Анастасия Водопьянова
Краткосрочный проект «В детский сад с улыбкой»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 43»
Срок реализации: 3 месяца
Разработал:
Педагог-психолог Водопьянова А. С.
Совместно с педагогами: групп раннего возраста №1 Тадевосян А. В. Архиповой Н. С. № 7 Туркина Г. В. Анискина Е. М.
младших групп № 2 Бузакина А. В. Третьяк Е. М, № 8 Алексеева О. С. Федотова Е. В.
специалисты музыкальный руководитель Доценко Е. В. Бутова Т. В.
г. Солнечногорск, 2018г
Публикация «Краткосрочный проект „В детский сад с улыбкой“» размещена в разделах
Автор проекта : педагог-психолог Водопьянова А. С. Совместно с педагогами групп раннего возраста №1 Тадевосян А. В. Архиповой Н. С. № 7 Туркина Г. В. Анискина Е. М. младших групп № 2 Бузакина А. В. Третьяк Е. М, № 8 Алексеева О. С. Федотова Е. В. специалисты музыкальный руководитель Доценко Е. В. Бутова Т. В.
Продолжительность проекта : август 2018г – октябрь 2018г
Тип проекта : социальный
Участники проекта : Дети младших групп и группы раннего развития, их родителей, воспитателей младших групп и группы раннего развития, специалисты ДОУ.
Актуальность проекта : состоит в том, чтобы успешно адаптировать детей и родителей к условиям детского сада.
Как известно работа с семьей - важная задача образовательной системы. И поэтому необходимо взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей.
Ребенок часто находится между этими двумя институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психическое развитие.
Проблема: С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками и малознакомыми ему взрослыми, новое помещение, совершенно другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка внезапно и одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Бесспорно, родители лучше других взрослых знают и любят своего ребенка. Но очень часто они, не имея опыта воспитания детей, могут принести вред. У молодых родителей нет достаточно глубокого представления и обучения, они малокомпетентны в вопросах воспитания, чрезмерно опекают своего ребенка. Многие родители не знают, как вести себя в период адаптации ребенка в детском саду. Поступление в детский сад часто вызывает стресс не только у ребенка, но и у родителей.
Чтобы избежать осложнений в период адаптации и обеспечить ее оптимальное течение, необходима четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психолога, медицинской сестры, во взаимодействие с родителями.
Цель проекта : Создание условия для комфортной благоприятной адаптации и ранней социализации детей к ДОУ через организацию взаимодействия педагогов и родителей.
Задачи проекта :
• Изучить научную и методическую литературу, разработать план работы по теме адаптация и ранней социализации детей 2-3 лет.
• Создать условия, обеспечивающие каждому ребенку физический и психологический подход.
• Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
• Оказывать квалифицированную консультационную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития, адаптации к ДОУ.
• Предупредить возможную передачу тревоги и нервного возбуждения от матери к ребенку.
• Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
• Раскрыть роль семьи в решении данной проблемы.
Ожидаемый результат:
• Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
• Позитивное развитие отношений в детском коллективе.
• Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
• Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
• Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей.
Реализация проекта :
Этапы проекта Содержание работы Ответственные
I этап Подготовительный 1. Сбор информации о семьях будущих воспитанников ДОУ. Заключение договоров с родителями. Формирование групп.
Заведующая
Педагог - психолог
2. Подбор и изучение необходимой литературы. Составление плана работы, подбор методик.
Ст. воспитатель.
Педагог - психолог
3. Знакомство с ребенком на основе медицинских документов (анамнеза, диспансерного листа)
Старшая медсестра
4. Знакомство педагогов с результатами медицинского обследования. Старшая медсестра
5. Организация развивающей среды в группе. Воспитатели
6. Повышение квалификации воспитателей в вопросах адаптации детей и взаимодействие с родителями.
Ст. воспитатель
Педагог-психолог
Музыкальный руководитель
7. Предварительное знакомство с детьми, посещение группы детьми вместе с родителями.
Педагог-психолог
Воспитатели
8. Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания (анкетирование родителей на выявление стиля и методов воспитания)
Педагог-психолог
II этап
Основной 1. Поэтапный прием детей в группу, постепенное увеличение времени пребывания детей в группе. Заполнение адаптационных листов.
Воспитатели
Педагог-психолог
2. Прогнозирование течения адаптации по результатам анкетирования, выявление групп «риска».
Ст. воспитатель
Педагог-психолог
Старшая медсестра
Воспитатели
3. Антропометрия в первый и последний день адаптации. Старшая медсестра
4. Осуществление систематического контроля за ребенком в группе (термометрия, кожные покровы, зев, стул)
Старшая медсестра
5. Наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое и психическое здоровье)
Старшая медсестра
Педагог-психолог
6. Ведение адаптационных листов Воспитатели
7. Использование элементов телесной терапии, игровых методов взаимодействия с ребенком. Воспитатели
8. Проведение информационных и тематических мероприятий. (Встречи, беседы, родительские собрания, семинары-практикумы, консультирование родителей по вопросам адаптации воспитанников.)
Ст. воспитатель
Педагог-психолог
Старшая медсестра
Воспитатели
Музыкальный руководитель
9. Оказание помощи воспитателям в установлении отношений с детьми и их родителями.
Педагог-психолог
10. Диагностика нервно-психического развития детей.
Педагог-психолог
11. Проведение коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома. Педагог-психолог
12. Мониторинг протекания процесса адаптации.
Ст. воспитатель
Педагог-психолог
Старшая медсестра
Воспитатели
13. Наглядные формы работы с родителями (уголки для родителей, памятки, буклеты, информационные стенды, публикации в газете «Мишутка») Ст. воспитатель
Педагог-психолог
Старшая медсестра
Специалисты ДОУ
Воспитатели
III Этап
Заключительный 1. Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей. Сравнительный анализ с уровнем адаптации в прошлом учебном году. Ст. воспитатель
Педагог-психолог
Старшая медсестра
Специалисты ДОУ
Воспитатели
2. Анкетирование родителей по итогам адаптации. Педагог-психолог
3. Рефлексия проводимых мероприятий, направленных на адаптацию детей к ДОУ в виде Круглова стола. Ст. воспитатель
Педагог-психолог
Старшая медсестра
Специалисты ДОУ
Воспитатели
Родители
4. Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единства требований воспитания в детском саду и дома.
Ст. воспитатель
Педагог-психолог
Старшая медсестра
Специалисты ДОУ
Воспитатели
5. Выпуск стенгазеты с фотоснимками детей «Я уже большой. Я уже не плачу!»
Воспитатели
Родители