немного отдохнуть
Ребята, покажите какие высокие деревья в лесу (дети поднимают руки вверх и тянуться на носочках). Покажите, а какие кустарники в лесу – низкие (дети приседают).
Еще раз покажите, какие деревья высокие, а какие кустарники низкие.
Вдруг подул ветер, и закачались наши деревья и кустарники. (наклоны вправо, влево).
- Дети, деревья – наши друзья. Они защищают нас с вами от жары летом своими листьями, очищают воздух от пыли, лес дарит грибы и ягоды, радует нас своей красотой в разное время года.
- Но всегда ли люди бережно относятся к деревьям? Например, некоторые дети, не задумываясь, ломают веточки деревьев.
- Мне хочется у каждого дерева поставить природоохранный знак. Показ. Как вы думаете, о чем он говорит?
- А о чем еще можно сказать в таких знаках? Не рубите живые деревья и кусты, не оставляйте мусор, не оставляйте незатушенным костер и т. д.
Итог: Что нового узнали? Что запомнилось?
- Закончить наше занятие хочется стихотворением
Чтобы воздух был чист и светел.
В каждом дереве клад богатый,
Лишь открыть его нужно ребятам.
Не губите, оберегайте,
Возле дома деревья сажайте.
Встанет лес из деревьев разных
И земля наша будет прекрасной.
Д\и «Да и нет», если ваш ответ означает «да», то вы хлопаете в ладоши, а если «нет», то топаете ножками.
Осенью цветут цветы? -нет
Осенью растут грибы?- да
Туманы осенью плывут? - да
Ну, а птицы гнёзда вьют?- нет
А букашки прилетают?- нет
Урожай все собирают?- да
Птичьи стаи улетают?- да
Солнце светит очень жарко? -нет
Можно детям загорать?- нет
Куртки, шапки надевать? - да
Часто, часто льют дожди?- да
С деревьев листья опадают? - да
Молодцы! Отвечали от души!
Осень умеет творить чудеса Раз, два, три… как листочки лети.
Д/и «Доскажи словечко».
1. На смену лету пришла (осень).
2. Люди осенью одеты (тепло).
3. Моросит мелкий… (дождь).
4. По небу гуляют серые (тучи).
5. Часто дует холодный… (ветер).
6. Листья на деревьях стали… (желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные).
7. С деревьев падают… (листья).
8. Птицы улетают… (в теплые края).
9. Зайчик меняет серую шубку на … (белую).
10. Солнце греет слишком… (мало).
11. Школьники идут с портфелями (в школу).
И. Соколов-Микитов. «Листопадничек».
Осенью, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три маленьких зайчонка.
Называют охотники осенних зайчат листопадничками. Каждое утро смотрели зайчата, как разгуливают журавли по зелёному болоту, как учатся летать долговязые журавлята.
— Вот бы и мне так полетать, — сказал матери самый маленький зайчонок.
— Не говори глупости! — строго ответила старая зайчиха.
— Разве зайцам полагается летать?
Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно. Стали собираться птицы к отлёту в тёплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с милой зелёной родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли: — Прощайте, прощайте, бедные листопаднички!
Улетели в далёкие страны крикливые журавли. Залегли в тёплых берлогах лежебоки- медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи.
Стало ещё скучнее в лесу. Заплакали листопаднички-зайчата :
— Что-то будет с нами? Замёрзнем зимой на болоте.
— Не говорите глупости! — ещё строже сказала зайчиха. — Разве замерзают зайцы зимой? Скоро вырастет на вас густая, тёплая шёрстка. Выпадет снег, будет нам в снегу тепло и уютно.
Успокоились зайчата. Только один, самый маленький Листопадничек - зайчонок никому покоя не даёт.
— Оставайтесь здесь, — сказал он своим братьям. — А я один побегу за журавлями в тёплые страны.
И убежал тихонько из родного гнезда маленький зайчонок искать журавлиные тёплые страны.
Бежал, бежал Листопадничек по лесу, прибежал к глухой лесной речке. Видит, бобры строят на речке плотину. Подгрызут острыми зубами толстое дерево, ветер подует, упадёт дерево в воду. Запрудили речку, можно ходить по плотине.
— Скажите, дяденьки, зачем вы валите такие большие деревья? — спрашивает Листопадничек бобров.
— Мы для того валим деревья, — говорит старый Бобр, — чтобы заготовить на зиму корм и новую хатку поставить для наших маленьких бобряток.
— А тепло в вашей хатке зимой?
— Очень тепло, — отвечает седой Бобр.
— Пожалуйста, возьмите меня в вашу хатку, — просит маленький зайчонок.
Переглянулись Бобр с Бобрихой и говорят:
— Взять тебя можно. Наши бобрятки будут рады. Только умеешь ли ты плавать и нырять?
— Нет, зайцы плавать и нырять не умеют. Но я скоро у вас научусь, буду хорошо плавать и нырять.
— Ладно, — говорит Бобр, — вот наша новая хатка. Она почти готова, осталось только крышу доделать. Прыгай прямо в хатку.
Прыгнул Листопадничек в хатку. А в бобровой хатке два этажа. Внизу, у воды, приготовлен корм для бобряток — мягкие ивовые ветки. Наверху настлано свежее сено. В уголке на сене сладко-сладко спят пушистые бобрятки.
Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, бобры над хаткой крышу поставили. Один обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко пришлёпывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры.
Поставили бобры крышу, стало в хатке тепло. Вспомнил Листопадничек своё светлое гнездо, старую мать-зайчиху и маленьких братьев.
«Убегу-ка в лес, — думает Листопадничек. — Здесь темно, сыро, можно замёрзнуть».
Скоро вернулись бобры в свою хатку. Отряхнулись внизу, обсушились.
— Ну как, — говорят, — как ты себя чувствуешь, зайчонок?
— У вас всё очень хорошо, — говорит Листопадничек. — Но мне нельзя здесь долго оставаться. Мне пора в лес.
— Что делать, — говорит Бобр, — если нужно, ступай. Выход из нашей хатки теперь один — под водою. Если научился хорошо плавать и нырять — пожалуйста.
Сунул Листопадничек лапу в холодную воду:
— Бр-р-р! Ах, какая холодная вода! Уж лучше, пожалуй, у вас на всю зиму останусь, я не хочу в воду.
— Ладно, оставайся, — говорит Бобр. — Мы очень рады. Будешь у наших бобряток нянькой, будешь им корм приносить из кладовой. А мы пойдём на реку работать, деревья валить. Мы звери трудолюбивые.
Остался Листопадничек в бобровой хатке. Проснулись бобрятки, пищат, проголодались. Целую охапку ивовых мягких веток притащил для них из кладовой Листопадничек. Очень обрадовались бобрятки, стали глодать ивовые ветки — быстро-быстро. Зубы у бобров острые, только щепки летят.
Обглодали, опять пищат, есть просят. Намучился Листопадничек, таская из кладовой тяжёлые ветки. Поздно вернулись бобры, стали прибирать свою хатку. Любят бобры чистоту и порядок.
— А теперь, — сказали они зайчонку, — пожалуйста, садись с нами кушать.
— Где у вас репка лежит? — спрашивает Листопадничек.
— Нет у нас репки, — отвечают бобры. — Бобры ивовую и осиновую кору кушают.
Отведал зайчонок бобрового кушанья. Горькой показалась ему твёрдая ивовая кора.
«Эх, видно, не видать мне больше сладкой репки!» — подумал Листопадничек-зайчонок.
На другой день, когда ушли бобры на работу, запищали бобрята — есть просят.
Побежал Листопадничек в кладовую, а там у норы незнакомый зверь сидит, весь мокрый, в зубах большущая рыбина. Испугался Листопадничек страшного зверя, стал изо всех сил колотить лапками в стену, звать старых бобров.
Услыхали бобры шум, мигом явились. Выгнал старый Бобр из норы незваного гостя.
— Это разбойница-выдра, — сказал Бобр, — она нам делает много зла, портит и разоряет наши плотины. Только ты не робей, зайчонок: выдра теперь не скоро покажется в нашей хатке. Я ей хороших тумаков надавал.
Выгнал Бобр выдру, а сам — в воду. И опять остался Листопадничек с бобрятами в сырой, тёмной хатке.
Много раз слышал он, как подходила к хатке, принюхиваясь, хитрая лисица, как бродила возле хатки злая рысь. Жадная росомаха пробовала ломать хатку.
За долгую зиму большого страху натерпелся Листопадничек-зайчонок. Часто вспоминал он своё тёплое гнездо, старую мать-зайчиху.
Раз случилась на лесной речке большая беда. Ранней весною прорвала вода построенную бобрами большую плотину. Стало заливать хатку.
— Вставайте! Вставайте! — закричал старый Бобр. — Это выдра испортила нашу плотину.
Бросились вниз бобрята — бултых в воду! А вода всё выше и выше. Подмочила зайчонку хвостик.
— Плыви, зайчонок! — говорит старый Бобр. — Плыви, спасайся, а то пропадёшь!
У Листопадничка со страху хвостик дрожит. Очень боялся холодной воды робкий зайчонок.
— Ну что с тобой делать? — сказал старый Бобр. — Садись на мой хвост да держись крепче. Я научу тебя плавать и нырять.
Уселся зайчонок на широкий бобровый хвост, крепко лапками держится. Нырнул Бобр в воду, хвостом вильнул — не удержался, как пуля, вылетел Листопадничек из воды. Волей- неволей пришлось к берегу плыть самому. Вышел на берег, фыркнул, встряхнулся — и со всех ног на родное болото.
А старая зайчиха с зайчатами спала в своём гнезде. Обрадовался Листопадничек, прижался к матери.
Не узнала зайчиха своего зайчонка:
— Ай, ай, кто это?
— Это я, — сказал Листопадничек. — Я из воды. Мне холодно, я очень озяб.
Обнюхала, облизала Листопадничка зайчиха, положила спать в тёплое гнездо. Крепко- крепко заснул возле матери в родном гнезде Листопадничек.
Утром собрались слушать Листопадничка зайцы со всего болота.
Рассказал он братьям и сёстрам, как бегал за журавлями в тёплые страны, как жил у бобров, как научил его старый Бобр плавать и нырять.
С тех пор по всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.
Георгий Скребицкий «Четыре художника. Осень».
Для своей работы Художник-Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Берёзы и клёны она покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко- красный, весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.
Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кровавую броню одеть».
Так и обрядила старика.
Глядит — а неподалёку, на самом краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи.
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого одела в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть какими были летом, такими и останутся.
Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.
Отправилась Осень из леса в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.
Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелё тных птиц: журавлей, гусей, уток.
Уж небо осенью дышало. А. С. Пушкин.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это.» (осень) Опустели наши грядки.
Огород и сад в порядке.
Ты, земля, еще рожай.
Мы собрали. (урожай) Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке — бархат синий.
Это что такое? (Иней)
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто. (листопад) Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный. (дождь) Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду. (лужи)
В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли. (зонт) Лист осенний долго кружит,
И его Варвара сушит.
А потом мы вместе с Варей
Дома делаем. (гербарий) Растут — зеленеют.
Упадут — пожелтеют,
Полежат — почернеют. (Листья.)
Пареньку почти семь лет.
За плечами ранец.
А в руках большой букет,
На щеках румянец.
Что за праздничная дата?
Отвечайте-ка, ребята! (1 сент.) Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер.)
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (Ягоды рябины.)
Птицы с длинными ногами
До весны простились с нами,
Машут крыльями вдали
И курлычут. (журавли).
С деревьев сыплются монетки
От сильного дождя и ветра.
Я подниму десять монеток
И соберу большой букетик. (Осенние листья) Льется он косой стеной
И стучит по нашим окнам.
Сам холодный, проливной,
А в саду беседки мокнут.
Лист осенний долго кружит,
Чтоб потом спуститься в лужу. (Осенний дождь)
Опыт «Почему лист зеленый?»
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? ( Дети: на ткани появились зеленые пятна).
Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым.
Итог: В- ребята, вам понравилось проводить опыты? О чем мы говорили, что запомнилось? (ответы детей)