елена дорошко
Краткосрочный проект по экологическому воспитанию «Деревья — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Краткосрочный проект по экологическому воспитанию
«Деревья - наши друзья»
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.
Направление проекта : экологическое воспитание.
Тип проекта :
• по количеству участников – коллективный
Публикация «Краткосрочный проект по экологическому воспитанию „Деревья — наши друзья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2024
• по продолжительности – краткосрочный
( 2 недели: с 22 марта по 5 апреля 2024г.)
• по содержанию: познавательно – исследовательский.
Интегрируемые образовательные области:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие.
Актуальность проекта :
Экологическое образование ребенка дошкольника начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми он сталкивается каждый день. Повсеместно нас окружают деревья, мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Ведь деревья – это легкие Земли, источник кислорода, а значит, источник здоровья. Однако дошкольники, воспринимают дерево как обычное явление, не подозревая, какой огромный и интересный мир скрывается за ним, играя, ломают ветки деревьев, рвут листья, обдирают кору. Зачастую такое небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Таким образом, возникла необходимость в создании данного проекта.
Данный проект раскрывает ценность деревьев через доступные восприятию проектно – исследовательские, игровые формы работы.
Суть проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно – нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы – обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.
Формулировка проблемы: «Зачем нужны деревья? Каково влияние деревьев на окружающую среду? Что дают деревья для жизни людей : пользу или вред? Что мы можем сделать, чтобы деревьям жилось хорошо?»
Цель проекта : формировать у детей подготовительной к школе группы познавательный интерес о деревьях, как о живых объектах и объектах необходимых для жизни человека посредством проектной деятельности.
Задачи проекта :
Задачи для детей:
Образовательные:
• Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.
• Изучить взаимодействия дерева с окружающим миром в ходе наблюдений и бесед.
• Способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях, их разнообразии и ролью в жизни людей.
• Изучить влияния деятельности человека на жизнь дерева.
• Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой).
Развивающие:
• Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, экспериментировать.
• Развивать познавательные и творческие способности детей.
Воспитательные :
• Воспитывать любознательность, активность, бережное, заботливое отношение к деревьям, доброжелательное отношение друг к другу.
Задачи для воспитателя :
• создание системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника о деревьях и их значении в жизни человека.
• совершенствование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;
Задачи для родителей:
• помогать развивать у детей желание исследовать деревья, не нанося им вред.
• содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково - познавательную деятельность;
Методы и приёмы используемые в реализации проекта :
• Словесные: беседы, познавательное чтение художественной литературы, объяснения, словесные инструкции, экологические занятия.
• Наглядные: рассматривание иллюстраций, фото, картин художников, живых объектов, наблюдение.
• Практические: вопросы проблемно – поискового характера, опыты, дидактические игры
Технологическая карта проекта
• Теоретическая значимость проекта : систематизация и расширение имеющихся теоретических представлений у детей о деревьях (особенности строения, произрастания).
•Практическая значимость проекта : формирование экологически грамотного и безопасного для природы поведения, развитие творческих способностей детей.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап:
– Постановка проблемы, формирование проблемных вопросов;
– Определение цели и задач;
– Определение актуальности и значимости проекта;
– Подбор методической литературы для реализации проекта;
– Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.
II. Основной этап:
- Реализация комплекса мероприятий направленного на достижение поставленной цели.
- Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
III. Заключительный этап
Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
Организация экологической викторины «Деревья – наши друзья»
Подведение итогов проекта.
Предполагаемые результаты для детей:
- у детей будут сформированы:
устойчивые представления о деревьях родного края, об их пользе для человека и значении в природе;
навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;
- повысится познавательный интерес к растительному миру;
- расширятся коммуникативные и творческие способности детей;
- дети научатся любить, охранять и беречь родную природу, соблюдать правила безопасного поведения в лесу.
Предполагаемые результаты для родителей:
- активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.
Ожидаемые результаты для воспитателя :
- повышение профессионального уровня в области реализации проектов для детей дошкольного возраста.
Предварительная работа:
- подбор иллюстративного материала по теме;
-подбор литературы по теме;
-подбор дидактических игр по экологии;
-наблюдение в природе на прогулке;
-беседы.
Продукт проектной деятельности :
создание папки с материалом по теме «Деревья – наши друзья» для работы с детьми: загадки, стихотворения о деревья; пословицы, поговорки и приметы про деревья;
картотека дид/игр,
конспекты занятий,
выставка детских рисунков «Моё любимое дерево»,
выставка детско-родительских рисунков «Спасём деревья – спасём планету»,
разработанные рекомендации и консультации для родителей.
План проекта
Познавательное развитие
Задачи: развивать память, мышление, воображение, систематизировать представление детей о многообразии деревьев, воспитывать интерес к природе, бережное отношение к ней.
1. Беседы с детьми:
«Деревья нашего участка и наших лесов»,
«Что ты знаешь о деревьях»,
«Почему не нужно срезать и ломать ветки?»
«Как появляются деревья»;
«Как деревья помогают человеку»;
«Деревья – легкие земли»,
«Почему нужно беречь и охранять деревья»;
«Почему листья опадают, а хвоинки нет?»
«Как делают бумагу?»
2. НОД
«Деревья - наши друзья»
«Зачем нужны деревья?»
«Сдай макулатуру - спаси дерево!»
Мастер-класс «Изготовление бумаги из вторичного сырья»
Экологическая викторина «Деревья - наши друзья»
3. Рассматривания
- рассматривание иллюстраций о деревьях.
- рассматривание деревьев на прогулке.
- рассматривание строения дерева.
- рассматривание коры деревьев, листьев, иголок.
- рассматривание семян различных деревьев.
- исследование веточек с деревьев.
4. Дидактические игры
«Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим, развитие речи.
«Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена кленовый, осины – осиновый и т. д.).
«Найди дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.
«Собери дерево» Цель: детям раздаются карточки с разными частями дерева : ствол, корни и т. д., они должны на доске собрать дерево, формировать представление строении деревьев.
«Что сначала, что потом». Цель: формировать представление о деревьях в разное время года; воспитывать эстетическое восприятие; бережное отношение к деревьям.
«С какого дерева листок». Цель: развивать мышление, закрепить знания о внешнем виде деревьев, совершенствовать умение сопоставлять листья с деревьями, обогащать словарный запас.
«Подбирай, запоминай, называй» Цель: учить находить картинку, называть изображение на них в соответствии со временем года.
«Что лишнее». Цель: развивать внимание, логику, умение сравнивать и сопоставлять.
«Опиши, я отгадаю». Цель: формировать правильное представление о деревьях, развивать речь детей.
5. Опытно-экспериментальная деятельность:
Опыт «Кораблик путешествия» (свойства дерева). Цель: ознакомление с некоторыми свойствами дерева.
Опыт на улице «Рассматривание и сравнение коры различных деревьев».
Цель: научить детей находить сходства и отличия коры деревьев
Опыт «Ветка березы в воде». Цель: показать детям, что деревья живые организмы.
6. Прогулка
• Наблюдения за березкой, елью, тополем, лиственницей, сосною.
• Составление рассказов о своем любимом дереве.
Речевое развитие
Задачи: развивать связную речь, выразительность речи; обогащать словарный запас путём введения новых слов; закреплять умение рассказывать о деревьях по плану; мнемотаблице.
Составление рассказа о дереве по предложенной схеме мнемотаблице.
Словесная игра «Опиши дерево, а мы угадаем».
Вечер загадок и отгадок на тему «Деревья нашего края».
Ознакомление детей с художественной литературой
Чтение художественной литературы и беседы по её содержанию:
Чтение «Жизнь дерева» А. Лопатина.
Цели: воспитывать бережное отношение к деревьям.
Чтение рассказа Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?»
Цели: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
Чтение рассказа Н. Некрасова «Зелёный шум».
Цели: прививать любовь к зелёным братьям и сёстрам».
И. Семенова «Березка», С. М. Прошин «Деревья – наши друзья»
Цели: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
1. «Зелёная страна» Е. Серова.
Цель: прививать любовь к зелёным братьям и сёстрам.
2. «Мудрость дерева» А. Лопатина.
Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
3. «Жизнь дерева» А. Лопатина.
Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.
4. «Липкины дары» А. Лопатина.
Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.
Отгадывание загадок по теме «Деревья»
Художественно – эстетическое развитие
Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года, репродукций картин пейзажистов.
- рисование на тему «Моё любимое дерево»;
- рисование «Дерево в разные времена года»;
- составление коллажа «Деревья наши друзья»;
- раскраски по теме.
Прослушивание:
-запись «Голоса леса».
Социально-коммуникативное развитие
Задачи: способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, побуждать к проведению игр.
Развивать социально-личностные качества каждого ребё нка: самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля.
Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.
Настольные игры «Времена года», «Найди дерево по семенам, листку», Собери и назови (разрезные картинки «Деревья», «Что сначала, что потом».
Сюжетно – ролевая игра «Экскурсия в лес».
Проблемные ситуации «Если бы не было деревьев», «Нужны ли деревья в детском саду».
Беседы «Чем опасно сухое дерево?», «Почему нужно беречь деревья?».
Дидактическая игра «Как вести себя в лесу».
Ситуация общения «Дерево заболело».
Физическое развитие
- П/и «Раз, два, три к дереву беги!»
- Пальчиковые игры «На горе мы видим дом», «Деревья – друзья», «Ветер по лесу летал».
- Физминутка «Ветер дует нам в лицо».
Работа с родителями
Консультация по теме «Как знакомить детей с деревом».
Рекомендации: «Прогулки с детьми на природу».
Консультация: «Будем заботиться, и беречь природу».
Консультации для родителей «В гости к деревьям», «Прогулки по лесу»;
Создание папки-передвижки для родителей «Лес – наше богатство», «Правила поведения в лесу»;
Экскурсии по территории детского сада, рассматривание деревьев, сравнивание друг с другом, похожи или нет;
Чтение художественной литературы с ребенком дома по теме проекта.
Подбор книг, иллюстраций по данной теме.
Совместное художественное творчество с ребёнком в домашних условиях «Спасём деревья – спасём планету».
Достигнутые результаты:
В результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта, у детей сформированы представления о деревьях, их разнообразии и роли в жизни людей. Дети узнали много интересного о жизни деревьев и кустарников, о функциональных особенностях систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.
Воспитанники группы узнали значение деревьев в жизни всех живых объектов природы и стали понимать, почему нельзя ломать ветки деревьев, стали бережнее к ним относиться. Ребята более гуманно стали обращаться с объектами природы и соблюдают правила безопасности на природе.
У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:
Всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны и людям и животным.
В группе обогащё н уголок природы: материалами для экспериментирования, познавательной литературой, дидактическими играми, предметными картинками на экологическую тематику.
Педагогом группы были созданы картотеки:
- Картотека загадок о деревьях.
- Картотека стихотворений о деревьях, кустарниках.
- Картотека пословиц, поговорок и примет про деревья.
- Картотека бесед и сказок по теме «Деревья и кустарники».
Родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проходимых в детском саду, они ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность. У родителей повысился уровень осведомлённости об экологическом воспитании дошкольников. Экологическое просвещение родителей дает больший плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта : педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволило добиться высоких результатов: развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Вывод:
• Проект способствовал расширению представлений детей и родителей о деревьях, повышению у них познавательного интереса.
Перспективы на будущее:
- продолжать изучать природу, растения и деревья родного края;
- познакомить с самыми необычными представителями растительного мира, которые встречаются на планете «Земля».