Елена Анатольевна Крючкова
Краткосрочный проект «Русская матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила и провела воспитатель:
Крючкова Е. А.
2019 год
Паспорт проекта
Тип проекта : познавательно-игровой.
Вид проекта : краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Актуальность заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей трудно чем – либо удивить. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.
Публикация «Краткосрочный проект „Русская матрёшка“» размещена в разделах
Значимая для детей проблема: как появилась матрешка, какие бывают матрешки? На решение этой проблемы и направлен наш проект.
Недостаток знаний о русских народных матрёшках был выявлен при анкетировании детей в форме беседы.
Цель: воспитать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной матрёшки; приобщить детей к прекрасному; формировать у детей чувство патриотизма.
Задачи для детей:
- познакомить детей с историей матрёшки как видом народного промысла;
- дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме;
- развивать сенсорные навыки;
- научить видеть необычное в обычном;
- учить получать радость от увиденного;
- освоить некоторые художественные элементы;
- содействовать развитию творческих способностей детей.
Для родителей:
- вызвать интерес к русской народной игрушке;
- приобщать к истокам русской народной культуры;
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Для педагога:
- способствовать творческой активности детей;
- создать условия для формирования у детей познавательных умений;
- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;
- развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Предметно – развивающая среда:
- игрушки матрёшки;
- иллюстрации матрёшек.
Ожидаемый результат:
1. Знакомство с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор).
2. Разучивание простейших элементов росписи.
3. Получить представление о цветовой гамме матрёшек.
4. Научить различать особенности разных матрёшек.
5. Расширение и активизация словарного запаса слов.
Этапы проекта :
1 этап. Подготовительный.
1. Осуществляется подбор литературы: стихотворений, потешек, загадок, сказок и рассказов о матрешке. Составление картотеки.
2. Подбор различных картинок, фотографий, наглядного материала о матрешках.
3. Подбор дидактических и подвижных игр: «Разложи и собери матрешек вместе», «Что из чего сделано?», «Угадай на ощупь», «Собери матрешку», «Народные промыслы», «Спрячь матрешку», «Найди сестричку для матрешки», «Разложи матрешек по величине», «Матрешки и ложки», «Прячем Матрешку», «Бегите к Матрешке», и т. д.
4. Подбор презентаций о народном декоративно-прикладном искусстве.
2 этап. Основной
Мероприятия для детей.
1. Беседы с детьми на темы: «Русская игрушка – матрёшка», «Из чего сделана матрёшка».
2. Чтение художественной литературы: Л. Некрасовой «Мы веселые матрешки», В. Приходько «Матрёшка на окошке», С. Маршака «О матрёшках», В. Берестова «Матрешкины потешки», Владимира Моисеева «Кто матрешку сделал, я не знаю», Ю. Володиной «Танец матрешек», стихи о матрешках Е. Крысина, Р. Карапетяна, Л. Громовой, Н. Радченко, А. Кулешовой, С. Иванова.
Образовательная деятельность:
1) Познавательно-исследовательская деятельность. Ознакомление с социальным миром «Знакомство с русской матрёшкой».
2) Изобразительная деятельность. Рисование «Украсим сарафаны матрёшкам». Аппликация «Русская матрешка».
3) Познавательно-исследовательская деятельность: Формирование элементарных математических представлений «Матрёшки в гостях у ребят».
4) Двигательная. Утренняя гимнастика «Заводные игрушки». Хороводная игра «Матрёшка»
3. Просмотр презентации «Матрёшки»
Для родителей:
1. Консультация «Как играть с матрёшкой».
2. Оформление папки – передвижки «Матрёшка – самая известная русская игрушка»
3 этап. Заключительный
1. Продуктивная деятельность: выставка детского творчества.
2. Презентация проекта
3. Кукольный театр «Матрёшка и Капризка»
Результат проекта :
1. Дети знают историю происхождения матрешки, появление ее на Руси; о народных умельцах изготовления матрешки, особенности русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узоры).
2. У детей повысился интерес к изучению народной культуры России.
3. Они могут передавать элементы росписи матрешек.
4. Совместная деятельность способствует укреплению детско – родительских отношений в области приобщения детей к народной культуре России, воспитания патриотизма, духовно – нравственных ценностей.
5. Повысилась педагогическая культура родителей, что позволило педагогу установить с ними доверительные и партнерские отношения.
Используемая литература
1. Богатеева З. А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. – М. : Просвещение, 2002.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М., 2008.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С-П., 1998.
4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа: учебно – методическое пособие. - М. : «Цветной мир», 2012.
5. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2003.