Марина Перцева
Краткосрочный проект «Сказки А. С. Пушкина» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект «Сказки А. С. Пушкина»
для детей старшего дошкольного возраста.
Вид проекта: краткосрочный.
Время реализации проекта: 03.02.2025-10.02.2025.
Участники проекта: педагоги, дети и родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Цель: продолжать знакомить с русской литературой, дать краткие сведения о жизни и деятельности русского поэта и писателя А. С. Пушкина, познакомить с его произведениями, научить понимать образность выражений, слышать ритм в его стихотворениях и сказках, наслаждаться мелодичностью строк. Приобщать к активной творческой деятельности, стимулировать познавательный интерес, вызывать желание читать, слушать, смотреть сказки Пушкина, воспитывать любовь к книге. Развивать образное мышление, память, воображение, фантазию, связную (диалогическую и монологическую) речь.
Задачи:
- расширять знания детей о русском писателе и его творчестве, используя разнообразный иллюстрационный материал; - расширять представления детей о русском поэте; - развивать познавательные процессы, творческие способности, используя различные техники изобразительной, театрализованной деятельности; - воспитывать любовь к природе через поэзию.
Разработка проекта.
• Подбор материала, ориентированного на возраст 5-6 лет.
Разработка познавательного развития (беседы, оформление детских работ, картины, рассматривание иллюстраций)
• Планирование игровой деятельности.
• Взаимодействие с семьей.
Предполагаемый результат:
- формирование у детей интереса к чтению;
- расширение знаний у детей о русском поэте А. С. Пушкине;
- развитие воображения, пополнение словарного запаса, проявление творческих способностей;
- читая стихотворения, дети учатся видеть красоту природы.
Реализация проекта.
Этапы
1. Подготовительный
1. Подбор познавательного и иллюстрационного материала о творчестве А. С. Пушкина.
2. Подготовить интерактивную игру «У Лукоморья…»
3. Русская сказка «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке»,
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».
Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».
4. Консультация для родителей
«Знакомство со сказкой». Повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе.
- подготовка атрибутов для продуктивной деятельности;
- подбор музыкального сопровождения;
- подбор демонстрационного материала, атрибутов для творческой, познавательной деятельности);
- обновление предметно-развивающей среды группы.
2. Основной 1. Совместно познавательная деятельность «Знакомство с творчеством А. С. Пушкина».
2. Экскурсия в Детскую библиотеку.
3. Беседа «А. С. Пушкин – русский поэт».
4. Чтение сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке».
Просмотр картинок различных художников иллюстраторов по данному произведению, обсуждение увиденного.
5. Чтение сказки: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».
Просмотр картинок различных художников иллюстраторов по данному произведению, обсуждение увиденного
6. Чтение сказки «Сказка о золотом петушке».
Просмотр картинок различных художников иллюстраторов по данному произведению, обсуждение увиденного.
7. Отгадывание загадок по сказкам.
8. Прослушивание
музыки из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
9. Собери пазлы по сказкам А. С. Пушкина.
10. Сюжетно –ролевые игры: «Библиотека».
11. Лепка «Белка»
12. Изготовление «Золотых скорлупок»
3. Заключительный - Выставка рисунков по сказкам А. С. Пушкина.
- Викторина «У Лукоморья…»
Сценарий викторины «У Лукоморья.»для старших дошкольников
Цель: формировать интерес к сказкам А. С. Пушкина.
Задачи:
1. Продолжать знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина;
2. В игровой форме повторить и закрепить у детей знания о содержании сказок. С. Пушкина;
3. Развивать речь, образное мышление, память;
4. Ращвивать умение разыгрывать небольшие театральные постановки;
5. Воспитывать духовно-нравственные качества дошкольника через сказки, любовь к русским писателям, учить беречь книги.
Предварительная работа:
-просмотр презентации «Биография А. С. Пушкина»;
- чтение сказок А. С. Пушкина;
- рассматривание иллюстраций и рисование сюжетов из сказок А. С Пушкина;
- слушание фрагментов из опер Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», М. И. Глинки «Руслан и Людмила»;
- просмотр фильмов «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке» и тд. ;
Ход викторины:
Ведущий. Мы рады приветствовать участников викторины: команды «Золотой петушок» и «Золотая рыбка»! Тема сегодняшней игры – сказки Александра Сергеевича Пушкина. Оценивать ваши ответы будут жюри. (Представляют членов жюри). Помните: игроки должны действовать дружно, не выкрикивать ответы и не перебивать друг друга. Если команда не сможет ответить на вопрос, право ответа передается игрокам команды - соперницы. Команды, поприветствуйте друг друга!
Члены команд скандируют приветствия и девизы, затем садятся на стульчики.
Ведущий. Мы оказались в удивительной стране Лукоморье, где живут ваши старые знакомые – герои сказок Пушкина. Они приготовили для вас интересные задания. Готовы ли вы их выполнять? (Да). Желаю вам удачи!
На экран выходит картина с изображением ученного кота.
1 задание. Любимое слово ученого кота – «сказка». Подберите к нему родственные слова.
Члены команд в течение одной минуты произвольно ходят по залу, выбирая из карточек, разложенных на ковре, те, на которых написаны слова «сказочник», «сказочный», «рассказ», «сказатель», «присказка», «сказочка» и т. п. ,
Ведущий. Ученый кот приготовил для вас сказочные вопросы.
2 задание. Вопросы команде «Золотая рыбка».
Как называется сказка, в которой черная зависть и злоба были наказаны, а доброта и кротость вознаграждены? («Сказка о мертво царевне и о семи богатырях»).
Какой предмет был дан царице в приданное (Зеркало).
Почему царица хотела извести молодую царевну (Она завидовала красоте и молодости царевны).
У кого поселилась царевна? (У семи богатырей).
С каким предложением обратились богатыри к девушке? (Они просили царевну стать невестой одного из них).
Почему девушка им отказала? (Потому что у нее был жених).
Как царица погубила падчерицу? (Дала ей отравленное яблоко).
К кому обращался царевич Елисей за помощью во время поисков невесты? (К солнцу, месяцу. Ветру).
Кто помог Елисею? (Ветер).
Что сказала царевна, когда проснулась? (Как же долго я спала).
От чего умерла в конце сказки злая царица (От тоски).
Вопросы команде «Золотой петушок».
Как называется сказка о том, как завистливые девицы пытались разбить семью своей сестры. (Сказка о царе Салтане).
Одна из сестер стала царицей, вторая – ткачихой, а третья? (Поварихой).
Почему ткачиха и повариха хотели извести сестру? (Они ей завидовали).
Как спаслись царица с сыном? (Царевич попросил волну вынести на берег бочку, а потом выдавил ее дно).
Кого царевич спас от коршуна? (Лебедь).
Каким именем нарекся царевич? (Князь Гвидон).
Сколько раз князь Гвидон плавал с корабельщиками и для чего? (Гвидон хотел повидать отца и три раза пробирался на корабль купцов).
В кого превращался Гвидон? (В комара, муху, шмеля).
Почему Гвидон, превращаясь в насекомых. Кусал ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху (Они не хотели, чтобы царь Салтан посетил остров Гвидона).
Какие чудеса появились на острове Буяне благодаря Царевне Лебеди? (Город с дворцом, чудесная белка, тридцать три богатыря).
Какую службу несли богатыри и кто ими командовал? (Богатыри обходили остров дозором. Ими командовал дядька Черномор).
Назвал ли царь Салтан ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху? (Нет, он их простил и отпустил домой).
Ведущий. Ученый кот просит отметить правильные ответы на вопросы.
Задание 3. Вопросы команде «Золотая рыбка.»
К кому обратился царь Додон за помощью?
К Звездочету;
к волшебнику;
к злой колдунье.
Что подарил мудрец царю?
Волшебную палочку;
золотого петушка;
сундук с драгоценностями.
Что пообещал царь звездочету?
Исполнить любую его просьбу;
Заплатить;
Угостить.
Что попросил мудрец у Додона за золотого петушка?
Полцарства;
Сундук золота;
Шамаханскую царицу.
За что был наказан царь?
За невыполнение обещания;
За жестокость;
За доверчивость.
Вопросы команде «Золотой петушок».
О чем просила старика рыбка?
Отпустить ее в море;
Отправить ее в подводное царство;
Приходить чаще.
За что бранила старика старуха?
за то, что он ничего не поймал;
за то, что не взял откупа у рыбка;
за то, что долго был на рыбалке.
Что сначала получила от золотой рыбки старуха?
Корыто;
Избу;
Нарядный сарафан.
Почему рыбка не исполнила последнее желание старухи?
Не расслышала просьбу из-за шторма;
Рассердилась а старуху и решила ее наказать;
Была занята другими делами.
Какой была старуха в сказке?
Хитрой;
Коварной;
Жадной.
Ведущий. Ученый кот благодарит вас за старание. А мы отправляемся по неведомым дорожкам Лукоморья. За кустами кто-то прячется. Это наверное, леший. (На экране появляется картина с изображением лешего). Ребята, давайте поприветствуем его.
Раз грибок, два грибок
По тропинке леший шёл,
На поляне гриб нашёл. (Ходьба на месте.)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок. (Приседания.)
Леший охает: устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся, (Потягивания — руки вверх.)
А потом назад прогнулся,
А потом вперёд прогнулся
И до пола дотянулся. (Наклоны вперёд и назад.)
И налево, и направо
Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку. (Дети садятся.)
дание 3. Он очень любит слушать звуки леса и предлагает вам музыкальный вопрос. Послушайте отрывки из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», написанной по сюжету одноименной сказки Пушкина. Назовите эпизоды, которым они посвящены.
Звучит аудиозаписи музыкальных картинок «Море», «Белка», «Царевна Лебедь», «Полет шмеля». Команды поочередно рассказывают, какие эпизоды они иллюстрируют.
Задание 4.
Ведущий. Есть еще игра для вас,
Так сыграем мы сейчас:
Я начну строку читать,
Вам придется продолжать.
По очереди члены команд завершают стихотворные строки.
Жил старик со своею (старухой)
У самого (синего моря).
Ветер, ветер! Ты (могуч,
Ты гоняешь (стаи туч).
И кричит: «Кири-ку-ку!
Царствуй (лежа на боку)».
Ветер по морю… (гуляет)
И кораблик (подгоняет).
Он бежит себе (в волнах)
На раздутых (парусах).
Сказка ложь, да в ней… (намек).
Добрым молодцам (урок).
Ведущий. Вы прекрасно справились с заданиями лешего. Настало время отдохнуть.
Включается музыка дети танцуют, а родители повторяют движения за детьми.
Ведущий. Кого мы еще можем увидеть на дорожках Лукоморья? (На экране появляется картинка с изображением Бабы-яги.) Нам навстречу «…ступа с Бабою-ягой идет бредет сама собой».
Задание 5. Баба-яга просить объяснить значение непонятных ей слов и выражений.
Капитаны получают карточки с заданиями, вместе с членами команд обсуждают их и выполняют.
Задание команде «Золотой петушок».
Объясните пословицу «Долг платежом красен». К какой сказке она подходит?
Объясните выражение «остаться у разбитого корыта». Героиня какой сказки осталась у разбитого корыта и почему?
Задание команде «Золотая рыбка».
Объясните пословицу «Как аукнется, так и откликнется». К какой сказке она подходит?
Что означает выражение «расти не по дням, а по часам»? Про героя какой сказки можно так сказать?
Задание 6.
Ведущий. Баба-яга предлагает вам заменить старинные слова на современные.
Члены команд поочередно называют слова.
Лихо (плохо).Дивясь (удивляясь).Персты (пальцы).Кликать (звать).Бранится (ругать).Ступай (иди).Надобно (надо).Град (город).Издалече (издалека).Величать (называть).
Задание 7.
Ведущий. Баба-яга заколдовала некоторых героев сказок. Расколдуйте их: соберите из частей целые картинки.
В течение минуты дети собирают разрезанные картинки, разложенные на столах.
Ведущий. Ребята, давайте поблагодарим бабу-ягу за ее интересные задания.
В темном лесу есть избушка
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Ведущий. А кто спрятался в ветвях дуба? Да это русалка! (На экране появляется картинка с изображением русалки).
Задание 8. Какие задания она для вас приготовила? Русалка предлагает угадать героев сказок по описанию. Читает отрывки из сказок. Команды поочередно называют персонажей.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
(Царевна из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях)
Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
(Богатыри из «Сказки о царе Салтане.»)
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею.
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Старуха из «Сказки о золотой рыбке»).
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане…»).
Задание 9.
Ведущий. А сейчас, дорогие участники. Вам предстоит рассказать, какой была царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
Команды подходят к мольбертам, на котором закреплены листы бумаги. Дети в течение минуты называют прилагательные, а взрослые из записывают. Затем листы с характеристиками передаются в жюри.
Задание 10.
Ведущий. Русалки любят менять обличье. А вы смогли бы превратиться в героев сказок Пушкина?
Один участник из каждой команды имитирует интонацию и движения сказочного героя и говорит от его имени.
Ах ты мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло!
Ну скажи, как можно ей
Быть во всем меня милей?
Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Ведущий. Последнее задание приготовил для вас Кощей Бессмертный. (На экране появляется картинка с изображением Кощея Бессмертного).
Задание 11. В своем сундуке он собрал так много сказочных предметов, что теперь сам не помнит, что из какой сказки.
Участники команд поочередно достают из сундука картинки с изображением сказочных предметов, загадывают о них загадки и предлагают команде – сопернице назвать предмет.
Свойство чудное имело,
Говорить оно умело.
(Зеркало).
…Соку сладкого полно,
Так румяно и душисто.
(Яблоко).
…В них скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд.
(Орехи).
…Засмолили, покатили
И пустили в океан.
(Бочка).
Ведущий. Наше пребывание в Лукоморье подошло к концу. Вы дружно справились с заданиями, показали прекрасное знание сказок Пушкина. С героями этих сказок вы встретитесь еще не раз.
А теперь я предлагаю вам создать своими руками орешки с золотыми скорлупками.

