Ризида Фарадисовна Хакимзянова
Краткосрочный проект сюжетно-ролевой игры «Морское путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : краткосрочный (май-месяц, групповой, игровой, познавательный.
Актуальность проекта :
Тематика данной сюжетно-ролевой игры актуальна, так как подводный Мир моря труднодоступен для повседневного обозрения. И в тоже время Человек чаще является потребителем, нежели созидателем в отношении обитателей морских глубин. Это позволит акцентировать внимание детей на бережном отношении к дарам природы (в частности, моря) и разумном их использовании.
Публикация «Краткосрочный проект сюжетно-ролевой игры „Морское путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Проекты. Проектная деятельность
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Знакомство с Чудесами Света и морскими путешествиями предоставляет возможность внести в сознание детей образ Человека как «Созидателя», обладающего большими возможностями.
Цель: самостоятельная организация сюжетно-ролевой игры и обогащение её содержания познавательной деятельностью.
Задачи:
- учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; подбирать и использовать предметы-заместители;
- обучать моделированию игрового диалога;
- обогащать знания детей об окружающем мире через ознакомление с морскими понятиями, представлении о корабле и морских профессиях, художественными произведениями по данной тематике и Чудесами Света различных временных периодов; расширения знаний детей об особенностях существования морских обитателей;
- подводить к самостоятельному развитию игровых замыслов;
- развивать память, воображение, творческие способности, интерес и желание познавать новое;
- формировать навыки позитивного общения со сверстниками;
- воспитывать уважение к человеку как к «Созидателю», бережное отношение к природе и её обитателям.
Ресурсное обеспечение:
- корабль (на прогулочном участке, веранда;
- якорь, штурвал, столик для кока, посуда для приготовления пищи; панорама (в виде экрана) для отображения материала;
- знаки обозначения:
- каюты для капитана и пассажиров,
- камбуз (кухня,
- кубрик (помещение для матросов,
- рубка (место управления кораблём для капитана и рулевого,
- медпункт;
- подбор художественных произведений о морских путешествиях;
- подбор материала о Чудесах Света (различных временных периодов);
- подбор морских понятий, иллюстраций морских обитателей и информации о них.
Участники проекта :
- воспитатели;
- дети подготовительной группы;
- родители.
Ожидаемый результат:
- самостоятельная организация сюжетно-ролевой игры «Морское путешествие»;
- использование детьми в игре морских понятий, общепринятыми для употребления на судах (наличие словарного минимума);
- информированность детей об особенностях существования морских обитателей; о морских путешествиях (из художественных произведений, о Чудесах Света.
План-схема организации сюжетно-ролевой игры :
I неделя - Подготовка к плаванию
Предварительная работа:
- чтение художественных произведений;
- знакомство с морскими понятиями, знаками обозначения, морскими профессиями.
Игровые действия:
Капитан: подбор членов команды, следит за порядком на корабле, намечает маршрут;
Боцман: организует текущий ремонт судна – мытьё, покраску, определение основных объектов на корабле;
Матросы: выполняют команды боцмана, приводят в порядок палубу, помогают пассажирам;
Кок: едет на базу, закупает провиант (продукты, посуду);
Пассажиры: покупают билеты, знакомятся с правилами поведения на корабле и его устройством, готовятся к совершению экскурсий;
Радист: проверяет наличие связи с другими кораблями, с диспетчерской службой на берегу, узнаёт последнюю перед отплытием сводку погоды;
Врач: закупает медикаменты, проверяет исправность медицинских приборов.
Атрибуты:
- корабль (на прогулочном участке, веранда,
- якорь, штурвал;
- тряпки, ведро с водой;
- руль (для шофёра - помощника кока, предметы-заместители продуктов, посуда, столик;
- значки-обозначения;
- наушники;
- медицинский халат, заместители медикаментов, медицинский чемоданчик.
II неделя - Путешествие на экскурсионном корабле по разным странам
(знакомство с Чудесами Света)
Предварительная работа:
- знакомство детей с Чудесами Света.
Игровые действия:
Штурман: следит за маршрутом плавания;
Экскурсовод: проводит экскурсии, задаёт вопросы пассажирам, отвечает на их вопросы;
Пассажиры: соблюдают правила поведения на корабле, посещают экскурсии – высаживаются на берег.
Атрибуты:
- карта с обозначениями;
- микрофон, экран обзора (иллюстрации);
- строительные приборы (лопатки, ведёрки, баночки с водой) для сооружения увиденных на экскурсии, красивых мест.
III неделя - Путешествие на исследовательском корабле
(спуск на морское дно)
Предварительная работа:
- знакомство с особенностями существования морских обитателей
Игровые действия:
Аквалангисты: опускаются на дно моря в аквалангах, проводят фотосъёмку и видеозапись;
Учё ные: изучают жизнь морских обитателей по видеозаписям и фотографиям, делают анализ.
Атрибуты:
- акваланг, фотоаппараты, видеокамера;
- мелки для рисования на асфальте
(для отображения результатов анализа особенностей существования морских обитателей).
IV неделя - Встреча двух кораблей
Предварительная работа:
- чтение художественных произведений.
Игровые действия:
Радист: устанавливает связь с другим кораблём, узнаёт сводку погоды на ближайшие дни, назначает место встречи;
Капитан: встречает пассажиров другого корабля;
Кок: готовит праздничный обед;
Матросы: помогают коку, встречают гостей;
Пассажиры другого корабля: пересаживаются на корабль друзей, беседуют с членами экипажа, угощаются за праздничным столом, рассказывают о своих путешествиях.
Атрибуты:
- карта с обозначениями совершённых остановок (для подведения итогов полученных знаний детей о морских обитателях, Чудесах Света).
Стратегия и механизмы реализации:
Содержание:
- беседа с детьми;
- подбор понятий, связанных с морем;
- подбор иллюстративного материала в сотворчестве с родителями;
- подбор информационного материала о морских обитателях;
- подбор художественных произведений о морских путешествиях;
- подбор информационного и иллюстративного материала о Чудесах Света
(в различные временные периоды);
- обогащение словарного запаса детей морскими понятиями;
- знакомство детей с особенностями существования морских обитателей;
- чтение художественных произведений о морских путешествиях;
- знакомство детей с Чудесами Света (в различные временные периоды);
Задачи:
- выявить знания детей о морских понятиях,обитателях моря,путешествиях;
- повысить интерес детей к теме сюжетно-ролевой игры;
- заинтересовать родителей, привлечь к проблемам группы;
- обогатить знания детей об особенностях существования морских обитателей;
- познакомить детей с художественными произведениями о морских путешествиях;
- расширить кругозор детей об особенных местах на нашей планете, подтверждающих безграничность человеческих возможностей;
- наличие минимального словарного запаса;
- воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям;
- заинтересовать жизнью людей, связанных с морем;
- воспитывать уважение к человеку как к «Создателю».
Результат:
- наличие проблемы – необходимости начать работу над проектом;
- подбор слов для оформления словаря «Морские понятия»;
- альбом «Морские обитатели»;
- информационная вкладка (в альбом «Морские обитатели»)
«Это интересно. Обитатели моря»;
- перечень литературы для родителей «Прочитайте детям»;
- консультация для родителей «Это интересно. Чудеса Света»;
- словарь «Морские понятия»;
- рисунки детей на асфальте цветными мелками;
- картотека художественных произведений «О тех,кто в море…»;
- карта «Наши морские путешествия по Чудесам Света»;
- диагностика.
Известные морские выражения :
«Семь футов под килем» - пожелание благополучного плавания, чтобы не сели на мель.
«Лечь в дрейф» - остановить судно, шедшее под парусами. Для этого паруса располагают таким образом, чтобы одни из них под действием ветра двигали корабль вперёд, а другие – назад. Таким образом, корабль фактически остаётся на месте.
«Держать нос по ветру» - при попутном ветре парус наполняется, и судно движется чётко вперёд, т. е. носом по ветру.
«Бить склянки» - это выражение у моряков обозначает меру времени. Раньше на кораблях пользовались песочными часами. Через каждые полчаса их переворачивали, и при этом ударял колокол. Несмотря на то, что стеклянные песочные часы давно вышли из употребления, выражение «бить склянки» осталось.
Перечень художественных произведений о морских путешествия :
- Борис Степанович Житков - «Морской плот»;
- Борис Степанович Житков – «Наводнение»;
- Борис Степанович Житков – «На льдине»;
- Борис Степанович Житков – «Как тонул один мальчик»;
- Борис Степанович Житков – «Как утонул пароход»;
- Борис Степанович Житков – «Как подняли пароход со дна»;
- Борис Степанович Житков – «Скат»;
- Борис Степанович Житков – «Белый домик»;
- Борис Степанович Житков – «История корабля»;
- Джозеф Редьярд Киплинг – «Откуда у кита такая глотка»;
- Б. Ржевский – «Памятник морским великанам» (из книги «Необычные памятники»);
- Лев Николаевич Толстой – «Прыжок».
Словарь "Морские понятия" :
Б
Баркас - самое большое гребное судно. На палубе такого корабля от 18 до 24-х вёсел.
Борт - боковая часть корабля, позволяющая пассажирам свободно прогуливаться по палубе.
Боцман - тот, кто следит за чистотой и порядком на корабле.
Бриг - двухмачтовый парусный корабль.
И
Иллюминаторы - окна круглой формы на корабле для проветривания внутренних помещений и освещения.
К
Камбуз - кухня на корабле.
Каюта - место для отдыха для капитана, пассажиров.
Киль - продольный и плоский брус по всей длине судна в середине его днища, похож на плавник у рыбы.
Клипер - трёхмачтовое судно, отличающееся быстрым ходом.
Кок - повар на корабле.
Крейсер - военное судно, несущее разведочную, охранную и дозорную службу.
Кубрик - внутреннее жилое помещение, в котором располагаются матросы.
М
Мель - дно моря (реки, настолько загрязнённое, что корабль не может свободно проплыть, не коснувшись этого места своим килем.
Миля - мера движения корабля на море, равная 1852 метрам.
Р
Рубка - место управления кораблём для рулевого под командованием капитана.
Рулевой - помощник капитана.
Т
Трап - лестница на корабле.
Ш
Штурвал - рулевое колесо на корабле.
Шхуна - небольшое двух- или трёхмачтовое судно прибрежного плавания.
Ю
Юнга - подросток, обучающийся морскому делу.
Альбом "Морские обитатели" :
Информационная вкладка (о морских обитателях) "Это интересно" :
содержит интересную информацию о морских обитателях.
В ходе реализации игрового проекта дети узнали много нового о морских профессиях; запомнили необычные для них понятия и выражения; открыли для себя неизвестное о "Чудесах Света" и жизни обитателей моря. Дошкольники освоили роли и самостоятельно включались в игру.
В ходе реализации проекта оформлены :
- словарь "Морские понятия";
- иллюстрированный альбом о морских обитателях;
- информационная вкладка о морских обитателях "Это интересно";
- перечень литературы для родителей "Прочитайте детям";
- консультация для родителей "Это интересно. Чудеса Света".